ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-994/2021 от 10.06.2021 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело № 2-994/2021

УИД 43RS0017-01-2021-001265-34

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 10 июня 2021 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области

в составе председательствующего судьи Мартыновой С.Н.,

при секретаре Сивковой Е.Е.,

с участием помощника городского прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-994/2021 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды,

установил:

Кирово-Чепецкий городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В обоснование требований указано, что в рамках прокурорской проверки <дата> осуществлен осмотр про­изводственной территории по адресу: <адрес>, на которой расположены, принадлежащие ответчику, - открытый склад, котельная с двумя сушильными камерами, здание проход­ной, производственный цех, административное здание, цех лесопиления. Земельный участок с кадастровым номером ***, на котором расположены здания, сооружения, также находится в собственности у ФИО1 В ходе осмотра территории, расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***, обнаружены места накопления отходов I-V классов опасности:

- отходы полипропиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 120 04 51 5) накапливаются в металлических емкостях, расположенных на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов у организаций отсутствует;

- отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 4 34 110 02 29 5) накапливаются в металлических емкостях, располо­женных на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов у организаций отсутствует;

- отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минераль­ного волокна незагрязненные (код по ФККО 4 57119 01 20 4) накапливаются в металлической емкости, расположенной на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов специализированным организациям отсутствует;

- опилки и стружка натуральной чистой древесины несортирован­ные (код по ФККО З 05 291 11 20 5) накапливаются в бункере циклона, а также на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствуют.

- древесные отходы из натуральной чистой древесины несортирован­ные (код по ФККО З 05 290 00 00 О) накапливаются навалом на территории, в отсутствии защиты ветра и осадков. Определить наличие водонепроницае­мой поверхности места накопления отходов не представилось возможным, из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствуют;

- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродук­тами (код по ФККО 9 19 204 00 00 О) накапливается в четырех металличе­ских бочках на открытой площадке на территории предприятий без крышки. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует;

- бой бетонных изделий (код по ФККО З 46 200 01 20 5) накапли­вается навалом на территории, в отсутствии защиты ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует;

- отходы изолированных проводов и кабелей (код по ФККО 4 82 302 01 52 5) накапливаются навалом на территории, в отсутствии защиты ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализирован­ным организациям отсутствует;

- прочая тара полимерная загрязненная (код по ФККО 4 38 190 00 00 0) накапливается навалом на открытой площадке в отсутствии защиты от ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализирован­ным организациям отсутствует;

- соединительные муфты разных диаметров (код по ФККО 4 55 510 00 00 О) накапливаются навалом на открытой площадке в отсутствии защиты от ветра и осадков, водонепроницаемой поверхности. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует.

На предприятии отходы производства и потребления, которые образуются в результате производ­ственной деятельности, не отнесены к конкретному классу опасности, а также отсутствуют паспорта на отходы I - IV классов опасности. Договоров на передачу отходов производства и потребления у органи­заций нет, пояснения, куда передаются отходы, отсутствуют. Согласно, ранее поступившим обращениям граждан, на территории указанной производственной площадки регулярно сжигаются отходы производства и потребле­ния. Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на производственной площадке являются две трубы. В ходе осмотра из труб выходил серый дым, свидетельствующий об их эксплуатации. Ответчиком не выполнена обязанность по подаче заявки на поста­новку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие, на окружающую среду, не позднее, чем в течение шести месяцев со дня эксплуатации объектов. При осуществлении производственной деятельности ИП ФИО1 допущены следующие нарушения экологических требований при обращении с отходами I-V класса опасности. В нарушении п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмо­сферного воздуха» от 04.05.1999 96-ФЗ хозяйствующие субъекты осуществ­ляют производственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в отсутствии инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В нарушении ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не подана заявка на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не позднее шести месяцев со дня эксплуатации объекта. В нарушении ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ ответчик осуществляет деятель­ность в области обращения с отходами в отсутствии учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или получен­ных от других лиц, а также размещенных отходов поквартально в соответ­ствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». В нарушении п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об отходах произ­водства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ предприятие, в процессе деятельности которого образуются отходы I-V класса опасности, не осуществило отнесение отходов к конкретному классу опасности. В нарушении п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах произ­водства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ у Общества отсутствуют паспорта на отходы I-IV класса опасности. Отсутствуют договоры на передачу отходов производства и по­требления. Не назначены ответственные лица, отвечающие за соблюдения природоохранного законодательства. Городской прокуратурой <дата> в адрес индивидуального предпри­нимателя ФИО1 вносилось представление, которое рассмотрено и не удовлетворено, нарушения закона не устранены, устранены только места накоплений.

