РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2020 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Солодковой У.С.,
при секретаре судебного заседания Шефер М.М.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2,
представителей ответчиков
Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска ФИО3,
Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-995/2020 по иску ФИО1 к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, Департаменту недвижимости Администрации города Усть-Илимска о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец ФИО5 указала, что с целью улучшения жилищных условий, учитывая ходатайство учреждения, в котором она работала, распоряжением главы Администрации г. Усть-Илимска от **.**.*******р решено перевести нежилые помещения №***, *** в жилые с целью переоборудования в жилую секцию в общежитии муниципального жилищного фонда по адресу: ****. Выполнение проектных работ и реконструкции секции было разрешено МУП «Усть-Илимское ЖКХ». Работы по реконструкции нежилого помещения были выполнены ИП *** и оплачены ею, как заказчиком, учитывая упомянутое выше распоряжение. Во исполнение распоряжение мэра г. Усть-Илимска был разработан проект реконструкции секции ***. Ей, как заказчику Госсанэпидемнадзором и Территориальным отделом государственного пожарного надзора по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району выданы заключения по проекту реконструкции секции ***. Распоряжением начальника Департамента недвижимости Администрации г. Усть-Илимска от **.**.******* нежилое помещение, расположенное по адресу: ****, исключено из состава муниципальной казны муниципального образования г. Усть-Илимск, а жилое помещение (квартира) общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ****, внесено в муниципальную казну. В *** году она обратилась в Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска для заключения с ней договора социального найма, однако в его заключении договора ей отказано. Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от **.**.**** по гражданскому делу *** ей отказано в удовлетворении требований о признании приобретшей право пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма. Вместе с тем, суд разъяснил ей право на обращение в суд с иском о возмещении убытков, понесенных в связи с реконструкцией секции *** по адресу: ****. Полагает, что действия по переводу нежилых помещений *** и *** с целью переоборудования в жилую секцию в общежитии муниципального жилищного фонда по адресу: ****, она выполняла и оплачивала, действуя в интересах ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, в связи с чем, убытки, которые она понесла, должны быть возмещены ей полном объеме. Основывая законность своих требований на положениях статей 980-984 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом заявлений об уточнении исковых требований от **.**.****, **.**.****, ходатайства о взыскании расходов от **.**.****, просила суд взыскать с Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска 536 945,89 рублей, расходы за проведение строительно-технической экспертизы в сумме 42 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3040,82 рублей (том 1 л.д. 5, 174, том 2 л.д. 71, 74).
Определением суда от **.**.**** к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска (том 1 л.д. 75-76).
В судебном заседании истец ФИО5, её представитель ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме, просили требования удовлетворить, взыскать убытки с Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска ФИО3 в судебном заседании поддержала отзыв от **.**.****, согласно которому указала, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска, поскольку на момент издания Распоряжения от *** от **.**.**** о переводе нежилых помещений в жилые Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска не был учрежден и зарегистрирован как юридическое лицо. Запись о государственной регистрации юридического лица произведена МИФНС России № 9 по Иркутской области **.**.****. Кроме того, согласно Положению о Департаменте жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, утвержденному решением Городской Думы г. Усть-Илимска от **.**.******* в его функции не входило ведение Реестра муниципального имущества муниципального образования г. Усть-Илимск, муниципального жилищного фонда, предоставление муниципального жилья в найм, включение, исключение имущества из муниципальной казны, перевод помещения из нежилого в жилое.
Представитель ответчика Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска ФИО4 в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в возражениях от **.**.****, согласно которым указала, что истцом не представлены доказательства причинения ущерба Департаментом недвижимости Администрации города Усть-Илимска, а также доказательств противоправного (виновного) поведения Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска, в результате которого понесены убытки. Кроме того, не представляется возможным установить причинно-следственную связь между понесенными истцом убытками и действиями Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска. Договорные отношения между ФИО1 и Департаментом недвижимости Администрации города Усть-Илимска отсутствуют. Собственником, нанимателем спорного жилого помещения ФИО5 не является, в связи с чем, невозможно установить наличие прямой причинно-следственной связи между действиями Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска и нарушением прав истца.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, оценив их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статей 67, 68, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Как следует из части 1 статьи 980 ГК РФ действия без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица в целях предотвращения вреда его личности или имуществу, исполнения его обязательства или в его иных непротивоправных интересах (действия в чужом интересе) должны совершаться исходя из очевидной выгоды или пользы и действительных или вероятных намерений заинтересованного лица и с необходимой по обстоятельствам дела заботливостью и осмотрительностью.
