Копия Дело №2-9954/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2016 года город Казань
Советский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Казаковой К.Ю.
при секретаре судебного заседания Закиевой Р.А.,
с участием:
представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
представителя третьего лица ФИО5,
представителя третьего лица ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Вахитовского района города Казани в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сан-Сервис», ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, о признать аттестата аккредитации в качестве испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации недействительным, признании регистрации в качестве организации, проводящий специальную оценку условий труда недействительной, признании недействительными сертификатов эксперта,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Вахитовского района г. Казани (далее – истец) первоначально обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Сан-Сервис» (далее – ответчик) о признании аккредитации в качестве испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации недействительной, исключении ООО «СанСервис» из реестра аккредитованных лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой Вахитовского района г. Казани совместно с Управлением Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому федеральному округу (далее – Управление Росакредитации по ПФО, третье лицо) проведена проверка соблюдения ООО «СанСервис» требований Федерального закона от <дата изъята> №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». В ходе проведенной проверки установлено, что приказом Федеральной службы по аккредитации от <дата изъята><данные изъяты> ООО «СанСервис» аккредитовано в качестве испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации (аттестат аккредитации № <данные изъяты> Информация об аккредитации ООО «СанСервис» внесена в реестр аккредитованных лиц.
В ходе проверки ООО «СанСервис» на соответствие критериям аккредитации, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 №326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» (далее - Приказ Минэкономразвития России от <дата изъята><номер изъят>) установлено, что на момент аккредитации ООО «СанСервис» не соответствовало п. 19 Критериев аккредитации в части наличия опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет следующих сотрудников: ФИО7, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО10.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Анализ материалов проверки показал, что на момент подачи ООО «СанСервис» в Федеральную службу по аккредитации заявления <данные изъяты> испытательной лаборатории не соответствовало п.19 Критериев аккредитации в части наличия опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации.
Таким образом, аккредитация ООО «СанСервис» в качестве испытательной лаборатории и включение общества в реестр аккредитованных лиц являются незаконными.
В ходе рассмотрения дела представитель истца увеличил исковые требования, просил суд признать аттестат аккредитации ООО «Сан-Сервис» в качестве испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации <данные изъяты> недействительным; признать регистрацию ООО «СанСервис» в качестве организации, проводящий специальную оценку условий труда (регистрационный <номер изъят>, дата занесения в реестр <дата изъята>) недействительной; признать недействительным сертификат эксперта ФИО7<номер изъят>, выданный <дата изъята>; признать недействительным сертификат эксперта ФИО8<номер изъят>, выданный <дата изъята>; признать недействительным сертификат эксперта ФИО9<номер изъят>, выданный <дата изъята>; признать недействительным сертификат эксперта ФИО10<номер изъят>, выданный <дата изъята>.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, просили отказать.
Привлеченные в качестве соответчиков по делу ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 в судебное заседвние не явились, представили письменные возражения с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители третьего лица в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, руководствуясь нижеуказанными нормами законодательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» порядок допуска организации к деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 599 «О порядке допуска организации к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организации, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда».
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 599 формирование и ведение реестра осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять, в том числе, обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов, и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 № 614.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда должна иметь в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренными пунктами 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Частью 4 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определен перечень сведений, вносимых в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 № 614, части 3 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны иметь в том числе опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3 лет.
Согласно части 5 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определен перечень сведений, вносимых в реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Согласно подпункту «г» пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 № 614 лицо, претендующее на получение сертификата эксперта, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации копию трудовой книжки и (или) документов, подтверждающих наличие опыта практической работы в области оценки условий труда.
Следовательно, для включения в реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда нужно быть сертифицированным экспертом по специальной оценке условий труда, для чего необходимо, в том числе подтвердить стаж практической работы в области оценки условий труда.
Как следует из материалов дела и установлено судом Прокуратурой Вахитовского района г. Казани совместно с Управлением Росакредитации по ПФО проведена проверка соблюдения ООО «СанСервис» требований Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
В ходе проведенной проверки установлено, что приказом Федеральной службы по аккредитации от <данные изъяты> «СанСервис» аккредитовано в качестве испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации (аттестат аккредитации № RF.RU.2121A)K53).
Информация об аккредитации ООО «СанСервис» внесена в реестр аккредитованных лиц.
В ходе проверки ООО «СанСервис» на соответствие критериям аккредитации, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 установлено следующее.
В соответствии с положениями п.19 Критериев аккредитации к работникам (работнику) лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц предъявляются требования о наличии:
высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации;
опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет;
допуска к работам по проведению исследований (испытаний) и измерений, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости).
Допускается наличие у работников лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее одного года, при условии выполнения ими работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям под контролем лиц, отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации (за исключением лабораторий, проводящих сертификационные испытания средств связи и выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям оборудования для работы во взрывоопасных средах).
