№ 2-996/2021 (УИД 53RS0002-01-2021-001552-09)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Мошенское Новгородской области 12 июля 2021 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Цабулевой В.В.,
при секретаре Беляковой Н.С.,
с участием прокурора Мошенского района Шаройкина В.В.,
представителя ответчика ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мошенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному областному бюджетному учреждению «Боровичская центральная районная больница», министерству здравоохранения Новгородской области, об обязании совершить определенные действия,
установил:
прокурор Мошенского района Новгородской области обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в обосновании своих требований указав, что прокуратурой Мошенского района Новгородской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов. Проведенной в ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» с. Мошенское проверкой по адресу: <...>, установлено, что в нарушение указанных норм до настоящего времени здание не оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Просит обязать ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» в течение года оборудовать здание ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» с. Мошенское, расположенного по адресу: <...>, системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, и обязать Министерство здравоохранения Новгородской области обеспечить финансирование в течение года на оборудование здания ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» с. Мошенское, расположенного по адресу: <...>, системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
В судебном заседании прокурор Мошенского района Шаройкин В.В. исковые требования поддержал, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» ФИО1 в судебном заседании пояснил, что в настоящее время утвержденная схема расстановки камер видеонаблюдения Мошенской больницы ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ», имеется коммерческое предложение на выполнение монтажных и пусконаладочных работ по установке видеонаблюдения, стоимость которой составила 370600 руб. Как только появиться финансирование, то видеонаблюдение будет установлено.
Представитель ответчика министерства здравоохранения Новгородской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи, с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика
Суд, выслушав объяснение прокурора, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействию терроризму» (далее Закон) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 6 ст. 3 Закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Пунктом 7 ст. 2 Закона установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 (далее - Концепция) основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются, в том числе недостаточная эффективность правоохранительных, административно- правовых и иных мер по противодействию терроризму.
Согласно п.п. «д» п. 12 Концепции основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
При этом предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в том числе, посредством реализации мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (п. 13 Концепции).
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерств; здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности эти; объектов (территорий)» утверждены мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерстве здравоохранения Российской Федерации, включая вопросы инженерно технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорт; безопасности объектов (территорий).
Согласно п. 5 Постановления № 8 категорирование проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечении антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения.
Положениями п.п. 15-19 Постановления № 8 установлены требования к мероприятиям, которые должны проводиться в отношении объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерств; здравоохранения Российской Федерации независимо от его категории.
В соответствии с положениями пунктов 10 Требований № 8, для проведения категорирования объекта (территории) объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).
Комиссия в ходе своей работы в числе прочего: проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории); определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения; определяет потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально- экономическими последствиями, и (или) критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых приведет к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем; определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; определяет мероприятия, необходимые для приведения антитеррористической защищенности объекта (территории) в соответствие с настоящими требованиями с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) - п. 31 Требований № 8 (в котором указываются мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий.
Согласно п. 14 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
В соответствии с п.п. «б» п. 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются в том
числе мероприятия по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Согласно акту обследования и категорирования здания ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» с. Мошенское, расположенного по адресу: <...>,проведенному 19.02.2020 года объект отнесен к 4 категории антитеррористической защищенности, как следствие, в силу п.п. «б» п. 16 Требований подлежат оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, срок установление которой определено в паспорте антитеррористической защищенности вышеуказанного объекта, в течение 12 месяцев со дня подписания акта обследования, то есть до 19.02.2021. Категорирование проводилось в связи прекращением деятельности круглосуточного стационара, и как следствие к снижению категории. Однако обязанность в установлении видеонаблюдения имелась в независимости от присвоенной категории.
Согласно акту обследования и категорирования здания ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» с. Мошенское проведенному 17.04.2017 года объект относился к 3 категории антитеррористической защищенности, указанным актом устанавливалась необходимость оборудования системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, срок установление которой согласно п. 14 Требований не позднее 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории) то есть не позднее 17.04.2018 года.
Проведенной в ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» с. Мошенское проверкой по адресу: <...>, установлено, что в нарушение указанных норм до настоящего времени здание не оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Обязанность по установлению видеонаблюдения возникла у организации еще к сроку 17.04.2018, процесс перекатегорирования, не освободил организацию от данной обязанности, а установление актом от 19.02.2020 нового срока приводит лишь к необоснованному увеличению cpoков добровольной установки, что недопустимо и противоречит принципам государственной политики в области антитеррористической защищенности безопасности отдельных категорий объектов.
В соответствии с ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно положениям ст. 269 и 689 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления предполагает его пользование и владение.
Согласно п. 1.1 Устава ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ», утвержденного приказом министерства здравоохранения Новгородской области от 22.02.2019 № 111-Д (далее - Устав), ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» является унитарной некоммерческой организацией, созданной Новгородской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.
Функции и полномочия учредителя в отношении ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» от имени Новгородской области осуществляются министерством здравоохранения Новгородской области (п. 1.6 Устава).
Согласно п. 1.14 права собственника имущества учреждения в части несения субсидиарной ответственности осуществляет орган исполнительной власти Новгородской области, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения.
Указанное здание закреплено за ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» на праве оперативного управления.
При этом, обязанность по устранению выявленных нарушений лежит как на ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ», так и на учредителе - Министерстве здравоохранения Новгородской области.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлены доказательств, подтверждающих наличие системы видеонаблюдения, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мошенского района удовлетворить.
Обязать ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» в течение года оборудовать здание ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» с. Мошенское, расположенного по адресу: <...>, системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Обязать Министерство здравоохранения Новгородской области обеспечить финансирование в течение года на оборудование здания ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» с. Мошенское, расположенного по адресу: <...>, системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2021 года.
Судья: В.В. Цабулева