ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-994/2012 от 28.02.2012 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Астрахань 28 февраля 2012 года

Ленинский районный суд г. Астрахани

в составе председательствующего судьи Д.В. Широковой,

при секретаре Л.Н. Кадралиевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании решения органа местного самоуправления незаконным, обязании произвести определенные действия, суд

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель ФИО1 в порядке ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратилась в суд с заявлением о признании решения органа местного самоуправления незаконным, указав в обоснование своих доводов, что постановлением Администрации г.Астрахани от (дата обезличена) заявителю предоставлен за плату в частную собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для эксплуатации навеса. Во исполнение постановления администрации г.Астрахани в части приобретения земельного участка ею, (дата обезличена), в адрес Управления земельными ресурсами администрации г.Астрахани, направлено заявление со всеми необходимыми документами с просьбой произвести расчет выкупной стоимости земельного участка с целью последующего оформления договора купли-продажи земельного участка, при этом, в заявлении указывалась просьба при подготовке расчета выкупной стоимости земельного участка учесть право на льготный выкуп, предусмотренный нормами Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Ответом от (дата обезличена) заявителю отказано в применении льготного коэффициента к расчету выкупной стоимости земельного участка, а так же в подготовке самого расчета выкупной стоимости с указанием на необходимость статуса индивидуального предпринимателя. Полагает, что таким решением со стороны органа местного самоуправления нарушаются права и охраняемые законом ее интересы, просит суд признать решение Администрации г.Астрахани в лице Управления земельными ресурсами, выразившееся в отказе произвести перерасчет выкупной стоимости земельного участка, незаконным и обязать Администрацию г.Астрахани в лице Управления земельными ресурсами Администрации г.Астрахани произвести перерасчет выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с учетом требований Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ».

Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечено Управление земельными ресурсами администрации г.Астрахани.

В судебном заседании заявитель ФИО1 требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.

Представители заинтересованных лиц Администрация г.Астрахани, Управление земельными ресурсами Администрации г.Астрахани в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причины неявки в суд не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо возражений по существу заявленных требований суду не представили, суд, руководствуясь положениями ст. 257 Гражданского процессуального кодекса РФ, с согласия заявителя, принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

-имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

-соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).

-соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора дарения от (дата обезличена)ФИО1 является собственником нежилого объекта, навеса, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> литер строения <данные изъяты>, что подтверждается представленными суду свидетельством о государственной регистрации права серии , данными договора дарения от (дата обезличена).

Как следует из имеющегося в материалах дела постановления администрации г.Астрахани от (дата обезличена), ФИО1 предоставлен земельный участок для эксплуатации навеса с (дата обезличена) в аренду до даты регистрации права собственности на земельный участок.

Для реализации своего права по оформлению земельного участка в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, заявитель обратилась в орган местного самоуправления, Управление земельными ресурсами администрации г.Астрахани с заявлением о производстве расчета выкупной стоимости земельного участка, одновременно просила учесть право на льготный выкуп, что подтверждается представленной суду копией заявления от (дата обезличена).

Как следует из представленного суду сообщения Управления земельными ресурсами администрации г.Астрахани от (дата обезличена), для расчета выкупной стоимости земельного участка заявителю предложено предоставить документы, подтверждающие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, после чего Управление земельными ресурсами администрации г.Астрахани вернется к рассмотрению обращения. Как усматривается из оспариваемого заявителем решения органа местного самоуправления мотивом отказа в проведении перерасчета выкупной стоимости земельного участка органом местного самоуправления было указано на отсутствие у неё статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ, обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В силу ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу ч.2.1 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие земельного кодекса РФ» (в ред. от 12.12.2011), собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ (ред. от 12.12.2011), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие земельного кодекса РФ», (в ред. от 12.12.2011), до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N Д23-354, права собственников объекта недвижимости на выкуп земельного участка определены ст. 36 Земельного кодекса РФ, п. 1 которой установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

