Сегежский городской суд Республики Карелия Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Сегежский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-995/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21.11.2011 года г.Сегежа РК
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Пак О.Г.,
при секретаре Моховой М.В.,
представителя заинтересованного лица ФИО1,
заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 на незаконное бездействие должностного лица федерального казенного учреждения «Исправительная колония № ... Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Карелия» (далее ФКУ ИК № ... УФСИН РФ по РК),
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с жалобой на незаконное бездействия указанного должностного лица по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ. года на личном приеме у заместителя начальника ФКУ ИК № ... по тылу ФИО2 сделал устное заявление о ненадлежащем доведении минимальной нормы питания в помещении камерного типа ФКУ ИК № ..., однако до настоящего времени не получил ответ на свое устное обращение, в связи с чем, нарушено его право на получение ответа, установленное действующим законодательством.
Заявитель просит признать данное бездействие незаконным и обязать восстановить нарушение его права - дать ему ответ по факту его устного обращения от ХХ.ХХ.ХХ. года, а также привлечь должное лицо к административной ответственности за самоуправство.
В судебное заседание заявитель, находясь в ФКУ ИК № ... УФСИН по РК в г...., не доставлялся, извещен о слушании дела надлежащим образом, ему разъяснены его процессуальные права, в том числе вести дела через представителя, направлены копии документов, представленные заинтересованным лицом, дополнений в судебное заседание ФИО3 не представил, характер дела не требует личного участия заявителя.
Представитель заинтересованного лица - администрации ФКУ ИК № ... УФСИН по РК, действующая на основании доверенности ФИО1, в судебном заседании просила отказать заявителю в удовлетворении заявления. Пояснила, что в соответствии с п.65 Приказа Минюста РФ от 26.12.2006 года № 383 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей» при устном обращении осужденного ответ на обращением может быть дан устно с внесением записи в журнал личного приема, что и было сделано в процессе личного приема ХХ.ХХ.ХХ. года ФИО2 осужденного ФИО3, последнего данная форма ответа устроила, и только спустя два месяца он решил выразить свое недовольство.
Суд, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к выводу, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующими основаниями.
На основании ст. 254 Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК) РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как установлено в судебном заседании, ХХ.ХХ.ХХ. года на личном приеме у ФИО2 - ... ФКУ ИК № ... по тылу ФИО3 сделал устное заявление о ненадлежащем доведении минимальной нормы питания в помещении камерного типа ФКУ ИК № ..., С ответом на указанное обращение в форме «Заключения» заявитель ознакомлен после обращения в суд с настоящим заявлением - ХХ.ХХ.ХХ. года.
Общий порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе осужденных, определен в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (далее Закон). В соответствии со ст.4 Закона обращением является предложение, заявление или жалоба. Согласно ст.5 указанного Закона при рассмотрении обращения государственным органом гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением установленных законом случаев, обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством.
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации предусмотрено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (часть 4 статьи 12) и обязанность органов и должностных лиц, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (часть 6 статьи 15).
Порядок реализации права на обращение осужденного также определен гл.13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205) и Административным регламентом исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей (утв. Приказом Минюста РФ от 26 декабря 2006 г. N 383) - далее Административный регламент.
В соответствии со ст.13 ФЗ N 59. от 2 мая 2006 г. содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с регламентом процедура исполнения государственной функции завершается путем получения осужденными ответов на их обращения в устной либо письменной форме (пункт 7); основанием для начала исполнения государственной функции является письменное или устное обращение осужденного.
Согласно п.п. 59-67 Административного регламента личный прием осужденных осуществляется руководством исправительного учреждения и начальниками структурных подразделений согласно утвержденному графику. Учет принятых на приеме осужденных с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результаты их рассмотрения производятся в журнале (приложение N 1), который хранится в канцелярии учреждения.
Личный прием подозреваемых и обвиняемых осуществляется начальником следственного изолятора (или уполномоченным им лицом) ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего времени. Кроме начальника следственного изолятора личный прием подозреваемых и обвиняемых ведут его заместители и начальники отделов по графику, который доводится до сведения подозреваемых и обвиняемых. При необходимости указанные должностные лица могут осуществлять личный прием подозреваемых и обвиняемых дополнительно вне графика.
Прием ведется в порядке очередности подачи заявлений и их порядкового номера в журнале личного приема. После окончания приема в журнале фиксируются его результаты, а на заявлении о личном приеме делается об этом отметка. Заявление подшивается в личное дело подозреваемого или обвиняемого.
