ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-996/18 от 19.07.2018 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело 2-996/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2018 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре Т.И. Булыгиной, с участием представителя истца прокурора Паниди О.О., представителя ответчика по доверенности Фроловой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о понуждении к совершению определенных действий,

установил:

Военный прокурор 75 военной прокуратуры гарнизона обратился в защиту неопределенного круга лиц в Кировский районный суд г.Хабаровска с требованиями к ФКУ «ОСК ВВО» о понуждении к совершению определенных действий. В обоснование иска указал, что 75 военной прокуратурой гарнизона в октябре 2017 проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 25030-11 требований законодательства о противопожарной безопасности. Согласно ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья. В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Ст.163 ТК РФ установлена обязанность работодателя обеспечить нормативные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Согласно ст.21 ТК РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда возлагаются на работодателя. В силу ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, содержанию в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты возложена на руководителей организаций. Командир войсковой части 25030-11 не имеет собственного финансового органа, его функции выполняет филиал ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», являющийся структурным подразделением ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», которое в соответствии с Порядком организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны РФ и федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил РФ при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от ДАТА, является структурным подразделением ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>». Указанные учреждения Минобороны России организационно входят в состав федерального казенного учреждения
«Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Минобороны России, которое, в свою очередь, является распорядителем бюджетных денежных средств и обладает полномочиями по их распределению между структурными подразделениями, в том числе на обеспечение пожарно-техническим оборудованием. В силу ст.105 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» переносные и передвижные огнетушители должны
обеспечивать тушение пожара одним человеком на площади, указанной в технической документации организации-изготовителя. Технические характеристики переносных и передвижных огнетушителей должны обеспечивать безопасность человека при тушении пожара. Так, согласно приказу Министра обороны РФ от ДАТА «Об утверждении Инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах РФ и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией и другим имуществом» в войсковой части 25030-11 предусмотрено наличие 1 483 огнетушителей. Однако, на момент проверки в воинской части имелось в наличии 1 038 огнетушителей, из них 21
в рабочем состоянии, а 1 017 неисправны, 445 огнетушителей отсутствуют. В войсковой части 25030-11 осуществляется хранение боеприпасов и взрывчатых веществ, а также расположены склады хранения горюче-смазочных материалов, в связи с чем несоблюдение требований пожарной безопасности и фактическое отсутствие в воинской части необходимого противопожарного оборудования (имущества) в случае возникновения чрезвычайной ситуации может повлечь наступление тяжких последствий, как для военнослужащих и гражданского персонала войсковой части 25030-11, так и граждан, проживающих в <адрес> ГО ЗАТО <адрес> края, что безусловно нарушает их права на безопасные условия жизни и охрану жизни и здоровья, предусмотренные ст.ст. 20, 41 Конституции РФ. В данном случае обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, так как в случае возникновения чрезвычайной ситуации могут быть подвергнуты опасности члены пожарной команды, военнослужащие и гражданский персонал войсковой части 25030-11, а также жители <адрес> ГО ЗАТО <адрес> края. На основании изложенного и руководствуясь ст.45, 131 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, ч.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обеспечить войсковую часть 25030-11 недостающими 445 огнетушителями и принять меры к ремонту 1017 огнетушителей.

Определением суда от ДАТА к участию в данном гражданском деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство обороны РФ, войсковая часть 25030-11.

В судебном заседании представитель истца военный прокурор Паниди О.О. заявленный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «ОСК ВВО» по доверенности Фролова Н.Н. против удовлетворения исковых требований возражала, в обоснование ссылаясь на письменные возражения, где указала, что согласно ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1
части первой ст.134 настоящего Кодекса. В соответствии с п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. С ДАТА вступил в действие Кодекс административного судопроизводства РФ. Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают
подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об
оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Военным прокурором 75 военной прокуратуры гарнизона заявлены требования об обязании совершить определенные действия. Исходя из заявленных требований, позиция прокурора сводится к выявлению бездействия со стороны ФКУ «ОСК ВВО». Указанные требования напрямую перекликаются с положениями главы 25 П1К РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий
(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», существовавшей до вступления в действие КАС РФ. На основании изложенного, ФКУ «ОСК ВВО» полагает, что дело
подлежи т рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке. По существу заявленных требований ФКУ «ОСК ВВО» поясняет следующее. Установка оборудования зданий и сооружений на территории Восточного военного округа системами автоматической пожарной
сигнализацией относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта (Федеральный закон от ДАТА № 117-ФЗ). Порядок включения в титульные списки капитального ремонта объектов определен указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от ДАТАт в виде представления в Департамент строительства МО РФ тактико-технических заданий. Тактико-техническое задание на капитальный ремонт зданий
(сооружений), согласно указанию командующего войсками Восточного военного округа от ДАТА, разрабатывается командирами (начальниками) войсковых частей (организаций) и согласовывается с заинтересованными управлениями и службами округа. После разработки указанных документов и направления их в Департамент строительства МО РФ включение в план капитального ремонта зданий войсковой части 25030-11 для установки систем автоматической пожарной сигнализацией возможно только в 2019 году. Таким образом, в настоящее время ведется работа по обеспечению войсковой части 25030-11 системой автоматической пожарной сигнализацией, автоматическими установками пожаротушения. ФКУ «ОСК ВВО» полагает, что военный прокурор 75 военной прокуратуры гарнизона не вправе вмешиваться в административно- хозяйственную деятельность органов военного управления. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, просил отказать военному прокурору 75 военной прокуратуры гарнизона в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны РФ не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора войсковой части 25030-11 не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, где указал, что с требованиями прокурора обязать ФКУ «ОСК ВВО» обеспечить войсковую часть 25030-11, пожарно-техническим имуществом согласны. На основании нормы Приказа Министра Обороны Российской Федерации от ДАТА, ими были поданы неоднократные заявки на
обеспечение войсковой части 25030-11 пожарно-техническим оборудованием и имуществом, однако имущество в часть не поступало. Также просили провести судебное заседание без их участия.