С учетом уточнения исковых требований просит суд обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 прове­сти инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, а именно производственную территорию по адресу: <адрес> (земельный участок с кадастровым номером ***); обязать ИП ФИО1 прове­сти учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам и полученных от других лиц, а также размещенных отходов поквартально; отнести отходы, образующиеся в процессе деятельности к конкретному классу опасности; заключить договоры на передачу отходов производства и потребления; получить паспорт на отходы I-IV класса, а именно: отходы полипропиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 120 04 51 5); отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 4 34 110 02 29 5); отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минераль­ного волокна незагрязненные (код по ФККО 4 57 119 01 20 4); опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО З 05 291 11 20 5); древесные отходы из натуральной чистой древесины несортирован­ные (код по ФККО З 05 290 00 00 О); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (код по ФККО 9 19 204 00 00 О); бой бетонных изделий (код по ФККО З 46 200 01 20 5); отходы изолированных проводов и кабелей (код по ФККО 4 82 302 01 52 5); прочая тара полимерная загрязненная (код по ФККО 4 38 190 00 00 0); соединительные муфты разных диаметров (код по ФККО 4 55 510 00 00).

Представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, не возражала против предоставления ответчику срока для устранения нарушений до <дата>.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен, просил предоставить шестимесячный срок для устранения нарушений.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст. 45 Конституции РФ).

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприят­ную окружающую среду, что также закреплено в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п.1 ст. 73 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с п.1, п.2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.012002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с п.1, п.2 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Судом установлено, что Кирово-Чепецкой городской прокуратурой проведена проверка законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой в деятельности ИП ФИО1 выявлены нарушения законодательства.

В рамках прокурорской проверки <дата> осуществлен осмотр про­изводственной территории по адресу: <адрес>, на которой расположены, принадлежащие ответчику, - открытый склад, котельная с двумя сушильными камерами, здание проход­ной, производственный цех, административное здание, цех лесопиления. Земельный участок с кадастровым номером ***, на котором расположены здания, сооружения, также находится в собственности у ФИО1

В ходе осмотра территории, расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***, обнаружены места накопления отходов I-V классов опасности: отходы полипропиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 120 04 51 5) накапливаются в металлических емкостях, расположенных на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов у организаций отсутствует; отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 4 34 110 02 29 5) накапливаются в металлических емкостях, располо­женных на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов у организаций отсутствует; отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минераль­ного волокна незагрязненные (код по ФККО 4 57119 01 20 4) накапливаются в металлической емкости, расположенной на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов специализированным организациям отсутствует; опилки и стружка натуральной чистой древесины несортирован­ные (код по ФККО З 05 291 11 20 5) накапливаются в бункере циклона, а также на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствуют; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортирован­ные (код по ФККО З 05 290 00 00 О) накапливаются навалом на территории, в отсутствии защиты ветра и осадков. Определить наличие водонепроницае­мой поверхности места накопления отходов не представилось возможным, из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродук­тами (код по ФККО 9 19 204 00 00 О) накапливается в четырех металличе­ских бочках на открытой площадке на территории предприятий без крышки. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует; бой бетонных изделий (код по ФККО З 46 200 01 20 5) накапли­вается навалом на территории, в отсутствии защиты ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует; отходы изолированных проводов и кабелей (код по ФККО 4 82 302 01 52 5) накапливаются навалом на территории, в отсутствии защиты ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализирован­ным организациям отсутствует; прочая тара полимерная загрязненная (код по ФККО 4 38 190 00 00 0) накапливается навалом на открытой площадке в отсутствии защиты от ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализирован­ным организациям отсутствует; соединительные муфты разных диаметров (код по ФККО 4 55 510 00 00 О) накапливаются навалом на открытой площадке в отсутствии защиты от ветра и осадков, водонепроницаемой поверхности. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует.