При изложении в устном обращении подозреваемого, обвиняемого или осужденного в ходе личного приема начальником следственного изолятора или исправительного учреждения, фактов и обстоятельств, которые являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение дается устно с внесением записи в журнал личного приема. Ответы на устные заявления при личном приеме руководителями органов и учреждений УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток.
Обращения, принятые в устной форме, записываются в журнал обращений подозреваемых, обвиняемых и осужденных и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Их регистрация производится по журналу, при этом, регистрационный номер включает первую букву фамилии автора документа и порядковый номер по учету.
Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после их поступления объявляются осужденному под расписку и выдаются на руки. При отказе осужденного хранить ответ при себе он приобщается к его личному делу.
В соответствии с п. 15 Административного регламента, в случаях, не терпящих отлагательства, устные и письменные обращения рассматриваются незамедлительно. Общий срок рассмотрения обращений подозреваемых, обвиняемых и осужденных не должен превышать месячного срока со дня регистрации обращения (п.14 Административного регламента). Ответы на обращения объявляются подозреваемым и обвиняемым под роспись и приобщаются к их личным делам (п.19 регламента).
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», ст.12, также определен тридцатидневный срок рассмотрения обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
При таких обстоятельствах, учреждению при разрешении устного обращения заявителя от ХХ.ХХ.ХХ. года надлежало направить ему своевременный ответ.
Получение заявителем ответа 11.11.2011 года на его устное обращение при личном приеме ХХ.ХХ.ХХ. года, т.е. спустя три месяца, является нарушением вышеуказанных требований законодательства, а также гарантированного законом права ФИО3 на получение своевременного ответа.
Таким образом, суд находит установленным в судебном заседании, что бездействие должностного лица ФКУ ИК № ... УФСИН РФ по РК, выразившееся в своевременном не направлении ФИО3 ответа на его устное обращение при личном приеме ХХ.ХХ.ХХ. года, является незаконным.
При этом, ссылка представителя заинтересованного лица на положения п.65 регламента о возможности дачи устного ответа с внесением записи в журнал личного приема являются несостоятельными, поскольку в судебном заседании не нашло подтверждение отношение содержания обращения осужденного к «фактам и обстоятельствам, которые являются очевидными и не требуют дополнительной проверки».
Более того, в соответствии со ст.13 ФЗ N 59. от 2 мая 2006 г. устный ответ в ходе личного приема на обращение гражданина может быть дан только с его с согласия. В судебное заседание не представлены доказательства наличия согласия ФИО3 на получение ответа в ходе личного приема.
Исходя из положений ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указывать на признание незаконным действий и возложении на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить конкретные действия, направленные в силу ч.1 ст.254 ГПК РФ на устранение в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод гражданина или препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы нарушение права заявителя устранено посредством направления на его обращение мотивированного ответа, что подтверждается представленным «заключением» с росписью ФИО3 об ознакомлении ХХ.ХХ.ХХ. года и заявителем не оспорено, суд не усматривает оснований для возложения на ФКУ ИК № ... УФСИН РФ по РК обязанности по направлению данного ответа.
Требования заявителя о привлечении должностного лица к административной ответственности за самоуправство не подлежат удовлетворению, поскольку Гражданско-процессуальный кодекс РФ не предусматривает возможность привлечения к таковой в рамках гражданского дела. Порядок возбуждения дел об административных правонарушениях регламентируется главой 28 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В частности, согласно п.1. ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении по ст.19.1 КоАП РФ (самоуправство) уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
С заинтересованного лица в порядке статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу бюджета Сегежского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 195 руб., от уплаты которой заявитель был освобожден.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Заявление ФИО3 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие должностного лица федерального казенного учреждения «Исправительная колония № ... Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Карелия», выразившееся в ненаправлении ФИО3 письменного ответа на его устное обращение при личном приеме ХХ.ХХ.ХХ. года.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Исправительная колония № ... Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Карелия»в бюджет Сегежского муниципального района государственную пошлину в сумме ... (...) рублей 00 копеек.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Исправительная колония № ... Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Карелия» в пользу ФИО3 государственную пошлину в сумме ... (...) рублей 00 копеек.
В остальной части заявленных требований в удовлетворении отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в кассационном порядке через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.Г. Пак
...