ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-994/2022 от 15.03.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-994/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 г. г. Магадан

Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Малой В.Г.,

при секретаре Носулько Д.А.,

с участием прокурора Брянцева А.В.,

представителя ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности,

представителя соответчика ФИО2, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов экологии Магаданской области, Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Магаданский городской суд в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области, Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование иска указал, что Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением требований законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения установлено, что землеустроительные работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земель под особо охраняемой природной территорией регионального значения Магаданской области - памятника природы регионального значения «Омолонский» не проведены, данная обязанность возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области.

Изложенные факты послужили основанием для внесения 4 сентября 2020 г. представления в Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области (до реорганизации 1 января 2021 г. – Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области).

Неисполнение Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области требований законодательства по внесению информации о зонах с особыми условиями использования и особо охраняемых природных территориях в Единый государственный реестр недвижимости способствует тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведений о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования.

Считал, что выявленные нарушения законодательства могут привести к нарушению требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением заинтересованным лицам в собственность, аренду, пользование либо владение земельных участков в границах особо охраняемой природной территории и нарушением в связи с этим режима его использования.

Постановлением Правительства Магаданской области от 25 февраля 2021 г. № 118-пп создано Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» (далее - МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений»), к основным целям которого отнесено управление особо охраняемыми природными территориями, относящимися к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, а также осуществление функций государственного заказчика при выполнении работ (оказании услуг) по содержанию и развитию особо охраняемых природных территорий.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, анализируя положения Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также положения Земельного кодекса Российской Федерации, просил обязать Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области и МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» в срок до 31 декабря 2022 г.:

- организовать проведение кадастровых работ по определению границ памятника природы регионального значения Магаданской области «Омолонский», которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

- представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы регионального значения Магаданской области «Омолонский» для его постановки на государственный кадастровый учет;

-разработать паспорт памятника природы регионального значения Магаданской области «Омолонский».

В судебном заседании прокурор Брянцев С.В. на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Полагал, что оснований для продления предложенного прокурором срока исполнения решения суда не имеется, поскольку приводимые представителем ответчика доводы в этой части не свидетельствуют о наличии каких-либо объективных причин, не позволяющих исполнить требования закона до 31 декабря 2022 г.

Представитель ответчика МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» ФИО2, не оспаривая необходимости проведения работ, указанных в исковом заявлении, ссылаясь на позицию, изложенную в письменных возражениях, полагал, что заявленные прокурором сроки их выполнения являются недостаточными для проведения комплексного экологического обследования территории, которой предполагается придать статус особо охраняемой территории, и подготовки на основании результатов обследования необходимых документов, в связи с чем про установить срок для исполнения требований прокурора до 31 декабря 2023 г.

Представитель соответчика Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области ФИО1 выразил согласие с заявленными требованиями, подтвердив позицию, изложенную в отзыве, приобщенном к материалам дела.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Правительства Магаданской области полагал, что в случае установления судом обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Правительства Магаданской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, от представителя Правительства Магаданской области до начала судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, выслушав мнение участвующих в деле лиц, возражений от которых не поступило, руководствуясь ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Из преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» одним из видов особо охраняемых природных территорий являются памятники природы.

Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

В силу ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (ч.1 ст. 27 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

В силу положений ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя, в том числе, мероприятия установлению на местности границ объектов землеустройства. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда (ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу положений ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» особо охраняемые природные территории, подлежат регистрации в Едином государственный реестр недвижимости, с присвоением идентификационного реестрового номера.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с ч. 1 ст. 32, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме установлен Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч.ч.1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 г. № 1532.

Названными Правилами предусмотрено, что в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предоставляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории (п. 15).

Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с п.п. 4, 6, 7, 14 (в части утверждения (изменения) границ территории объекта культурного наследия, установления (изменения) зон охраны объекта культурного наследия и установления защитной зоны объекта культурного наследия) и п. 15 настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме: графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

Согласно п. 24, п. 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Минприроды России от 19 марта 2012 г. № 69, сведения, необходимые для целей ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, включают информацию, позволяющую получить представление о каждой особо охраняемой природной территории в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов, и представляются в структурированном виде.

Сведения об особо охраняемой природной территории должны содержать в том числе, следующие позиции: границы ООПТ (приводится описание утвержденных границ ООПТ (с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ - для каждого участка в отдельности) в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков ООПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра), а также индивидуальное положение об ООПТ, паспорт ООПТ, охранное обязательство, другие документы по организации и функционированию ООПТ.

В силу пп. 8 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Магаданской области Совета народных депутатов от 8 июля 1983 г. № 296 «О признании редких и достопримечательных объектов памятниками природы» создан памятник природы регионального значения Магаданской области «Омолонский».

В ходе рассмотрения настоящего спора ответчики не оспаривали, что землеустроительные работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет памятника природы регионального значения Магаданской области «Омолонский», а также оформлению паспорта особо охраняемой природной территории не проведены.

При этом, исходя из содержания п. 1.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области, утвержденного Постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 г. № 17-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области, проводящим государственную политику в сфере охраны окружающей среды и природопользования и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории Магаданской области, реализующим, в числе прочего, полномочия в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В силу п. 3 Устава целями МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» являются: управление особо охраняемыми природными территориями, относящимися к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, для чего Дирекция осуществляет: разработку проектов и подготовку паспортов памятников природы регионального значения и их охранных зон; организацию работ по подготовке карт (планов) объектов землеустройства с обозначением границ местности; внесение сведений об особо охраняемой природной территории в земельный кадастр и материалы землеустройства; подготовку проектов документации по организации охранных зон особо охраняемых природных территорий, установлению их режима и определению их границ (п. 3.2.1.1.).

По мнению суда, доводы прокурора о том, что неисполнение ответчиками приведенных норм способствуют тому, что заинтересованным лицам не может быть предоставлена информация о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования, а также может привести к нарушению требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части, касающейся предоставления во владение и пользование лиц земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий с нарушением режима пользования, являются обоснованными.

При таких обстоятельствах требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области и МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчиков, характер и длительность допущенного нарушения.

Доказательств наличия объективных причин относительно невозможности исполнения решения к сроку, определенному прокурором, суду не представлено.

Как следует из ответа МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» от 16 февраля 2022 г. № 154, направленного в адрес прокурора Магаданской межрайонного природоохранной прокуратуры, согласно плану выездных обследований памятник природы «Омолонский» будет обследован в июле 2022 г.

По завершении проведения комплексного обследования будут разработаны положения о памятнике природы, подготовлено техническое задание с целью заключения государственного контракта на выполнение работ по постановке памятников на кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Учитывая временные и финансовые затраты, необходимые на проведение кадастровых работ, сроки, установленные программой «Природные ресурсы и экология Магаданской области», суд считает срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2022 г. является целесообразным, отвечающим требованиям разумности и справедливости и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, в том числе прав и интересов неопределенного круга, в защиту которых обратился прокурор.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области и Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» обязанность в срок до 31 декабря 2022 г.:

- организовать проведение кадастровых работ по определению границ памятника природы регионального значения Магаданской области «Омолонский», которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

- представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы регионального значения Магаданской области «Омолонский» для его постановки на государственный кадастровый учет;

- разработать паспорт памятника природы регионального значения Магаданской области «Омолонский».

Установить день составления мотивированного решения суда 22 марта 2022 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.Г. Малая