Дело № 2-994/2021
УИД 43RS0017-01-2021-001265-34
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 10 июня 2021 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
в составе председательствующего судьи Мартыновой С.Н.,
при секретаре Сивковой Е.Е.,
с участием помощника городского прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-994/2021 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды,
установил:
Кирово-Чепецкий городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды.
В обоснование требований указано, что в рамках прокурорской проверки <дата> осуществлен осмотр производственной территории по адресу: <адрес>, на которой расположены, принадлежащие ответчику, - открытый склад, котельная с двумя сушильными камерами, здание проходной, производственный цех, административное здание, цех лесопиления. Земельный участок с кадастровым номером ***, на котором расположены здания, сооружения, также находится в собственности у ФИО1 В ходе осмотра территории, расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***, обнаружены места накопления отходов I-V классов опасности:
- отходы полипропиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 120 04 51 5) накапливаются в металлических емкостях, расположенных на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов у организаций отсутствует;
- отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 4 34 110 02 29 5) накапливаются в металлических емкостях, расположенных на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов у организаций отсутствует;
- отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные (код по ФККО 4 57119 01 20 4) накапливаются в металлической емкости, расположенной на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов специализированным организациям отсутствует;
- опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО З 05 291 11 20 5) накапливаются в бункере циклона, а также на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствуют.
- древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО З 05 290 00 00 О) накапливаются навалом на территории, в отсутствии защиты ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным, из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствуют;
- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (код по ФККО 9 19 204 00 00 О) накапливается в четырех металлических бочках на открытой площадке на территории предприятий без крышки. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует;
- бой бетонных изделий (код по ФККО З 46 200 01 20 5) накапливается навалом на территории, в отсутствии защиты ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует;
- отходы изолированных проводов и кабелей (код по ФККО 4 82 302 01 52 5) накапливаются навалом на территории, в отсутствии защиты ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует;
- прочая тара полимерная загрязненная (код по ФККО 4 38 190 00 00 0) накапливается навалом на открытой площадке в отсутствии защиты от ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует;
- соединительные муфты разных диаметров (код по ФККО 4 55 510 00 00 О) накапливаются навалом на открытой площадке в отсутствии защиты от ветра и осадков, водонепроницаемой поверхности. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует.
На предприятии отходы производства и потребления, которые образуются в результате производственной деятельности, не отнесены к конкретному классу опасности, а также отсутствуют паспорта на отходы I - IV классов опасности. Договоров на передачу отходов производства и потребления у организаций нет, пояснения, куда передаются отходы, отсутствуют. Согласно, ранее поступившим обращениям граждан, на территории указанной производственной площадки регулярно сжигаются отходы производства и потребления. Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на производственной площадке являются две трубы. В ходе осмотра из труб выходил серый дым, свидетельствующий об их эксплуатации. Ответчиком не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие, на окружающую среду, не позднее, чем в течение шести месяцев со дня эксплуатации объектов. При осуществлении производственной деятельности ИП ФИО1 допущены следующие нарушения экологических требований при обращении с отходами I-V класса опасности. В нарушении п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 96-ФЗ хозяйствующие субъекты осуществляют производственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в отсутствии инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В нарушении ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не подана заявка на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не позднее шести месяцев со дня эксплуатации объекта. В нарушении ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ ответчик осуществляет деятельность в области обращения с отходами в отсутствии учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов поквартально в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». В нарушении п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ предприятие, в процессе деятельности которого образуются отходы I-V класса опасности, не осуществило отнесение отходов к конкретному классу опасности. В нарушении п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ у Общества отсутствуют паспорта на отходы I-IV класса опасности. Отсутствуют договоры на передачу отходов производства и потребления. Не назначены ответственные лица, отвечающие за соблюдения природоохранного законодательства. Городской прокуратурой <дата> в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1 вносилось представление, которое рассмотрено и не удовлетворено, нарушения закона не устранены, устранены только места накоплений.
С учетом уточнения исковых требований просит суд обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, а именно производственную территорию по адресу: <адрес> (земельный участок с кадастровым номером ***); обязать ИП ФИО1 провести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам и полученных от других лиц, а также размещенных отходов поквартально; отнести отходы, образующиеся в процессе деятельности к конкретному классу опасности; заключить договоры на передачу отходов производства и потребления; получить паспорт на отходы I-IV класса, а именно: отходы полипропиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 120 04 51 5); отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 4 34 110 02 29 5); отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные (код по ФККО 4 57 119 01 20 4); опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО З 05 291 11 20 5); древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО З 05 290 00 00 О); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (код по ФККО 9 19 204 00 00 О); бой бетонных изделий (код по ФККО З 46 200 01 20 5); отходы изолированных проводов и кабелей (код по ФККО 4 82 302 01 52 5); прочая тара полимерная загрязненная (код по ФККО 4 38 190 00 00 0); соединительные муфты разных диаметров (код по ФККО 4 55 510 00 00).
Представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, не возражала против предоставления ответчику срока для устранения нарушений до <дата>.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен, просил предоставить шестимесячный срок для устранения нарушений.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст. 45 Конституции РФ).
