№2-994/2021
03RS0032-01-2021-002053-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2021 года г. Бирск
Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Кашапова Д.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гридневой Е.Н.,
с участием представителя истца Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан по доверенности ФИО1, представителя истца ООО «Мотор-Холдинг» по доверенности ФИО2, представителя Администрация городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, ООО «Мотор-Холдинг» к Администрации городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, ООО «Компания «Потенциал» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к Администрации городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, ООО «Компания «Потенциал» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия.
В обоснование иска указано, что объект культурного наследия регионального значения «Дом купца Мотыгина», расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-р поставлен на государственную охрану. На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ памятник зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №. Приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден предмет охраны памятника. Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены границы территории памятника. На объект культурного наследия в порядке, установленным статьей 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство) от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ собственником (правообладателем) Объекта является общество с ограниченной ответственностью «Мотор-Холдинг» (далее - ООО «Мотор-Холдинг»).
По реализации проекта благоустройства общественного пространства в городе Бирске - победителе Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды Архитектурно - парковый ансамбль «Бирское время» вблизи объектов культурного наследия регионального значения «Дом купца Мотыгина» и «Магазин купца Иванова» Администрацией городского поселения города Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (далее - Администрация городского поселения г. Бирск), в лице главы администрации городского поселения город Бирск, ФИО4, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Обществом с ограниченной ответственностью «Компания Потенциал» (далее - ООО «Компания Потенциал») в лице ФИО5, действующего на основании Устава, с другой стороны, на основании результатов размещения электронных аукционов (Протоколы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ) заключили муниципальные контракты: № от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении капитального ремонта по объекту «Капитальный ремонт сквера им. Ленина и Октябрьской площади в г. Бирск»; № от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работы по объекту «Благоустройство сквера им. Матросова и прилегающей территории в г. Бирск Республики Башкортостан».
ДД.ММ.ГГГГ Управлением на основании статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ выдано задание № на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Магазин купца Мотыгина», расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которых установлено следующее. На территории, прилегающей к зданию (Объекту) проводятся работы по благоустройству территории, ведется капитальный ремонт сквера им. В.И. Ленина и Октябрьской площади в г. Бирск. В частности проведены работы по устройству (организации) нового пешеходного тротуара из брусчатки (плитки), вплотную примыкающего к стенам (фасадам) Объекта. Организована система водоотведения дождевых и талых вод (водоотводные лотки). Также рядом со зданием (Объектом) возведено (построено) ограждение из бетонных плит (бортовых камней), в плане прямоугольной формы. Внутреннее пространство ограждения, а также близлежащая территория засыпана песчано-гравийной смесью, песком, щебнем, землей, устанавливаются бордюры (бортовые камни). Высота ближней к Объекту стенки ограждения составляет более 50 см. В результате проведенных работ уровень тротуара около Объекта был поднят выше ранее существующего. Местами новый пешеходный тротуар закрывает 3 кирпичных кладки стены Объекта. Работы проводились подрядчиком ООО «Компания Потенциал» на основании заключенных муниципальных контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ с Администрацией городского поселения г. Бирск.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Администрации городского поселения г.Бирск, Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан направлено предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием: произвести снижение (измененных) вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров) в первоначальное положение с предоставлением срока их выполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ На предостережение Управления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского поселения г. Бирск дан ответ (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) в котором указано, что предлагаемые меры, указанные в предостережении, а именно: изменение вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров), рядом со зданием «Магазин купца Мотыгина», приведет к ухудшению физического состояния здания. Таким образом, в результате проведения работ по благоустройству прилегающих к зданию участков превышены вертикальные отметки тротуарного замощения (покрытий тротуаров) и дорожных покрытий, изменен характер существующего рельефа, что отражается на визуальном обзоре фасадов здания (визуальном восприятии объекта культурного наследия).
Также истец указывает, что производство земляных работ (отрывка траншей, котлованов и др.) вблизи фундаментов объектов культурного наследия должно выполняться только по специальному разрешению эксплуатирующей организации, а также соответствующего органа охраны объекта культурного наследия, за исключением шурфов, отрываемых для их осмотра, разрешение на которые выдает орган охраны объекта культурного наследия в установленном порядке («Методические рекомендации по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», разработанные в 2016 году и одобренные Научно-методическим советом по культурному наследию при Минкультуры России, письмо Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ№). Администрация городского поселения г. Бирск и подрядчик ООО «Компания Потенциал», имея установленную законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия, обязанность по его сохранению, нарушили требования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», что выразилось в проведении работ на объекте культурного наследия с нарушением установленным указанным законом требований. До настоящего времени работы по сохранению объекта ответчиками не произведены.