Частью 1 статьи 981 ГК РФ предусмотрено, что лицо, действующее в чужом интересе, обязано при первой возможности сообщить об этом заинтересованному лицу и выждать в течение разумного срока его решения об одобрении или о неодобрении предпринятых действий, если только такое ожидание не повлечет серьезный ущерб для заинтересованного лица.
Согласно части 1 статьи 983 ГК РФ действия в чужом интересе, совершенные после того, как тому, кто их совершает, стало известно, что они не одобряются заинтересованным лицом, не влекут для последнего обязанностей ни в отношении совершившего эти действия, ни в отношении третьих лиц.
В соответствии положениями статьи 984 ГК РФ необходимые расходы и иной реальный ущерб, понесенные лицом, действовавшим в чужом интересе в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей главой, подлежат возмещению заинтересованным лицом, за исключением расходов, которые вызваны действиями, указанными в пункте 1 статьи 983 настоящего Кодекса.
Право на возмещение необходимых расходов и иного реального ущерба сохраняется и в том случае, когда действия в чужом интересе не привели к предполагаемому результату. Однако в случае предотвращения ущерба имуществу другого лица размер возмещения не должен превышать стоимость имущества (пункт 1 статьи).
Расходы и иные убытки лица, действовавшего в чужом интересе, понесенные им в связи с действиями, которые предприняты после получения одобрения от заинтересованного лица (статья 982), возмещаются по правилам о договоре соответствующего вида (пункт 2 статьи).
По смыслу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Судом установлено, что ФИО5 проживала в общежитии муниципального жилищного фонда по адресу: **** на основании ордера *** от **.**.****, в составе семьи *** человека (том 1 л.д. 106), что в судебном заседании ответчиками не оспорено и подтверждается справкой *** от **.**.**** (том 1 л.д. 104), справкой об отсутствии задолженности от **.**.**** (том 1 л.д. 105).
В целях улучшения своих жилищных условий ее работодатель МОУ «Средняя общеобразовательная школа ***» обратилось **.**.**** к директору МУП «УИ ЖКХ» *** с ходатайством о предоставлении ФИО1 нежилых помещений *** и ***, расположенных в общежитии муниципального жилищного фонда по адресу: ****, для реконструкции в жилую секцию (том 1 л.д. 102).
В свою очередь ФИО5 обратилась к директору МУП «УИ ЖКХ» *** с заявлениями от **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****, в которых она просила директора МУП «УИ ЖКХ» *** разрешить ей взять в пользование и проживание нежилые помещения *** и *** в общежитии муниципального жилищного фонда по адресу: ****, и произвести реконструкцию помещений в жилую секцию, заключении с ней договора аренды, указанных помещений, в целях оплаты коммунальных платежей (том 1 л.д. 98-101).
МУП «УИ ЖКХ» обратилось в отдел архитектуры и градостроительства Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска **.**.**** с заявлением о выдаче разрешения на выполнение ремонтно-строительных работ по реконструкции нежилых помещений *** и ***, расположенных в общежитии по адресу: ****.
В заявлении указано, что разработана проектная документация, а также имеется указание, что финансирование будет осуществляться заказчиком ФИО1 Работы произведет предприниматель *** (том 1 л.д. 116).
Распоряжением Главы Администрации города Усть-Илимска ***-р от **.**.**** Муниципальному унитарному предприятию «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство» решено перевести нежилые помещения н.п. *** н.п. *** в жилые с целью переоборудования в жилую секцию в общежитии муниципального жилищного фонда по адресу: **** и присвоить объекту адрес: ****, секция ***.