На предприятии отходы производства и потребления, которые образуются в результате производ­ственной деятельности, не отнесены к конкретному классу опасности, а также отсутствуют паспорта на отходы I - IV классов опасности. Договоров на передачу отходов производства и потребления у органи­заций нет, пояснения, куда передаются отходы, отсутствуют.

Согласно, ранее поступившим обращениям граждан, на территории указанной производственной площадки регулярно сжигаются отходы производства и потребле­ния.

Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на производственной площадке являются две трубы. В ходе осмотра из труб выходил серый дым, свидетельствующий об их эксплуатации.

Ответчиком не выполнена обязанность по подаче заявки на поста­новку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие, на окружающую среду, не позднее, чем в течение шести месяцев со дня эксплуатации объектов.

При осуществлении производственной деятельности ИП ФИО1 допущены следующие нарушения экологических требований при обращении с отходами I-V класса опасности.

В нарушение п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмо­сферного воздуха» от 04.05.1999 96-ФЗ хозяйствующие субъекты осуществ­ляют производственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в отсутствии инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В нарушение ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не подана заявка на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не позднее шести месяцев со дня эксплуатации объекта.

В нарушение ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ ответчик осуществляет деятель­ность в области обращения с отходами в отсутствии учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или получен­ных от других лиц, а также размещенных отходов поквартально в соответ­ствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

В нарушение п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об отходах произ­водства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ предприятие, в процессе деятельности которого образуются отходы I-V класса опасности, не осуществило отнесение отходов к конкретному классу опасности.

В нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах произ­водства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ у Общества отсутствуют паспорта на отходы I-IV класса опасности.

Кроме того, отсутствуют договоры на передачу отходов производства и по­требления. Не назначены ответственные лица, отвечающие за соблюдения природоохранного законодательства.

Городской прокуратурой <дата> в адрес индивидуального предпри­нимателя ФИО1 вносилось представление, которое рассмотрено и не удовлетворено, нарушения закона в полном объеме не устранены.

Факт нарушения ИП ФИО1 требований законодательства в сфере охраны окружающей среды нашел своё подтверждение в ходе судебного заседания, ответчиком не оспаривается.

Таким образом, оценивая все исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд находит заявленные исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из характера выявленных нарушений требований законодательства и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда до <дата>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 прове­сти инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, а именно производственную территорию по адресу: <адрес> (земельный участок с кадастровым номером ***).

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 прове­сти учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам и полученных от других лиц, а также размещенных отходов поквартально; отнести отходы, образующиеся в процессе деятельности к конкретному классу опасности; заключить договоры на передачу отходов производства и потребления; получить паспорт на отходы I-IV класса, а именно: отходы полипропиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 120 04 51 5); отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 4 34 110 02 29 5); отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минераль­ного волокна незагрязненные (код по ФККО 4 57 119 01 20 4); опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО З 05 291 11 20 5); древесные отходы из натуральной чистой древесины несортирован­ные (код по ФККО З 05 290 00 00 О); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (код по ФККО 9 19 204 00 00 О); бой бетонных изделий (код по ФККО З 46 200 01 20 5); отходы изолированных проводов и кабелей (код по ФККО 4 82 302 01 52 5); прочая тара полимерная загрязненная (код по ФККО 4 38 190 00 00 0); соединительные муфты разных диаметров (код по ФККО 4 55 510 00 00).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Председательствующий судья С.Н. Мартынова

Мотивированное решение изготовлено 15.06.2021.

Решение03.07.2021