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, что также закреплено в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.1 ст. 73 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с п.1, п.2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.012002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с п.1, п.2 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Судом установлено, что Кирово-Чепецкой городской прокуратурой проведена проверка законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой в деятельности ИП ФИО1 выявлены нарушения законодательства.
В рамках прокурорской проверки <дата> осуществлен осмотр производственной территории по адресу: <адрес>, на которой расположены, принадлежащие ответчику, - открытый склад, котельная с двумя сушильными камерами, здание проходной, производственный цех, административное здание, цех лесопиления. Земельный участок с кадастровым номером ***, на котором расположены здания, сооружения, также находится в собственности у ФИО1
В ходе осмотра территории, расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***, обнаружены места накопления отходов I-V классов опасности: отходы полипропиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 120 04 51 5) накапливаются в металлических емкостях, расположенных на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов у организаций отсутствует; отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 4 34 110 02 29 5) накапливаются в металлических емкостях, расположенных на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов у организаций отсутствует; отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные (код по ФККО 4 57119 01 20 4) накапливаются в металлической емкости, расположенной на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов специализированным организациям отсутствует; опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО З 05 291 11 20 5) накапливаются в бункере циклона, а также на открытой площадке на территории предприятий. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствуют; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО З 05 290 00 00 О) накапливаются навалом на территории, в отсутствии защиты ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным, из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (код по ФККО 9 19 204 00 00 О) накапливается в четырех металлических бочках на открытой площадке на территории предприятий без крышки. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует; бой бетонных изделий (код по ФККО З 46 200 01 20 5) накапливается навалом на территории, в отсутствии защиты ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует; отходы изолированных проводов и кабелей (код по ФККО 4 82 302 01 52 5) накапливаются навалом на территории, в отсутствии защиты ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует; прочая тара полимерная загрязненная (код по ФККО 4 38 190 00 00 0) накапливается навалом на открытой площадке в отсутствии защиты от ветра и осадков. Определить наличие водонепроницаемой поверхности места накопления отходов не представилось возможным из-за устойчивого снежного покрова. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует; соединительные муфты разных диаметров (код по ФККО 4 55 510 00 00 О) накапливаются навалом на открытой площадке в отсутствии защиты от ветра и осадков, водонепроницаемой поверхности. Договор на передачу отходов другим специализированным организациям отсутствует.
На предприятии отходы производства и потребления, которые образуются в результате производственной деятельности, не отнесены к конкретному классу опасности, а также отсутствуют паспорта на отходы I - IV классов опасности. Договоров на передачу отходов производства и потребления у организаций нет, пояснения, куда передаются отходы, отсутствуют.
Согласно, ранее поступившим обращениям граждан, на территории указанной производственной площадки регулярно сжигаются отходы производства и потребления.
Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на производственной площадке являются две трубы. В ходе осмотра из труб выходил серый дым, свидетельствующий об их эксплуатации.
Ответчиком не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие, на окружающую среду, не позднее, чем в течение шести месяцев со дня эксплуатации объектов.
При осуществлении производственной деятельности ИП ФИО1 допущены следующие нарушения экологических требований при обращении с отходами I-V класса опасности.
В нарушение п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 96-ФЗ хозяйствующие субъекты осуществляют производственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в отсутствии инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В нарушение ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не подана заявка на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не позднее шести месяцев со дня эксплуатации объекта.
В нарушение ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ ответчик осуществляет деятельность в области обращения с отходами в отсутствии учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов поквартально в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
В нарушение п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ предприятие, в процессе деятельности которого образуются отходы I-V класса опасности, не осуществило отнесение отходов к конкретному классу опасности.
В нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ у Общества отсутствуют паспорта на отходы I-IV класса опасности.
Кроме того, отсутствуют договоры на передачу отходов производства и потребления. Не назначены ответственные лица, отвечающие за соблюдения природоохранного законодательства.
Городской прокуратурой <дата> в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1 вносилось представление, которое рассмотрено и не удовлетворено, нарушения закона в полном объеме не устранены.
Факт нарушения ИП ФИО1 требований законодательства в сфере охраны окружающей среды нашел своё подтверждение в ходе судебного заседания, ответчиком не оспаривается.
Таким образом, оценивая все исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд находит заявленные исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из характера выявленных нарушений требований законодательства и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда до <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, а именно производственную территорию по адресу: <адрес> (земельный участок с кадастровым номером ***).
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 провести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам и полученных от других лиц, а также размещенных отходов поквартально; отнести отходы, образующиеся в процессе деятельности к конкретному классу опасности; заключить договоры на передачу отходов производства и потребления; получить паспорт на отходы I-IV класса, а именно: отходы полипропиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 120 04 51 5); отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 4 34 110 02 29 5); отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные (код по ФККО 4 57 119 01 20 4); опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО З 05 291 11 20 5); древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО З 05 290 00 00 О); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (код по ФККО 9 19 204 00 00 О); бой бетонных изделий (код по ФККО З 46 200 01 20 5); отходы изолированных проводов и кабелей (код по ФККО 4 82 302 01 52 5); прочая тара полимерная загрязненная (код по ФККО 4 38 190 00 00 0); соединительные муфты разных диаметров (код по ФККО 4 55 510 00 00).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.
Председательствующий судья С.Н. Мартынова
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2021.
Решение03.07.2021