В ходе рассмотрения дела от третьего лица ООО «Мотор-Холдинг» поступило ходатайство о привлечении к участию по делу в качестве соистца, указав в обоснование заявления, что ООО «Мотор-холдинг» является собственником объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца Мотыгина», расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее — Объект). Границы зоны охраны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, требования к градостроительным регламентам в границах территории охранной зоны и зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности Объекта установлены постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№. В силу требований Постановления № установлен запрет на изменение характеристик исторических и природных ландшафтных объектов (превышение вертикальных отметок дорожных покрытий и покрытий тротуаров), изменение характера существующего рельефа.
По заказу Администрации городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Обществом с ограниченной ответственностью «Компания «Потенциал» (подрядчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «СтройБирь» (субподрядчик) в 2020 году проведены работы по капитальному ремонту сквера им. Ленина и Октябрьской площади в г. Бирск, включающие в себя ряд работ по организации порожного покрытия и покрытия тротуара в охранной зоне объекта культурного наследия. Как установлено проверкой Управления (задание на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения от ДД.ММ.ГГГГ№, акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, фотографии Объекта), работы выполнены с многочисленными нарушениями — без выполнения проекта работ лицензированной организацией, без утверждения проекта органом по охране объектов культурного наследия, без выполнения работ лицензированным подрядчиком, с демонтажем водонепроницаемой отмостки и крыльцев, с превышением вертикальных отметок дорожного покрытия и покрытия тротуара и без гидроизоляции здания. Как результат, допущенные при организации работ нарушения привели и продолжают приводить к повреждению Объекта — намоканию стен, затоплению помещений (акт совместного осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ с фотографиями, письмо арендаторов от ДД.ММ.ГГГГ, письмо от ДД.ММ.ГГГГ№, письмо от ДД.ММ.ГГГГ с фотографиями).
ООО «Мотор-холдинг» неоднократно обращалось в Управление (письма от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ вх. №) и Администрацию (письма от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) по поводу необходимости устранения допущенных нарушений и возмещение вреда, причиненного объекту культурного наследия. В соответствии с ответами Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес Администрации направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований к охранным зонам объектов культурного наследия, истребуются необходимые документы. Вопреки изложенному Администрация, ООО «Компания «Потенциал» и общество с ограниченной ответственностью «СтройБирь» не приняли никаких мер к восстановлению положения Объекта, существовавшего до нарушения.
На основании изложенного, ООО «Мотор-холдинг» поддержало заявленные Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан исковые требования к Администрации городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, ООО «Компания «Потенциал» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия, изложив их в той же редакции.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мотор-Холдинг» было привлечено к участию по делу по их ходатайству в соистца.
На основании изложенного, истцы просят суд обязать Администрацию городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан и общество с ограниченной ответственностью «Компания «Потенциал» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести территорию примыкающую к зданию, объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца Мотыгина», расположенному по адресу: <адрес>, в состояние до выполнения не согласованных с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан работ по благоустройству, провести работы рядом со зданием - объектом культурного наследия регионального значения «Дом купца Мотыгина» по демонтажу бетонных плит, бортовых камней, снижению (изменению) вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров), по гидроизоляции наружных конструкций здания, расположенных ниже уровня тротуара.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу были привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Архитектурная Мастерская», ООО «Независимый центр дорожной экспертизы», ООО «СтройБирь».
В судебном заседании представитель истца Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. Пояснила суду, что ответчиками были произведены работы по благоустройству прилегающей к объекту культурного наследия регионального значения «Магазин купца Мотыгина», расположенного по адресу: <адрес>. В результате данных работ уровень тротуара к около объекта был поднят выше ранее существующего, что является нарушением требований пунктов «д» и «е» раздела 1 охранной зоны приложения № к Постановлению Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены зоны культурного наследия регионального значения «Бывший Свято-Троицкий собор» и требования градостроительных регламентов в границах данных зон. Также пояснила суду, что ответчиками были проигнорированы требования пунктов 4.1.4 и 4.1.6 муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, все работы по благоустройству вблизи объекта культурного наследия были произведены без согласования с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, что является нарушением ФЗ №79 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В судебном заседании представитель истца ООО «Мотор-Холдинг» по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, по доводам изложенным в иске.