Разрешить Муниципальному унитарному предприятию «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство» выполнение проектных работ и реконструкцию секции по адресам: ****, секция *** с целью улучшения жилищных условий ФИО1 (п. 2 распоряжения) (том 1 л.д. 6, 109).
Начальником отдела архитектуры и градостроительства – главным архитектором Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска **.**.**** МУП «УИ ЖКХ», нанимателю ФИО1 выдано разрешение на выполнение ремонтно-строительных работ *** при реконструкции нежилых помещений в жилую квартиру (том 1 л.д. 7, 115).
На основании проекта (том 1 л.д. 110-113), заключения к проекту (том 1 л.д. 171-173), договора *** от ***, заключенного между предпринимателем *** и ФИО1 произведена реконструкция нежилых помещений (том 1 л.д. 8, 118-119).
Подрядчик обязался полностью завершить реконструкцию, оформить разрешительную документацию, получить разрешение на производство СМР, осуществлять функции заказчика и сдать работы заказчику в срок до **.**.**** (п. 1.2. договора).
Стоимость работ по настоящему договору определяется сметным расчетом, который является приложением к настоящему договору (п. 2.1. договора).
Согласно сметному расчету стоимость работ по договору на реконструкцию секции составила 94 694 рубля (том 1 л.д. 13).
Соответствие реконструкции секции *** по ****, в **** государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району *** от **.**.**** (том 1 л.д. 17).
В материалы дела представлен технический паспорт на жилое помещение, секцию *** от **.**.****. **** квартиры составляет ***.м., в квартире имеются кухня, жилая комната площадью 12.9 кв.м., коридор, санузел (том 1 л.д. 18-20, 122-129).
О завершении переустройства и перепланировки подписан акт приемочной комиссии от **.**.****. Согласно акту ремонтно-строительные работы осуществлены в сроки ***
Распоряжением начальника Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска *** от **.**.**** нежилое помещение, расположенное по адресу: ****, исключено из состава казны муниципального образования город Усть-Илимск. Жилое помещение (квартира) общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ****, балансовой стоимостью *** рублей включено в состав казны муниципального образования город Усть-Илимск (том 1 л.д. 21).
Правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: ****, площадью *** кв.м. является муниципальное образование город Усть-Илимск, кадастровая стоимость *** рублей, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от **.**.**** (том 1 л.д. 22-24).
В результате рассмотрения гражданского дела *** исковые требования ФИО1 к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска о признании приобретшей право пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ****, оставлены без удовлетворения. В своем решении Усть-Илимский городской суд разъяснил истцу право на обращение в суд за защитой своих прав, путем подачи искового заявления о возмещении убытков, понесенных истцом, в связи с реконструкцией (переводом) нежилых помещений н.п. *** в жилую секцию *** по адресу: **** (том 1 л.д. 9-12).
В целях установления фактических затрат по переоборудованию, ремонту и отделочным работам нежилых помещений *** и ***, расположенных по адресу: ****, в текущих ценах по делу была назначена судебная экспертиза (том 1 л.д. 197-199).
Согласно заключению эксперта ООО «СибРегионЭксперт» *** стоимость ремонтно-строительных работ по переустройству спорного жилого помещения с учетом коэффициента инфляции по состоянию на дату составления заключения составляет 536 945,89 рублей (том 2 л.д. 2-66).
Признавая требования ФИО1 законными и обоснованными, суд исходит из вышеприведенных положений статей 980, 983, 1102 ГК РФ, и полагает правильным удовлетворить исковые требования за счет ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска.
Поскольку в настоящее время именно в собственности указанного ответчика, а не Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска находится спорное жилое помещение.
Суд не может согласиться с доводами Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска о том, что указанный ответчик является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на момент издания распоряжения от **.**.*******-р, разрешения на выполнение ремонтно-строительных работ *** Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска не был учрежден, и не был зарегистрирован в качестве юридического лица.
По мнению суда, момент создания юридического лица Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска по данному спору правового значения не имеет.
По смыслу пункта 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
На момент издания распоряжения от **.**.*******-р Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска действовал в пределах своих полномочий.
