ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-996/20 от 14.05.2020 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2020-000868-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2020 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.

при секретаре Ахияровой М.М.,

с участием истца, представителя ответчика Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат» ФИО3, действующего по доверенности № 1 от 09.01.2020г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-996/2020 по исковому заявлению ФИО4 к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат» о признании незаконным решения об отказе в назначении единовременного пособия при рождении третьего ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд к ответчику с требованиями о признании незаконным решения об отказе и возложении обязанности произвести выплату в назначении единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Требования истца мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. у истца родился третий ребенок – дочь ФИО1. 20.01.2020г. ответчик отказал истцу в удовлетворении заявления о назначении единовременного пособия при рождении третьего ребенка и последующих детей на ФИО1 в связи с тем, что согласно паспорту проживание на территории ХМАО-Югры на дату обращения составляет 9 лет 1 месяц, поэтому оснований для выплаты не имеется. С отказом истец не согласна, поскольку согласно данным паспорта она зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно трудовой книжке с 06.05.2013 г. по настоящее время истец на постоянной основе работает в БУ ХМАО-Югры «Кожно-венерологический диспансер». Как указано в норме п.2 ст. 2 Закона ХМАО-Югры №45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре», исчисление десятилетнего срока проживания на территории ХМАО-Югры осуществляется с учетом всех периодов проживания гражданина вне зависимости от сроков и причин прерывания проживания. Поскольку местом жительства истца с 2009г. являлся Ханты-Мансийск, что подтверждается паспортом и трудовой книжкой, то постоянное проживание на территории ХМАО-Югры в течение более 10 лет подтверждено материалами дела.

В судебном заседании истец уточнила формулировку требования о признании незаконным решения КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» об отказе в назначении единовременного пособия по случаю рождения третьего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; поддержала заявленное требование в полном объеме, дав пояснения, согласно доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что ранее не обращались за получением пособий и каких-либо выплат к ответчику, справки о трудовой деятельности и трудовую книжку ответчику не предоставляла. Настаивает на удовлетворении искового требования в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном возражении на исковое заявление, наставал на законности отказа в назначении ФИО4 ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка и последующих детей, поскольку к заявлению были приложены документы, подтверждающие факт проживания ФИО4 на территории ХМАО-Югры 9 лет 1 месяц. Судебный акт об установлении факта, имеющего юридическое значение, подтверждающего проживание на территории ХМАО-Югры не менее 10 лет, истцом представлен не был.

Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ у родителей ФИО5 и ФИО2 родилась дочь ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ

Впоследствии ФИО2 обратилась в Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

На основании Закона ХМАО - Югры от 11.09.2019 N 55-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на территории ХМАО-Югры данное пособие не выплачивается (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона №45-оз признан утратившим силу).

ДД.ММ.ГГГГ ответчик, рассматривая заявление ФИО2 по правовым нормам, действующим на момент ее обращения с вышеуказанным заявлением, принял решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 о назначении единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в связи с отсутствием факта проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на протяжении десяти лет.

В частности из письма КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» от 20.01.2020 № 1030 следует, что причиной отказа явилось то обстоятельство, что согласно представленному заявителем документу, удостоверяющему личность и содержащему указание на гражданство Российской Федерации (паспорт), проживание на территории ХМАО-Югры на дату обращения у ФИО4 составляло 9 лет 1 месяц, соответственно основание для назначения пособий отсутствует.

Конституцией Российской Федерации гарантированы государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, государственные пособия (ч. 2 ст. 7).

Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные региональные меры социальной поддержки населению.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2001 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», принятого Думой ХМАО- Югры от 25 июня 2004 года (далее по тексту также – Закон), определены основные направления деятельности органов государственной власти ХМАО-Югры в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в пределах предоставленных законодательством полномочий; определены дополнительные меры социальной защиты в данной области.

В частности пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона установлено единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей.

Далее, согласно п. 4 ч. 1.1 этой же статьи, меры социальной поддержки, установленные п. 7 ч.1 ст. 2 (единовременное пособие), предоставляются гражданам с учетом лишь одного критерия нуждаемости: пп.4 – возникновение единовременных потребностей, связанных с рождением ребенка.

Часть 2 статьи 2 Закона устанавливает следующее:

п.2: пособия и выплата, указанные в пункте 1 настоящей статьи, за исключением пособий, указанных в подпунктах 4 - 6, 9, 12 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются одному из родителей (законных представителей), являющемуся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающему на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее десяти лет, на проживающего (проживающих) совместно с ним ребенка (детей) и носят заявительный характер;

абз.2 п.2: исчисление десятилетнего срока осуществляется с учетом всех периодов проживания гражданина на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вне зависимости от сроков и причин прерывания проживания.

абз.11 п.2: порядок назначения и выплаты пособий, а также ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Статьей 2.7 Закона единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей устанавливается в размере 15000 рублей при условии регистрации рождения детей в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 13 октября 2011 года № 371-п «О назначении и выплате пособий ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям» регламентирован порядок назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей (далее по тексту также Порядок), являющееся приложением 1 к постановлению.

