ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9960/2014 от 02.10.2013 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

 Дело № 2-9960-14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Якутск                                    02 октября 2013 года

 Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей судьи Холмогоровой Л.И., при секретаре Ноговицыной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) на постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства,

 УСТАНОВИЛ:

 Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я) обратилось в суд с жалобой на постановление судебного пристава-исполнителя ЯГОСП УФССП России по РС (Я) Данилова А.В. от ____2014 г., ссылаясь на то, что данным судебным приставом-исполнителем вынесено незаконное постановление, поскольку истек срок предъявления исполнительного листа к исполнению. Решение Якутского городского суда от 11.04.2011 г. вступило в законную силу ____2011 г. Следовательно, срок предъявления исполнительного листа № к исполнению истек ____2014 г. Судебный пристав-исполнитель на основании п.3 ч.1 ст.31 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен был вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и возвратить исполнительный документ без исполнения. Решением Якутского городского суда от 11.04.2011 отказ Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от ____ 2010 г. о предоставлении в аренду СОНТ «___», «___», «___», «___» земельного участка, общей площадью ___ кв. м., расположенного по адресу: ____, признан незаконным. В процессе рассмотрения дела представитель истца Ушницкий А.С. отказался от требования к Министерству имущественных отношений PC (Я) предоставить вышеуказанный земельный участок. В связи с этим производство в части требования об обязании предоставить земельный участок в аренду было прекращено, что также подтверждается определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда PC (Я) от 24.10.2011 г. Однако, СОНТ «___», «___», «___», «___» заново обратились в Министерство имущественных отношений PC (Я) с заявкой на предоставление в аренду вышеуказанного земельного участка., на что Минимуществом PC (Я) было повторно отказано СОНТ «___», «___», «___», «___» в предоставлении данного земельного участка. Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда от 21 октября 2011 года в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) от ____2011 г. в предоставлении в аренду СОНТ «___», «___», «___», «___» указанных земельных участков, отказано в полном объеме. Таким образом, отказ Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) судами признан законным и обоснованным. Заявитель просил признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя ЯГОСП УФССП России по РС (Я) Данилова А.В. от ____2014 г. о возбуждении исполнительного производства и обязать судебного пристава-исполнителя вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и вернуть исполнительный документ взыскателю без исполнения.

 В судебном заседании представитель Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) по доверенности Урбан А.М. жалобу поддержал, пояснил, что постановлением судебного пристава-исполнителя Насибуллиной Г.К. от ____2011 г. было отказано в возбуждении исполнительного производства на основании пп.8 п.1 ст.31 ФЗ «Об исполнительном производстве», что препятствовало повторному обращению взыскателя в ССП, исполнительный документ не подлежит исполнению в связи с тем, что в исполнительном листе отсутствуют способы устранения допущенных нарушений закона и он не подлежит повторному предъявлению судебному приставу и просил удовлетворить жалобу.

 Судебный пристав-исполнитель ЯГОСП УФССП России по РС (Я) Данилов А.В. с жалобой не согласился, суду пояснил, что ____2014 г. на основании ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» им было возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа №, вступившего в законную силу 21.04.2011 г. по делу № г. о признании отказа Министерства имущественных отношений PC (Я) от ____2010 г. о предоставлении в аренду СОНТ «___», «___», «___», «___» земельного участка общей площадью ___ кв. м., расположенного по адресу: ____ незаконным. Ранее судебным приставом — исполнителем ЯГОСП УФССП России по РС (Я) Нассибулиной Г.К. было возбуждено исполнительное производство № на основании предъявленного исполнительного листа № №. ____2011 г. данным судебным приставом было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. Т.е. истечение нового срока наступает с ____2011 года по ____2014 г., что составляет ___ дней, или ___ года ___ месяцев. При возбуждении исполнительного производства им было установлено, что срок предъявления к исполнению не истек, постановление о возбуждении исполнительного производства от ____2014 г. является законным, оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства не имелось. На основании проведенной проверки представленных доказательств судебным приставом исполнителем может быть вынесено постановление о прекращении либо об окончании исполнительного производства, однако, Министерством имущественных и земельных отношений РС(Я) никаких документов представлено не было должник сразу обратился с жалобой в суд и к главному судебному приставу. Просил в удовлетворении жалобы отказать.

 Суд, выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ.

 Согласно ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом,

 Как установлено в судебном заседании ____2014 г. судебным приставом-исполнителем ЯГОСП УФССП России по РС (Я) Даниловым А.В. на основании ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» было возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № по решению Якутского городского суда, вступившего в законную силу ____2011 г. по делу № г. о признании отказа Министерства имущественных отношений PC (Я) от ____2010 г. о предоставлении в аренду СОНТ «___», «___», «___», «___» земельного участка общей площадью ___ кв. м., расположенного по адресу: ____ незаконным.

 Из представленных в материалы дела материалов исполнительного производства усматривается, что ____2011 г. судебным приставом — исполнителем ЯГОСП УФССП России по РС (Я) Нассибулиной Г.К. было возбуждено исполнительное производство № на основании предъявленного исполнительного листа №.

 ____2011 г. данным судебным приставом было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

 Согласно частям 1 и 2 статьи 22 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению или частичным исполнением исполнительного документа должником; после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется; время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

 С учетом установленных по делу обстоятельств и требований действующего законодательства, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявления Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) по основанию неправомерности действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства по истекшему для предъявления исполнительного листа, поскольку судебный пристав-исполнитель вынес оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства в соответствии с требованиями закона, в пределах предоставленных ему полномочий, не нарушал права и свободы заявителя, т.к. на момент предъявления исполнительного листа судебному приставу-исполнителю 3-летний срок его предъявления к исполнению не истек, поскольку ранее прерывался предъявлением исполнительного листа к исполнению. С учетом этого суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, что предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 31 вышеуказанного Федерального закона "Об исполнительном производстве".

 В силу п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

 Между тем, судом установлено, что оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства по мотиву отсутствия в исполнительном листе способов устранения допущенных нарушений закона не имелось, поскольку разъяснение способа и порядка исполнения исполнительного документа производится в соответствии со ст. 433 ГПК РФ, в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе.

 С учетом приведенных положений закона, а также установленных по делу конкретных обстоятельств у судебного пристава-исполнителя не было оснований для отказа в возбуждении исполнительных производств, поскольку поступившие на исполнение исполнительные документы соответствовали требованиям ст. 13 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве", достоверных и достаточных сведений о невозможности исполнения решения суда у судебного пристава-исполнителя не имелось. Вместе с тем по смыслу положений ст. 64 указанного Закона судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки только в рамках исполнительного производства.

 В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 Суд рассматривает действие указанных в ч. 1 ст. 258 ГПК РФ лиц с точки зрения соответствия совершенного и оспариваемого действия закону. При этом действие рассматривается и оценивается судом в том объеме, в котором оно было осуществлено соответствующим органом (должностным лицом).

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я), исходя из того, что возбуждение исполнительного производства, согласно ч. 1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ, при отсутствии оснований для отказа в его возбуждении, предусмотренных ст. 31 указанного Закона, является обязанностью судебного пристава-исполнителя. Кроме того, суд исходит из того, что согласно ст. 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение актов судов и других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении жалобы Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) на постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства отказать.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РС(Я) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья:                                Л.И.Холмогорова