РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Тюльган 26 ноября 2013 г.
Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Власовой Н.Н.
при секретаре Семещенко Н.В.
с участием ст.помощника прокурора
Тюльганского района Оренбургской области Маненковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Троицкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Городецкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Алмалинский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области об обязании оформить право собственности на объекты водоснабжения,
Установил:
Прокурор Тюльганского района обратился в суд с иском, указав, что в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере водоснабжения, обращении с отходами производства и потребления, установлено, что:
на территории МО Чапаевский сельсовет имеются водонапорные башни, водонапорные системы, находящиеся по адресам: <адрес>
на территории МО Ключевский сельсовет имеются следующие объекты водоснабжения: <адрес>
на территории МО Троицкий сельсовет имеются объекты водоснабжения, находящиеся по адресам: <адрес>
на территории МО Городецкий сельсовет имеются объекты водоснабжения, находящиеся по адресу: <адрес>
на территории МО Алмалинский сельсовет имеется скважина, расположенная по адресу: <адрес>
Указанные выше объекты приняты в казну муниципального образования. Однако сведения о регистрации прав на вышеуказанные объекты водоснабжения и земельных участков под ними в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют, в силу чего они являются бесхозяйными. Отсутствие надлежащим образом оформленного права собственности на объекты водоснабжения не позволяет органам местного самоуправления реализовать в полной мере возложенные на него полномочия по осуществлению водоснабжения населения, в том числе путем передачи этих объектов в пользование специализированным организациям, а также получения дохода от сдачи их в аренду.
Просит суд:
обязать администрацию МО Чапаевский сельсовет представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской документы, необходимые для постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, на водонапорные башни, водонапорные системы и земельные участки под ними, находящиеся по адресам: <адрес> Обязать администрацию МО Чапаевский сельсовет представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской документы, необходимые для включения сведений о регистрации прав на объекты водоснабжения и земельные участки под ними, находящиеся по адресам: <адрес>
обязать администрацию МО Ключевский сельсовет представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, на объекты водоснабжения и участки под ними: <адрес> Обязать администрацию МО Ключевский сельсовет представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для включения сведений о регистрации прав на объекты водоснабжения: <адрес>
обязать администрацию МО Троицкий сельсовет представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, на объекты водоснабжения и земельные участки под ними, находящиеся по адресам: <адрес> Обязать администрацию МО Троицкий сельсовет представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для включения сведений о регистрации прав на объекты водоснабжения и земельные участки под ними, находящиеся по адресам: <адрес>
обязать администрацию МО Городецкий сельсовет представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, на объекты водоснабжения и земельные участки под ними, находящиеся по адресу: <адрес> Обязать администрацию МО Городецкий сельсовет представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для включения сведений о регистрации прав на объекты водоснабжения и земельные участки под ними, находящиеся по адресу: <адрес>
обязать администрацию МО Алмалинский сельсовет представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, на скважину и земельный участок под ней, расположенную по адресу: <адрес> Обязать администрацию МО Алмалинский сельсовет представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для включения сведений о регистрации прав на объект водоснабжения и земельный участок под ним <адрес>
Определением суда от 23.10.2013 г. иски прокурора объединены в одно производство.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Тюльганского района Маненкова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков: глава администрации МО Чапаевский сельсовет Ишембетов М.Ш., глава администрации МО Ключевский сельсовет Дорошенко Е.В., глава администрации МО Троицкий сельсовет Тарабан А.В., глава администрации МО Городецкий сельсовет Тюрин А.В., глава администрации МО Алмалинский сельсовет Шафеев Р.С. обратились в суд с заявлениями от 22.11.2013 г., в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признают в полном объеме.
Выслушав ст.помощника прокурора Маненкову Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению об удовлетворении иска прокурора Тюльганского района по следующим основаниям.
Согласно уведомлениям Тюльганского отдела Управления Росреестра по Оренбургской области, сведения о регистрации прав на вышеуказанные объекты водоснабжения и земельные участки под ними на территории МО Чапаевский сельсовет, МО Ключевский сельсовет, МО Троицкий сельсовет, МО Городецкий сельсовет, МО Алмалинский сельсовет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г.
Как следует из п. 2 Положения, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по мету нахождения недвижимого имущества.
Согласно п.п. 4, 5 Положения, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225 и ст. 236 ГК РФ.
Исходя из содержания ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Из анализа приведенных положений норм материального права следует, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет спорного имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, на территории которого оно находится.
В силу п. 4, 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться указанное в ч. 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для" электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Понятие вопросов местного значения определено в ч. 1 ст. 2 названного Закона как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом- осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Поскольку названные участки водопроводных сетей являются бесхозяйными объектами, отсутствие собственника таких объектов и организации, которая следит за их техническим состоянием, может повлечь несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорных участков водопроводных сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Кроме того, отсутствие надлежащим образом оформленного права собственности на объекты водоснабжения не позволяет органам местного самоуправления реализовать в полной мере возложенные на него полномочия по осуществлению водоснабжения населения, в том числе путем передачи этих объектов в пользование специализированным организациям, а также получения дохода от сдачи их в аренду.
В данном случае неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно, причем эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Тюльганского района законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд принимает признание иска ответчиками, т.к. такое действие не нарушает прав и интересов иных лиц и не противоречит закону (ст. 39 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Тюльганского района Оренбургской области – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской документы, необходимые для постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, на водонапорные башни, водонапорные системы и земельные участки под ними, находящиеся по адресам: <адрес> Обязать администрацию муниципального образования Чапаевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской документы, необходимые для включения сведений о регистрации прав на объекты водоснабжения и земельные участки под ними, находящиеся по адресам: <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования Ключевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, на объекты водоснабжения и участки под ними: <адрес> Обязать администрацию муниципального образования Ключевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для включения сведений о регистрации прав на объекты водоснабжения: <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования Троицкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, на объекты водоснабжения и земельные участки под ними, находящиеся по адресам: <адрес> Обязать администрацию муниципального образования Троицкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для включения сведений о регистрации прав на объекты водоснабжения и земельные участки под ними, находящиеся по адресам: <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования Городецкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, на объекты водоснабжения и земельные участки под ними, находящиеся по адресу: <адрес> Обязать администрацию муниципального образования Городецкий сельсовет Тюльганского района Оренбургской области представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для включения сведений о регистрации прав на объекты водоснабжения и земельные участки под ними, находящиеся по адресу: <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования Алмалинский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, на скважину и земельный участок под ней, расположенную по адресу: <адрес> Обязать администрацию муниципального образования Алмалинский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области представить в Тюльганский отдел управления Росреестра по Оренбургской области документы, необходимые для включения сведений о регистрации прав на объект водоснабжения и земельный участок под ним <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Н. Власова
Решение в окончательной форме принято 26 ноября 2013 г.
Судья Н.Н. Власова