РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Стоносовой О.В.,
при секретаре Воронцове Л.А.,
с участием истца Дацюка В.Б.,
представителя ответчика Хомутовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дацюка В.Б. к Министерству социального развития Саратовской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
установил:
Дацюк В.Б. обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству социального развития Саратовской области, указав в обоснование заявленных требований, что в период службы в таможенных органах неоднократно награждался ведомственными наградами за безупречную службу в таможенных органах, однако в присвоении звания «Ветеран труда» ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим его права. Просит суд признать незаконным и отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ (АТ), признать незаконным отказ в присвоении звания «Ветеран труда», оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, обязать ответчика присвоить Дацюку В.Б. звание «Ветеран труда».
Истец Дацюк В.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.Представитель ответчика Хомутова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме и просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, указывая на то, что истцом не соблюдено требование законодательства в части награждения ведомственным знаком отличия в труде.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.
Исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дацюку В.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в таможенных органах Российской Федерации (л.д. 11).
Согласно удостоверениям на основании приказов ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, и от ДД.ММ.ГГГГ№-П истец награжден медалями «За усердие», «За службу в таможенных органах» II и III степеней соответственно (л.д. 10, 12-15, 16-17).
Дацюк В.Б обратился в Министерство социального развития Саратовской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», представив указанные документы как основания для его присвоения, однако приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ (ВТ) ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку представленные медали не относятся к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (л.д. 49), о чем истец уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.18-19).
Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действующей на момент обращения Дацюка В.Б. к ответчику, рассмотрения им заявления и рассмотрения дела в суде, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (пп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).
Положения ст. 7 указанного Закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (пп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).
Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона «О ветеранах» как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение «Ветеран труда», и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда и признание государством в лице соответствующих должностных лиц и органов власти особых заслуг лиц, в том числе работающих в таможенных органах.
В соответствии с п. 1.1. ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством РФ, а порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 № 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и о награждении указанными знаками отличия, которое предусматривает, что федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, не вправе учреждать знаки отличия (п. 1); знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (п. 2); федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, при этом вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (п. 3).
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст. ст. 10, 22 указанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у Саратовской области, как субъекта Российской Федерации, имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».
В развитие приведенных положений федерального законодательства в Саратовской области принят Закон Саратовской области от 06.03.2019 №18-ЗСО «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области», регулирующий порядок присвоения такого звания.
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона:
1. В соответствии с федеральным законодательством ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение «Ветеран труда» (далее - удостоверение ветерана);
2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
3) награжденные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
4) начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с ч.3 ст.2 указанного Закона, для лиц, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются документы, подтверждающие:
награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);
трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
С ДД.ММ.ГГГГ:
порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия устанавливается в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона;
порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона.
В соответствии с ч.4 ст.2 указанного Закона для лиц, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются документы, подтверждающие: награждение ведомственными знаками отличия в труде; трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Частью 4 статьи 3 указанного Закона предусмотрены основания для принятия решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», в том числе: статус гражданина, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда», не соответствует требованиям статьи 1, а также части 1 статьи 2 настоящего Закона.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 утверждено Положение о Федеральной таможенной службе (ФТС России), которая находится в ведении Министерства финансов РФ, п. 9.2.6. которого предусматривает, что руководитель Федеральной таможенной службы представляет Министру финансов Российской Федерации предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, присвоению почетных званий, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства финансов Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", должностных лиц и работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов, представительств (представителей) Службы в иностранных государствах, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
При этом редакция указанного Постановления, действовавшего до 01.07.2016 также устанавливала в п. 9.3, что руководитель Федеральной таможенной службы вносит в установленном порядке предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации должностных лиц и работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов, представительств (представителей) Службы в иностранных государствах, а также организаций, находящихся в ведении Службы.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться следующие поощрения: 1) объявление благодарности; 2) премирование; 3) награждение ценным подарком; 4) награждение Почетной грамотой Федеральной таможенной службы; 5) награждение нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы; 6) досрочное присвоение очередного специального звания; 7) награждение именным оружием; 8) присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности; 9) досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания (п. 1). Положение о нагрудных знаках и медалях Федеральной таможенной службы и Положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы (п. 4).
Положения о наградах и Почетной грамоте Федеральной таможенной службы и Положения о нагрудных знаках и медалях ФТС России утверждены Приказом ФТС РФ от 01.10.2004 № 97 в целях совершенствования системы поощрения должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации, которым учреждены, в том числе медали «За усердие», «За службу в таможенных органах» трех степеней, решение о награждении которыми принимает руководитель ФТС России, что оформляется Приказом ФТС России (л.д.20-39).
Таким образом, действующее законодательство различает меры стимулирования и поощрения работников (служащих) за выполнение работы или прохождение службы и ведомственные знаки отличия в труде, которые и являются основанием для присвоения звания ветерана труда в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные доказательства, исходя из вышеуказанных норм законодательства, суд приходит к выводу, что представленные истцом сведения о награждении свидетельствуют о применении к истцу мер поощрения, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» наряду с такими мерами как объявление благодарности, премирование, награждением ценным подарком, и не дают оснований полагать, что награждение истца состоялось от имени соответствующего органа власти в установленном порядке как основание для присвоения звания «Ветеран труда».
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Дацюка В.Б., поскольку представленные истцом удостоверения о награждении медалями ФТС России не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствуют о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации в установленном законом порядке.
Таким образом, отказ министерства социального развития Саратовской области в присвоении истцу звания «Ветеран труда» является правомерным, вследствие чего исковые требования Дацюка В.Б. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Дацюка В.Б. к Министерству социального развития Саратовской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд городаСаратова.
Судья О.В. Стоносова