В судебном заседании представитель Администрация городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать в их удовлетворении. Пояснил суду, что Администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку все проведено проектной организацией ООО «Архитектурная мастерская», все проекты, все сметные работы, строительство выполнялось под техническим надзором. Вся проектная, а также сметная документация прошла государственную экспертизу, поэтому было вынесено положительное заключение. Экспертиза государственная, она уполномочена запрашивать и проверять поступающую информацию, а также несет ответственность по поводу того, является ли спорный объект, объектом культурного наследия. В данном случае работы проводились как ООО «Потенциал», так и ООО «Архитектурная мастерская». В связи с чем, считает, что Администрация не является надлежащим ответчиком. Также пояснил, что решение суда будет неисполнимым, в связи с тем, что нужно будет убирать все, что было сделано, на что нужно будет где-то запрашивать денежные средства и находить подрядные организации. Поддержал доводы возражения на исковое заявление.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Компания Потенциал» не явился, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Направили в суд отзыв на исковое заявление, в котором просили отказать в его удовлетворении.
В судебное заседание представитель третьего лица ООО «Архитектурная Мастерская» не явился, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В судебное заседание представитель третьего лица ООО «Независимый центр дорожной экспертизы» не явился, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Направили в суд отзыв на исковое заявление, в котором просили отказать в его удовлетворении.
В судебное заседание представитель третьего лица ООО «СтройБирь» не явился, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Направили в суд отзыв на исковое заявление, в котором просили отказать в его удовлетворении.
Согласно ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате судебного заседания, не просивших суд об отложении рассмотрения дела.
Опрошенный в ходе рассмотрения дела в качестве специалиста начальник архитектурного и исторического отдела Управления по охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан - ФИО6 пояснил суду, что в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение в части сметной стоимости проведения проектных работ, усматривается, что в абсолютных отметках произошло завышение относительно строительных высотных отметок. Завышение произошло за счет увеличения толщины основного покрытия и увеличения толщины несущего слоя дорожного покрытия. Соответственно, исходя из этого увеличилась высотность, что изменяет архитектурный облик объекта культурного наследия, а также создает иные направления движения грунтовых вод, дождевой и талой воды. В связи с этим изменяется состояние объекта культурного наследия и возможно изменяется состояние грунта под фундаментом. Возможно, изменяется и состояние самого фундамента. Любые строительно-монтажные работы, производимые при объектах капитального строительства, в том числе, капитальный ремонт, это градостроительный вид деятельности, они должны проводиться в соответствии с проектной документацией. В соответствии с ч.13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ и ст.45 ФЗ №73, в состав проектной документации необходимо было разработать раздел проектной документации «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия», включающего оценку воздействия проводимых работ на объектах культурного наследия, которые подлежат государственной историко-культурной экспертизе. Также это устанавливается в соответствии со ст.ст. 28, 30, 36 федерального закона №73 «Об объектах культурного наследия». Заказчиком проектная документация, исходя из положительного заключения экспертизы проектной документации, является орган местного самоуправления, то есть Администрация городского поселения г. Бирск муниципальный район Бирский район РБ. В функции Администрации входит сохранение и использование объектов культурного наследия, памятников истории и культуры, находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия, памятников истории и культуры местного муниципального значения, расположенных на территории муниципального района. В данном случае, Администрация при формировании задания проектировщика естественно знала обо всех объектах культурного наследия, расположенных на территории поседения г. Бирск, в связи с чем, при подготовке технического задания для проектирования данного капитального ремонта благоустройства должна была включить информацию об объектах культурного наследия. Исходя из вышеуказанных федеральных законов, Градостроительного кодекса РФ, ответчики обязаны были включить необходимость подготовки раздела по сохранению объектов культурного наследия.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с абз.1 статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия возложена обязанность организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (подпункт 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.
Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (части 1,2 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 2 Устава муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» в состав муниципального района входит городское поседение город Бирск.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 4 Устава городского поселения г.Бирск к вопросам местного значения Городского поселения в том числе относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Городского поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Городского поселения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что объект культурного наследия регионального значения «Дом купца Мотыгина», расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ поставлен на государственную охрану.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ памятник зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №.
Приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден предмет охраны памятника. Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены границы территории памятника.
Также на объект культурного наследия в порядке, установленным статьей 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство) от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что собственником данного объекта является соистец общество с ограниченной ответственностью «Мотор-Холдинг» (далее - ООО «Мотор-Холдинг»).
В процессе реализации проекта благоустройства общественного пространства в городе Бирске - победителе Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды Архитектурно - парковый ансамбль «Бирское время» вблизи объектов культурного наследия регионального значения «Дом купца Мотыгина» и «Магазин купца Иванова» Администрацией городского поселения города Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (далее - Администрация городского поселения г. Бирск), в лице главы администрации городского поселения город Бирск, ФИО4, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Обществом с ограниченной ответственностью «Компания Потенциал» (далее - ООО «Компания Потенциал») в лице ФИО5, действующего на основании Устава, с другой стороны, на основании результатов размещения электронных аукционов (Протоколы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ) заключили муниципальные контракты:
1) № от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении капитального ремонта по объекту «Капитальный ремонт сквера им. Ленина и Октябрьской площади в г. Бирск»;
2) № от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работы по объекту «Благоустройство сквера им. Матросова и прилегающей территории в г. Бирск Республики Башкортостан».