Согласно пункту 3.5.6. Положения о Департаменте недвижимости Администрации города Усть-Илимска, утвержденного решением Городской Думы четвертого созыва города Усть-Илимска *** от **.**.****, одной из функции Департамента являлось принятие в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений (том 1 л.д. 60-64).
Решением Городской Думы города Усть-Илимска пятого созыва *** от **.**.**** подпункт 3.5.6 пункта 3.5 раздела 3 признан утратившим силу (том 1 л.д. 72).
Согласно представленному суду Положению о порядке перевода жилых домов, жилых помещений всех форм собственности в нежилые и перевода нежилых строений, помещений всех форм собственности в жилые в г. Усть-Илимска, утвержденному Постановлением Главы Администрации города Усть-Илимска *** от **.**.**** в исключительных случаях по заявлению заинтересованных юридических и физических лиц, при соблюдении действующих строительных норм и правил нежилое строение, помещение может быть переведено в жилое (пункт 3.2 положения). Финансирование затрат по переводу жилых домов, жилых помещений в нежилые, нежилых строений в жилые осуществляется заинтересованными юридическими и физическими лицами, по заявлению которых принимается распоряжение о переводе (пункт 4.1 положения) (том 1 л.д. 83-87, 134-135).
В соответствии с Положением о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденным Постановлением Администрации города Усть-Илимска от **.**.*******, перевод муниципальных нежилых помещений в жилые осуществляется в целях обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 4.2). Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, подготовку проектов распоряжений о переводе или об отказе в переводе помещения, подготовку и направление уведомлений о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение утвержденного образца, направление актов приемочной комиссии, подтверждающих завершение переустройства и (или) перепланировки, совершение иных необходимых действий по оформлению перевода помещений, осуществляет Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска (пункт 1.4.) (том 1 л.д. 152-157).
В связи с утверждением с **.**.**** Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска на основании решения Городской Думы города Усть-Илимска пятого созыва от **.**.*******, в перечень основных функций Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска включены полномочия принимать в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения, о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений (пункт **.**.**** раздел 3 (том 1 л.д. 50).
Таким образом, в настоящее время Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска уполномочен разрешать вопросы о переводе нежилых помещений в жилые помещения.
Поскольку в силу статьи 210 ГК РФ расходы по содержанию муниципального имущества, а именно жилищного фонда должен нести Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, то получив, улучшение объекта муниципальной собственности в связи с его реконструкцией, Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска неосновательно обогатился за счет истца, которая действовала фактически в его интересах, поэтому понесенные истцом расходы по реконструкции подлежат взысканию с Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска.
Суд принимает в качестве доказательства размера стоимости фактически выполненных ремонтно-строительных работ по переустройству и ремонту нежилых помещений заключение эксперта *** и соглашается с ним, поскольку выводы эксперта-строителя подробно мотивированы, основаны на всестороннем исследовании представленных на оценку материалов.
Заключение отвечает требованиям части 2 статьи 86 ГПК РФ, содержит подробное описание произведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, являются последовательными и не противоречат материалам дела и представленным доказательствам, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения и не заинтересован в исходе дела.
Доказательств, свидетельствующих об ином размере расходов ответчиком Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований к ответчику Департаменту недвижимости Администрации города Усть-Илимска надлежит отказать.
В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (часть 1 статьи 88 ГПК РФ).
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; другие признанные судом необходимыми расходы (статья 94 ГПК РФ).
При рассмотрении настоящего гражданского дела истцом понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 3040,82 рублей, что подтверждается чеком-ордером от **.**.**** (том 1 л.д. 4), а также расходы по оплате услуг эксперта в сумме 42 000 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от **.**.**** (том 2 л.д. 78).
Поскольку исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме, понесенные ею судебные расходы подлежат возмещению ответчиком Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска в полном объеме в размере 45 040, 82 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска в пользу ФИО1 536 945 рублей 89 копеек расходов по переустройству нежилых помещений ***, расположенных по адресу: ****, в жилое помещение ***, 45 040 рублей 82 копейки судебных расходов, а всего 581 986 рублей 71 копейку.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту недвижимости Администрации города Усть-Илимска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья У.С. Солодкова
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2020