При этом, как указано в письме, выкупная стоимость земельного участка определяется двумя способами. В первом случае применению подлежит п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ ""О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"" (далее - Закон N 137-ФЗ), в соответствии с которым действует льготный порядок определения цены выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Цена выкупа земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. При этом, как указано в письме, право на льготную цену связано с объектом недвижимости, отчужденным из государственной или муниципальной собственности. Определяющим критерием применения указанных выше цен при выкупе земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, исходя из системного толкования закона, предусмотренное право на льготный выкуп земельного участка определяется статусом самого земельного участка, а не статусом субъекта, который намерен приобрести земельный участок в собственность. Ограничительное толкование ст.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» привело бы - в нарушение закрепленного в ст.19 Конституции РФ принципа равенства, - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного и муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях.

Как подтверждается представленным заявителем письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от (дата обезличена), домовладение по адресу <адрес> первоначально значилось за Фондом муниципального имущества города Астрахани, что само по себе предоставляет заявителю право приобрести земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу с учетом применения при расчете его выкупной стоимости льготного коэффициента.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ч.3 ст. 3 Земельного кодекса РФ).

Участниками земельных правоотношений, в соответствии со ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

При этом, индивидуальных предпринимателей, как участников земельных правоотношений законодатель не называет. Не указаны индивидуальные предприниматели и в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В качестве лиц, имеющих право приобрести земельные участки в собственность законодатель называет граждан и юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом особенности купли-продажи земельных участков под объектами недвижимости, отчужденными из государственной собственности, устанавливаются с учетом требований Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ».

Однако, в статье 2 названного Федерального закона среди участников земельных правоотношений законодатель называет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, несмотря на то, что в качестве участников земельных и гражданских правоотношений законодатель определяет граждан, юридических лиц, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и непосредственно Российскую Федерацию. Индивидуального предпринимателя как субъекта гражданских прав законодатель не индивидуализирует. В ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, законодатель лишь говорит о праве гражданина заниматься предпринимательской деятельностью.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что понятие: «индивидуальный предприниматель», который законодатель употребляет применительно к выкупу земельного участка, тождественно понятию: «гражданин», который является участником земельных и гражданских правоотношений.

Данное обстоятельство подтверждается также положениями ст. 23 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В соответствии со ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Суд считает, что поскольку участниками земельных правоотношений могут быть именно граждане, при рассмотрении обращения заявителя по вопросу перерасчета выкупной стоимости земельного участка сотрудниками Управления земельными ресурсами Администрации г.Астрахани должна быть применена аналогия закона, то есть применение к правоотношению норм гражданского законодательства, регулирующих сходные отношения (аналогия закона). При этом применимость норм гражданского законодательства к земельным правоотношениям прямо предусмотрена ст.3 Земельного кодекса РФ.

В силу ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные правовые нормы, представленные суду доказательства, анализируя при этом каждое в отдельности и в своей совокупности, суд приходит к выводу, что отказ ФИО1 Управлением земельными ресурсами администрации г.Астрахани от (дата обезличена) по расчету выкупной стоимости земельного участка на льготных условиях ввиду отсутствия у ФИО1 статуса индивидуального предпринимателя, противоречит нормам вышеприведённого действующего законодательства, т.е. содержание оспариваемого решения противоречит требованиям закона, регулирующего данные правоотношения, в связи с чем заявление в порядке ст. 254 ГПК РФ ФИО1 обоснованно, и муниципальный орган обязан устранить в полном объеме допущенное препятствие прав и свобод заявителя, произведя расчет выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для эксплуатации навеса с учетом положений Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 о признании решения органа местного самоуправления незаконным, обязании произвести определенные действия, удовлетворить.

Признать решение Администрации г.Астрахани в лице Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани, от (дата обезличена), выразившееся в отказе ФИО1 произвести расчет выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> - незаконным.

Обязать Администрацию г.Астрахани в лице Управления земельными ресурсами Администрации г.Астрахани произвести расчет выкупной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для эксплуатации навеса, с учетом требований Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ».

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца через районный суд, вынесший решение.

Решение изготовлено и отпечатано в совещательной комнате.

Судья: подпись Д.В. Широкова