Работниками лаборатории, состоящими в штате по основному месту работы, должно обеспечиваться проведение исследований (испытаний) и измерений по не менее чем половине включенных в область аккредитации международных, региональных стандартов, национальных (государственных) стандартов, включенных в перечни международных, региональных стандартов, национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятых технических регламентов и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
В ходе проведенной проверки установлено, что на момент аккредитации ООО «СанСервис» не соответствовало п. 19 Критериев аккредитации в части наличия опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет следующих сотрудников: ФИО7, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО10
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Таким образом, аккредитация ООО «СанСервис» в качестве испытательной лаборатории и включение общества в реестр аккредитованных лиц являются незаконными.
Несоблюдение организациями, осуществляющими специальную оценку условий труда, требований действующего, законодательства в вышеуказанной сфере влечет за собой снижение качества оказываемых услуг по специальной оценке условий труда и как следствие нарушение, закрепленных статье 37 Конституции РФ прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, несчастным случаям на местах.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» основанием для отказа в аккредитации является:
1) наличие в заявлении об аккредитации и прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) нарушение установленных требований к заявлению об аккредитации и (или) предоставлению прилагаемых к заявлению документов;
3) отсутствие сведений о заявителе в едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);
4) непредставление заявителем в установленный срок документов и (или) сведений, подтверждающих устранение им несоответствий критериям аккредитации, в случаях, предусмотренных частями 17 и 29 статьи 17 настоящего Федерального закона;
5) несоответствие заявителя критериям аккредитации;
6) отказ или уклонение заявителя от прохождения экспертизы представленных им документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации;
7) непредставление документов о получении услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги по аккредитации, или представление указанных документов с нарушением установленных сроков;
8) поступление заявления об аккредитации в национальный орган по аккредитации от заявителя, который в случае, предусмотренном частью 9 статьи 22 настоящего Федерального закона, не вправе обращаться в национальный орган по аккредитации с таким заявлением в течение двух лет со дня прекращения действия аккредитации;
9) поступление заявления о расширении области аккредитации в национальный орган по аккредитации от аккредитованного лица, которое в случае, предусмотренном частью 11 статьи 23 настоящего Федерального закона, не вправе обращаться в национальный орган по аккредитации с таким заявлением в течение двух лет со дня сокращения области аккредитации.
<дата изъята> Управлением Росакредитации по ПФО на основании приказа от <дата изъята> №ПФО-вн/33-П-ВД проведена внеплановая документарная проверка ООО «СанСервис», по результатам которой составлен Акт №ПФО-вн/115-АВП.
В ходе проверки установлено, что сертифицированные эксперты ООО «Сан-Сервис»:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Факт предоставления недостоверной информации в трудовых книжках подтверждается ответом Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан № ПБ-07-2-25/3394, согласно которому информация о пенсионных перечислениях вышеуказанных работников от организаций отличается от информации о периоде работы и организаций, прописанных в трудовых книжках вышеперечисленных работников Общества с ограниченной ответственностью «СанСервис».
Согласно пункту 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, порядок обеспечения работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку, а также инструкция по заполнению трудовых книжек установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 22.12.2003 № 117н «О трудовых книжках» и Постановлении Министерства труда Российской Федерации от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».
Согласно подпункту «б» пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 599 основанием для принятия решения об отказе в регистрации организации в реестре является представление подложных документов или заведомо ложных сведений.
Аналогичную информацию содержит подпункт «в» пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 № 614, в котором установлено, что основанием для принятия решения об отказе в аттестации является представление подложных документов или заведомо ложных сведений.
<данные изъяты> оценку условий труда.
Кроме того, специальный статус сертифицированных экспертов ФИО7, ФИО11, ФИО12, ФИО10 позволил ООО «Сан-Сервис» быть включенным в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с этим в федеральный бюджет с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Прокурора Вахитовского района города Казани в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сан-Сервис», ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, о признать аттестата аккредитации в качестве испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации недействительным, признании регистрации в качестве организации, проводящий специальную оценку условий труда недействительной, признании недействительными сертификатов эксперта удовлетворить.
Признать аттестат аккредитации общества с ограниченной ответственностью «Сан-Сервис» в качестве испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации № <данные изъяты> недействительным.
Признать регистрацию общества с ограниченной ответственностью «СанСервис» в качестве организации, проводящий специальную оценку условий труда (регистрационный <номер изъят>, дата занесения в реестр <дата изъята>) недействительной.
Признать недействительным сертификат эксперта ФИО7<номер изъят>, выданный <дата изъята>.
Признать недействительным сертификат эксперта ФИО8<номер изъят>, выданный <дата изъята>.
Признать недействительным сертификат эксперта ФИО9<номер изъят>, выданный <дата изъята>.
Признать недействительным сертификат эксперта ФИО10<номер изъят>, выданный <дата изъята>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СанСервис» в доход бюджета муниципального образования <адрес изъят> государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Взыскать с ФИО7 в доход бюджета муниципального образования <адрес изъят> государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Взыскать с ФИО8 в доход бюджета муниципального образования <адрес изъят> государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Взыскать с ФИО9 в доход бюджета муниципального образования <адрес изъят> государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Взыскать с ФИО10 в доход бюджета муниципального образования <адрес изъят> государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд <адрес изъят> в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись К.Ю. Казакова
Копия верна. Судья: К.Ю. Казакова