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Компания Потенциал» и ООО «СтройБирь» заключен договор на выполнение капитального ремонта сквера им. Ленина и Октябрьской площади в г.Бирск.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Компания Потенциал» и ООО «СтройБирь» заключен договор субподряда №/СП на выполнение благоустройства сквера им.Матросова в г.Бирск.
Дополнительным соглашением № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ стороны изложили п. 3.2.1 Контракта в новой редакции, изменив лимит финансирования по контракту на 2019-2020 годы.
Дополнительным соглашением № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ стороны в соответствии с п.3.12 и п.16.3 пришли к соглашению об увеличении цены муниципального контракта на сумму 9 870 000,00 рублей, изменив лимит финансирования на 2019-2020 годы.
Дополнительным соглашением № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ стороны изложили п. 2.1 Контракта в новой редакции, изменив календарные сроки выполнения работ по контракту, установив окончание работ ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ стороны в соответствии с п.3.11 пришли к соглашению об увеличении цены муниципального контракта на сумму 1 164 640,75 рублей.
Дополнительным соглашением № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ стороны изложили п. 2.1 Контракта в новой редакции, изменив календарные сроки выполнения работ по контракту, установив окончание работ ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ стороны изложили п. 2.1 Контракта в новой редакции, изменив календарные сроки выполнения работ по контракту, установив окончание работ ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ стороны в соответствии с п.3.11 пришли к соглашению об увеличении цены муниципального контракта до 17 927 550,61 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением на основании статьи 11 Федерального закона №73-ФЗ выдано задание № на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Магазин купца Мотыгина», расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которых установлено следующее.
На территории, прилегающей к зданию (Объекту) проводятся работы по благоустройству территории, ведется капитальный ремонт сквера им. В.И. Ленина и Октябрьской площади в г. Бирск. В частности проведены работы по устройству (организации) нового пешеходного тротуара из брусчатки (плитки), вплотную примыкающего к стенам (фасадам) Объекта. Организована система водоотведения дождевых и талых вод (водоотводные лотки). Также рядом со зданием (Объектом) возведено (построено) ограждение из бетонных плит (бортовых камней), в плане прямоугольной формы. Внутреннее пространство ограждения, а также близлежащая территория засыпана песчано-гравийной смесью, песком, щебнем, землей, устанавливаются бордюры (бортовые камни). Высота ближней к Объекту стенки ограждения составляет более 50 см. В результате проведенных работ уровень тротуара около Объекта был поднят выше ранее существующего. Местами новый пешеходный тротуар закрывает 3 кирпичных кладки стены Объекта. Работы проводились подрядчиком ООО «Компания Потенциал» на основании заключенных муниципальных контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ с Администрацией городского поселения г. Бирск.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Администрации городского поселения г.Бирск, Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан направлено предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием: произвести снижение (измененных) вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров) в первоначальное положение с предоставлением срока их выполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского поселения г. Бирск дан ответ за исх. № в котором указано, что предлагаемые меры, указанные в предостережении, а именно: изменение вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров), рядом со зданием «Магазин купца Мотыгина», приведет к ухудшению физического состояния здания. Таким образом, в результате проведения работ по благоустройству прилегающих к зданию участков превышены вертикальные отметки тротуарного замощения (покрытий тротуаров) и дорожных покрытий, изменен характер существующего рельефа, что отражается на визуальном обзоре фасадов здания (визуальном восприятии объекта культурного наследия).
ООО «Мотор-Холдинг» также неоднократно обращалось в Управление по государственной охраны объектов культурного наследия Республики Башкортостан (письма от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ вх. №) и в Администрацию городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (письма от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) по поводу необходимости устранения допущенных нарушений и возмещения вреда, причиненного объекту культурного наследия.
Однако Администраций городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, ООО «Компания «Потенциал» и ООО «СтройБирь» не были приняты какие-либо меры по восстановлению существующего до начала работ положения объекта.
Сам факт изменения вертикальных отметок в сторону завышения рядом с объектами культурного наследия регионального значения - «Дом купца Мотыгина» и «Дом купца Иванова» не отрицается Администрацией городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, что следует из представленного суду возражение на исковое заявление (л.д. 30-31 том 4).