В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, судом установлено.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации или прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года).

Согласно положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004г. , а также постановлению Правительства РФ от 289.12.2008г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

В силу ст.37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Статьей 163 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя обеспечить нормативные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Согласно статье 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно ст.12 Федерального закона от ДАТА № 61-ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА определено, что представителями Министерства обороны РФ, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций, в соответствии со ст.20 ТК РФ, являются: 1) командиры соединений (им равные) - в отношении командиров (руководителей) и работников воинских чаете 1 (организаций), входящих в состав соединений (им равных); 2) командиры (руководители) воинских частей (организаций) (за исключением командиров (руководителей) воинских частей (организаций), входящих в состав соединений и им равных) - в отношении работников подчиненных воинских частей (организаций).

Вместе с тем, как установлено судом, командир войсковой части 25030-11 не имеет собственного финансового органа, его функции выполняет филиал ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», являющийся структурным подразделением ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», которое в соответствии с Порядком организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны РФ и федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил РФ при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от ДАТА, является структурным подразделением ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>». Указанные учреждения Минобороны России организационно входят в состав федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Минобороны России, которое, в свою очередь, является распорядителем бюджетных денежных средств и обладает полномочиями по их распределению между структурными подразделениями, в том числе на обеспечение пожарно-техническим оборудованием.

Из изложенного следует, что предусмотренная действующим законодательством обязанность по обеспечению безопасны условий труда работников возложена на ФКУ «Объединенное стратегические командование Восточного военного округа», как на распорядителя бюджетных денежных средств для нужд входящих в его состав воинских частей и учреждений.

В соответствии со ст.105 Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» переносные и передвижные огнетушители должны обеспечивать тушение пожара одним человеком на площади, указанной в технической документации организации-изготовителя. Технические характеристики переносных и передвижных огнетушителей должны обеспечивать безопасность человека при тушении пожара.

Согласно приказу Министра обороны РФ от ДАТА «Об утверждении Инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах РФ и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией и другим имуществом» в войсковой части 25030-11 предусмотрено наличие 1 483 огнетушителей. Однако, как установлено судом, на момент проверки в воинской части имелось в наличии 1 038 огнетушителей, из них 21 в рабочем состоянии, а 1 017 неисправны, 445 огнетушителей отсутствуют.

Организационно-распорядительным документов, регулирующим порядок обеспечения пожарных команд воинских частей пожарно-техническим имуществом, является приказ Министра обороны РФ от ДАТА «Об утверждении Инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией и другим имуществом». Согласно п.14 вышеуказанной Инструкции, заявки на пожарно-техническую продукцию составляются воинскими частями (организациями) на предстоящий (планируемый) год и направляются в управление планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов. Обобщенные заявки за военный округ представляются в Департамент планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

В целях обеспечения потребности пожарных команд в пожарно­-техническом имуществе и необходимом оборудовании, приведения пожарных команд войсковой части 25030-11 в соответствие с установленными нормативными требованиями, вышестоящему командованию и в довольствующие органы направлялись заявки (от ДАТА, от ДАТА), на обеспечение недостающим пожарно-техническим имуществом (огнетушителями), однако указанные заявки оставлены без удовлетворения, требуемое имущество (продукция) в войсковую часть 25030-11 не поступало.

При этом суд учитывает, что войсковая часть 25030-11 осуществляет хранение боеприпасов и взрывчатых веществ, а также расположены склады хранения горюче-смазочных материалов, в связи с чем несоблюдение требований пожарной безопасности и фактическое отсутствие в воинской части необходимого противопожарного оборудования (имущества) в случае возникновения чрезвычайной ситуации может повлечь наступление тяжких последствий, как для военнослужащих и гражданского персонала войсковой части 25030-11, так и граждан, проживающих в <адрес> ГО ЗАТО <адрес> края, что безусловно нарушает их права на безопасные условия жизни и охрану жизни и здоровья, предусмотренные ст.ст. 20, 41 Конституции РФ. Таким образом, суд полагает требования военного прокурора к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о понуждении к совершению определенных действий обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, суд считает необходимым обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование ВВО» обеспечить войсковую часть 25030-11 недостающими 445 огнетушителями и принять меры к ремонту 1017 огнетушителей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обеспечить войсковую часть 25030-11 недостающими 445 огнетушителями и принять меры к ремонту 1017 огнетушителей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.07.2018 года.

Судья (подпись)

Решение не вступило в законную силу

Копия верна, судья Т.В. Брязгунова

Подлинник решения подшит в дело № 2-996/2018 и находится в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь судебного заседания ___________________