Пунктом 1 Порядка установлено, назначение и выплата пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, осуществляется Казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат».

Гражданам, имеющим детей, устанавливаются следующие виды единовременных и ежемесячных пособий, выплата: единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей (пункт 2.3 Порядка).

Как указано в п. 4.1 Порядка, для назначения единовременных пособий, указанных в подпунктах 2.1 - 2.5 пункта 2 настоящего Порядка, в случае если граждане, имеющие детей, ранее обращались за получением пособий и выплаты, указанных в подпунктах 2.1 - 2.13 пункта 2 настоящего Порядка, и сведения, содержащиеся в документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, содержатся в базе данных Центра социальных выплат, то пособия и выплата назначаются Центром социальных выплат по месту их жительства, месту пребывания (фактического проживания) на основании заявления одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) с предъявлением документа, удостоверяющего личность и содержащего указание на гражданство Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и следующих сведений, содержащихся в базе данных Центра социальных выплат:

о совместном проживании ребенка (детей) с заявителем, предоставляемых по запросу Центра социальных выплат территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

из реестра территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, представляемых Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по запросу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (для назначения пособия, указанного в подпункте 2.5 пункта 2 настоящего Порядка);

удостоверяющих факт постоянного проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, представляемые по запросу Центра социальных выплат территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Истица полагает, что ответчик безосновательно не назначил ей единовременное пособие при рождении третьего ребенка, поскольку проживание на территории ХМАО-Югры подтверждается трудовой книжкой от ДД.ММ.ГГГГ. и справкой работодателя от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский клинический кожно-венерологический диспансер», где продолжает работать по настоящее время.

Действительно, согласно записей за № трудовой книжкой ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществляла трудовую деятельность в учреждения ХМАО-Югры со 2.11.2009г. по настоящее время; в том числе в период отсутствия регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ в БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский клинический кожно-венерологический диспансер», что свидетельствует о фактическом постоянном проживании на территории ХМАО-Югры со ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 10 лет.

Как следует из п. 3 Порядка, для получения пособий и выплат, указанных в подпунктах 2.1 - 2.13 пункта 2 настоящего Порядка, гражданин, имеющий детей, обязан прежде всего предоставить заявление, в котором он декларирует сведения о:

ребенке (детях), проживающих совместно с ним (для пособий и выплаты, указанных в подпунктах 2.1 - 2.9, 2.11 - 2.13 пункта 2 настоящего Порядка);

месте жительства (пребывания, фактического проживания) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;

факте постоянного проживания не менее 10 лет в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с указанием мест жительства и периодов проживания в них (для пособий и выплаты, указанных в подпунктах 2.1 - 2.4, 2.6 - 2.8, 2.13 пункта 2 настоящего Порядка).

Задекларированные заявителем сведения о совместном проживании с ребенком (детьми), месте жительства (пребывания), факте постоянного проживания не менее 10 лет в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре проверяет Центр социальных выплат посредством направления запроса в территориальные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение 2 рабочих дней со дня поступления заявления.

Однако как указывает сама истица, она была снята с учета по <адрес> и до ДД.ММ.ГГГГ она не имела регистрации по месту пребывания по иному адресу города Ханты-Мансийска или на территории ХМАО-Югры, следовательно, в рамках межведомственного запроса уполномоченный орган по контролю и надзору в сфере миграции предоставил бы ответчику сведения, аналогичные отметкам в паспорте истца, которые в совокупности указывают на совокупное проживание в г. Ханты-Мансийске в течение 9 лет 1 месяца на дату обращения с заявлением.

Пунктом 4.9 Порядка установлено, что сведения о факте постоянного проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее 10 лет для назначения ежемесячных пособий и выплаты, указанных в подпунктах 2.1 - 2.4, 2.6 - 2.8, 2.13 пункта 2 настоящего Порядка, по желанию гражданина подтверждаются документом, удостоверяющим личность и содержащим указание на гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо решением суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, подтверждающим проживание на территории автономного округа.

ФИО4, обращаясь к ответчику за назначением единовременного пособия при рождении третьего ребенка, не представила решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, подтверждающим проживание на территории автономного округа.

Согласно пояснений сторон, истец ранее не обращались за получением пособий и выплаты, указанных в подпунктах 2.1 - 2.13 пункта 2 настоящего Порядка, следовательно сведения о фактическом месте жительства, пребывании не могли содержатся в базе данных Центра социальных выплат по месту их жительства, месту пребывания.

Таким образом, истцом не были предоставлены документы о месте жительства, регламентируемые Порядком, такие документы в базе данных Центра социальных выплат отсутствовали.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО4 основаны на неверном толковании норм права, регламентирующих основания и порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, отказ ответчика в назначении выплаты основан на верном применении действовавших нормативных актов. В этой связи исковые требования удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ отказ в удовлетворении исковых требований влечет отказ во взыскании понесенных в связи с рассмотрением спора судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат» о признании незаконным решения об отказе в назначении и возложении обязанности произвести выплату единовременного пособия при рождении третьего ребенка ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.А. Литвинова