Также данный факт подтверждается представленными по запросу суда техническими характеристиками на выполнения работ по объекту, техническим заданием, ведомостями объема работ и актами приема-передачи выполненных работ.
В обоснование своих возражений ответчики ссылаются на проведенную государственную экспертизу экспертами ООО «Архитектурная Мастерская». В связи с чем, считают, что все работы соответствуют предъявляемым им требованиям и выполнены в соответствии с техническим заданием.
Суд к данному доводу относится критично, в связи со следующим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историкоградостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Согласно частям 2,3,7 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Бывший Свято-Троицкий собор», расположенного по адресу: <адрес>, и требования к градостроительным регламентам в границах территории данных зон (далее - Постановление №).
Согласно требованиям Постановления № территория, прилегающая к вышеуказанным объектам культурного наследия, относится к территориям объектов культурного наследия и охранной зоны вышеуказанного объекта культурного наследия, в связи с чем, проведение работ по благоустройству территории регламентируется установленными требованиями.
Требованиями пунктов «д» и «е» раздела 1 охранной зоны приложения № к Постановлению № установлен запрет: «на изменение характеристик исторических и природных ландшафтных объектов (превышение вертикальных отметок дорожных покрытий и покрытий тротуаров)»; «изменение характера существующего рельефа».
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно пункта 4.1.4 муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ Подрядчик обязан согласовать схемы объекта капитального ремонта с эксплуатирующими организациями, имеющими коммуникации на данной территории. Перед началом производства работ Подрядчику необходимо оформить ордер на производство земельных работ в Муниципальном казенном учреждении «Управление благоустройства» городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан с предоставлением всех необходимых документов согласно действующих нормативно-правовых актов.
Из пункта 4.1.6 указанного контракта следует, что Подрядчик осуществляет Работы по Контракту в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и законодательства РФ.
Согласно части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи.
В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в состав проектной документации в обязательном порядке включаются документация, разделы проектной документации, предусмотренные указанными федеральными законами.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в состав проектной документации необходимо было разработать раздел проектной документации «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия», включающего оценку воздействия проводимых работ на объектах культурного наследия, которые подлежат государственной историко-культурной экспертизе. Также данное требование предусмотрено ст.ст. 28, 30, 36 ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
На основании вышеизложенного, Администрация городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан при составлении проектной документации должна была внести пункт о согласовании проводимых работ на территории объекта культурного наследия регионального значения «Магазина купца Мотыгина» с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.
В то же время, в положительном заключении экспертизы проектной документации выполненной ООО «Архитектурная мастерская», данные пункты отсутствуют, имеется лишь ссылка на то, что данное согласование не требуется, что свидетельствует о том, что ответчики не обращались в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в целях согласования проводимых работ на территории объекта культурного наследия регионального значения «Магазина купца Мотыгина».
Доказательств свидетельствующих об обратном, в силу требования ч.1 ст.56 ГПК РФ, суду не представлено.
Также, суд обращает внимание на то, что Администрации городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан еще до начала работ по благоустройству вблизи объектов культурного наследия регионального значения «Дом купца Мотыгина» и «Магазин купца Иванова» было известно об историко-культурной ценности указанных объектов, что усматривается из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН, охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, как установлено материалами дела истцы неоднократно обращались к Администрации городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан с требованиями об устранении допущенных нарушений и возмещения вреда, причиненного объекту культурного наследия, по результатам которого было вынесено предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ, которое было оставлено без удовлетворения.
Таким образом, Администрация городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан и подрядчик ООО «Компания Потенциал», имея установленную законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия обязанность по его сохранению, нарушили требования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», что выразилось в проведении работ на объекте культурного наследия с нарушением установленным указанным законом требований.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, ООО «Мотор-Холдинг» к Администрации городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, ООО «Компания «Потенциал» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, ООО «Мотор-Холдинг» к Администрации городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, ООО «Компания «Потенциал» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия удовлетворить.
Обязать Администрацию городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан и общество с ограниченной ответственностью «Компания «Потенциал» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести территорию примыкающую к зданию, объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца Мотыгина», расположенному по адресу: <адрес>, в состояние до выполнения не согласованных с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан работ по благоустройству, провести работы рядом со зданием - объектом культурного наследия регионального значения «Дом купца Мотыгина» по демонтажу бетонных плит, бортовых камней, снижению (изменению) вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров), по гидроизоляции наружных конструкций здания, расположенных ниже уровня тротуара.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 сентября 2021 года.
Судья подпись Д.М. Кашапов
Копия верна
Подлинник решения суда находится в материале
дела № 2-994/2021 Бирского межрайонного суда РБ
Решение08.09.2021