УИД 11RS0001-01-2023-011871-63 Дело № 2-9962/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Никишиной В..В.,
с участием истца ФИО1
представителя соответчиков ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 27 ноября 2023 года гражданское дело по иску ФИО1 к Сыктывкарскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания от ** ** **№... л/с,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к Сыктывкарскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания от ** ** **№... л/с.
В обоснование исковых требований указано, что ** ** ** в 09.00 час. на общей планерке заместителем начальника полиции ФИО3 ему было дано устное указание о подготовке проекта приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности по заключению служебной проверки, утвержденной ** ** **, в отношении заместителя начальника ...ФИО4 и инспектора ...ФИО5 Проект приказа необходимо было подготовить до ** ** **. В связи с высокой загруженностью, он предупредил ФИО3, что не успеет подготовить проект приказа, на что последний не отреагировал.
** ** ** на общей планерке ему устно было предложено предоставить письменное объяснение по факту невыполнения устного распоряжения начальника. На что он ответил, что не отказывался выполнять распоряжение, предупреждал, что не успеет к указанному сроку, также указал, что объяснения даст в рамках служебной проверки.
Приказом от ** ** **№... л/с истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, с данным приказом он не согласен, поскольку ему был предоставлен короткий срок для исполнения устного распоряжения, также не была проведена служебная проверка, кроме того, применение дисциплинарного взыскания в виде выговора не соответствует тяжести совершенного проступка.
Определением от ** ** ** в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-....
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель соответчиков исковые требования не признал по доводам письменных возражений, указав, что в соответствии с Дисциплинарным уставом сотрудник обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей, ФИО1 отказался исполнить распоряжение заместителя начальника полиции ФИО3, до установленного срока к исполнению распоряжения не приступил. ** ** ** истцу было предложено представить письменные объяснения о причинах неисполнения распоряжения, на дату издания оспариваемого приказа объяснения не поступили, о чем был составлен акт. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности не нарушен, при наложении дисциплинарного взысканяи принято во внимание привлечение истца к дисциплинарной ответственности приказом от ** ** **№... л/с в виде строгого выговора.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, обозрев материалы служебной проверки в отношении ФИО4 и ФИО5, и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 проходит службу в органах внутренних дел с ** ** **, с ** ** ** в должности ....
Приказом Сыктывкарского ЛУ МВД России на транспорте №...-л/с от ** ** ** на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушение требований пункта 3 части 3 статьи 4, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ** ** ** № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта «б» статьи 5 главы 2, статьи 19 главы 4 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации №... от ** ** **, выразившееся в отказе от исполнения распоряжения непосредственного руководителя, отданного в установленном порядке.
ФИО1 ознакомлен с данным приказом ** ** **.
Основанием издания данного приказа послужил рапорт заместителя полиции (по ООП) Сыктывкарского ЛУ МВД России на транспорте ФИО3 от ** ** ** на имя начальника Сыктывкарского ЛУ МВД Росии на транспорте, в котором указано следующее.
** ** ** утверждено заключение служебной проверки в отношении заместителя начальника ...ФИО4 и инспектора ...ФИО5
** ** ** подготовка проекта приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности указанных лиц ФИО3 поручена ... ФИО1, установлен срок для исполнения поручения не позднее 14.00 час. ** ** **.
** ** ** в 14.30 час. ФИО1 поручение о подготовке проекта приказа исполнено не было. В последствии ФИО1 от исполнения поручения отказался, в связи с чем, проект приказа был подготовлен лично ФИО3.
Согласно акту о непредоставлении письменного объяснения от ** ** **, подписанного ФИО3, ФИО6, ФИО7, представленного ответчиком в материалы дела, ** ** ** ФИО1 было предложено предоставить письменные объяснения по указанному выше рапорту, по факту отказа от исполнения распоряжения руководителя, отданного в установленном порядке. По состоянию на ** ** ** письменные объяснения не предоставлены.
Как указывает истец в ходе рассмотрения дела, он отказался от подготовки проекта приказа, поскольку ранее такие проекты не готовил, а также у него не было времени.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений, в том числе, обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан: знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере (п. 1); знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации (п. 2).
Подпунктом «б» пункта 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ** ** **№..., сотрудник обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам.
Приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа (пункт 12 Дисциплинарного устава).
В силу п. 19 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, приказ руководителя (начальника), за исключением явно противоречащего закону, должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. При невозможности исполнения приказа сотрудник обязан незамедлительно уведомить об этом руководителя (начальника), отдавшего приказ.
Согласно подпункту «г» пункта 4 Контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от ** ** **, заключенного с истцом, ФИО1 принял на себя обязанности, в том числе, неукоснительно выполнять приказы и распоряжения руководителей, за исключением незаконных или не имеющих отношения к исполнению обязанностей.
В соответствии с пунктом 62 должностного регламента ФИО1 несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в пределах настоящего должностного регламента (должностной инструкции) в соответствии с действующим законодательством.
Из должностной инструкции заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) Сыктывкарского ЛУ МВД России на транспорте ФИО3 следует, что он руководит деятельностью подразделений по охране общественного порядка (отделение охраны общественного порядка, патрульно-постовая служба полиции, подразделения по исполнению административного законодательства, подразделения по делам несовершеннолетних, специализированные подразделения по обеспечению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры) (п.6).
Заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) Сыктывкарского ЛУ имеет право распределять обязанности между руководящим и инспекторским составом подчиненных подразделений и устанавливать в соответствии с действующим законодательством их ответственность за выполнение работы (п. 7 должностной инструкции); привлекать в установленном порядке сотрудников подразделений полиции по ООП Сыктывкарского ЛУ к участию в проверках, подготовке управленческих и правовых документов (п. 11 должностной инструкции).
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО3 суду показал, что ему было поручено проведение служебной проверки в отношении сотрудников ...ФИО4 и ФИО5, он провел служебную проверку, по итогам которой предложил привлечь указанных сотрудников к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Служебная проверка была утверждена ** ** **. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания на ФИО5 не готовил, так как она была в отпуске. По выходу её из отпуска необходимо было подготовить проект приказа о наложении на неё дисциплинарного взыскания. ** ** ** в ходе утренней планерки в присутствии руководителей отделов, он поручил истцу подготовить проект приказа и установил срок до 14.30 час. ** ** **. Такой срок установил, так как это был крайний день, время «до 14.30 час.» было установлено для того, что была возможность согласовать проект приказа с другими. Подготовка проекта приказа по ранее утвержденному заключению служебной проверки может быть поручена любому сотруднику полиции. По времени подготовка проекта приказа о наложении дисциплинарного взыскания занимает 20 – 25 минут. После того, как он отдал поручение истцу, он несколько раз напоминал ему об этом на планерке и по телефону. ** ** ** ближе к обеду он подошел к ФИО1, уточнил готов ли проект приказа, на что он ответил, что не будет исполнять указание; он (свидетель) забрал документы и сам подготовил проект приказа. ** ** ** он подготовил рапорт на имя начальника Сыктывкарского ЛУ, в котором указал о неисполнении истцом распоряжения руководителя и ходатайствовал о привлечении его к дисциплинарной ответственности. С данным рапортом он ознакомил истца на служебной планерке и предложил ему дать письменные объяснения, которые истец не представил и был составлен акт.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО6 суду показал, что помнит, что на утренней планерке ФИО3 в устной форме давались указания ФИО1 по поводу служебной проверки по подготовке проекта приказа, также по поводу предоставления письменных объяснений, но когда это было, в какие даты и все моменты этого за давностью времени не помнит. Помнит, что подписывал акт от ** ** ** по факту не предоставления ФИО1 письменных объяснений в тот день, когда ФИО8 озвучивал, что ФИО1 не исполнил указания. Также акт был подписан ФИО7
Свидетель ФИО7 суду показал, что помнит, что ФИО3 дал ФИО1 устное указание подготовить проект приказа о наказании ФИО9 Данное указание, как ему помнится, давалось один раз, возможно на каких-то планерках его (свидетеля) не было. Помнится, что указание подготовить проект приказа, было дано сроком, кажется, до пятницы. Скорее всего, все последующие события были на следующей неделе. Истец не выполнил указание. ФИО3 составил акт, что указание не выполнено и он (свидетель) его подписал. Также свидетель показал, что он тоже по поручению руководителя готовил проект приказа.
Исходя из анализа материалов дела, пояснений сторон и показаний свидетелей, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не исполнено указание непосредственного руководителя ФИО3, данного в пределах должностных полномочий, предусмотренных пунктом 11 должностной инструкции.
При этом, факт дачи ФИО3 устного распоряжения ФИО1 на утренней планерке истцом не оспаривается и подтверждается показаниями допрошенных свидетелей.
Также истцом не оспаривается законность данного распоряжения, указывается лишь на предоставление короткого срока для исполнения. Факт того, что распоряжение о подготовке проекта приказа не было исполнено, подтвержден истцом в ходе рассмотрения дела со ссылкой на то, что в связи с большой загруженностью было недостаточно времени для его исполнения.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашел своё подтверждение факт нарушения истцом пункта 19 Дисциплинарного устава.
При этом, ссылку истца на недостаточность времени для исполнения указания, (даже при условии дачи распоряжения ** ** **) суд признает несостоятельной, поскольку как следует из пояснений представителя ответчика и свидетеля ФИО3 подготовка проекта приказа по утвержденному заключению занимает не более 25 минут, поскольку обоснование копируется из заключения служебной проверки.
Порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности не нарушен.
Так, сам истец и свидетели подтвердили, что ФИО3 на утренней планерке дал указание истцу предоставить письменные объяснения по факту не исполнения распоряжения руководителя о подготовке проекта приказа.
Письменные объяснения истцом предоставлены не были, о чем правомерно составлен акт от ** ** **.
Доводы истца о нарушении порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку не была проведена служебная проверка, суд признает несостоятельными.
Так, согласно ч.6 ст. 51 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Частью 8 приведенной статьи установлено, что до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона 30.11.2011 № 342-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.
Таким образом, законом установлены порядок и сроки привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Законом также предусмотрено, что перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел может быть проведена служебная проверка. Несоблюдение названных требований является основанием для признания приказов о привлечении сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности незаконным.
Следовательно, в рассматриваемом случае проведение служебной проверки в обязательном порядке законом не предусмотрено. С письменным заявлением ФИО1 о проведении служебной проверки не обращался.
При применении дисциплинарного взыскания и выборе наказания, работодателем учтено привлечение истца к дисциплинарной ответственности приказом от ** ** **№... л/с в виде строгого выговора.
Срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности не нарушен.
С учетом изложенного, суд не усматривает нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 (...) к Сыктывкарскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (...), Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу (...) об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания от ** ** **№... л/с, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Н.Н. Чаркова
Мотивированное решение составлено 06 декабря 2023 года.