...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2015 года г.Казань
Вахитовский районный суд г.Казани в составе:
председательствующего судьи Я.В. Малковой,
при секретаре Ходыревой Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ФИО1, ФИО2,, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 об оспаривании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № ... от .... «О переименовании ...»
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились с заявлением об оспаривании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г. Казани)№... от .... «О переименовании ...». В обоснование указали, что ИК МО г. Казани было принято постановление №... от .... С данным документом заявители не согласны, считают его незаконным и нарушающим их права. Со ссылкой на нарушение Положения о комиссии по топонимике муниципального образования г. Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от .... заявители указывают, что в оспариваемом постановлении не указано, что вопрос о заслуге лица, чьим именем названа переименованная улица, вообще ставился и рассматривался. Лицо, чьим именем названа переименованная улица ..., является ныне живущим. Документов, подтверждающих достоверность события или заслуг лица, имя которого увековечивается, к постановлению не приложено. Предложение (ходатайство) о переименовании внес один гражданин, что нарушает указанное Положение. Просят признать незаконными действия ИКМО г. Казани в виде издания постановления ИКМО г. Казани №... от ...., обязать ИКМО г. Казани устранить в полном объеме допущенное нарушение, а именно: отменить постановление ИКМО г. Казани №... от .... «О переименовании ...».
ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 обратились с заявлением, в котором просили признать постановление ИКМО г. Казани №... от .... «О переименовании ...» незаконным и нарушающим права и законные интересы граждан, обязать ИКМО г. Казани устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов и отменить постановление ИКМО г. Казани №... от .... «О переименовании ...», до вступления решения суда в законную силу приостановить действие постановления ИКМО г. Казани №... от .... «О переименовании ...». В обоснование указали, что постановление ИКМО г. Казани №... от .... противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы граждан. Действующие нормативно-правовые акты г. Казани предусматривают, что принятие решения о переименовании территорий производится не по единоличному усмотрению руководителя Исполнительного комитета г. Казани, а с учетом рекомендаций комиссии по топонимике, обязанной рассмотреть предложение о переименовании территории с соблюдением закрепленной процедуры; оценить целесообразность переименования территории, в том числе на основе изучения информации о ее существующем состоянии и планируемом развитии; заслушать мнения представителей общественных организаций и других заинтересованных лиц. Законная деятельность комиссии по топонимике является одной из гарантий того, что решения о переименовании территорий принимаются исходя из интересов населения и с учетом исторических и иных местных традиций г. Казани. В оспариваемом постановлении № 2500 указано, что переименование улицы Эсперанто произошло с учетом рекомендации комиссии по топонимике муниципального образования г. Казани, однако не указаны номер и дата рекомендаций. При этом в аналогичном постановлении Исполнительного комитета г. Казани № ... от той же даты ...) «О наименовании ...» есть ссылка на рекомендации комиссии по топонимике муниципального образования г. Казани от ... № ... Согласно информации в СМИ (газета «Коммерсант» от ...) заседание комиссии по топонимике по этому вопросу было «заочным» (по e-mail), что противоречит п. 6.2 Положения о комиссии по топонимике, согласно которому члены комиссии участвуют в заседаниях лично. Также отсутствует какая-либо информация, подтверждающая, что в ходе проведения заседания комиссией по топонимике соблюдена процедура рассмотрения предложения о переименовании улицы Эсперанто. Несоблюдение процедуры принятия постановления № ... нарушает законность деятельности органов местного самоуправления г.Казани, а также влечет нарушение прав и законных интересов граждан и организаций. Переименование ИКМО <...> в улицу Нурсултана ФИО14 в отсутствии оценки целесообразности переименования территории и без выявления и учета интересов населения г. Казани комиссией по топонимике нарушило право заявителей наосуществление местного самоуправления через выборные и иные органы местного самоуправления. Отсутствие публичных слушаний, опроса граждан, а также иных форм прямого волеизъявления граждан по вопросу переименования улицы ..., закрепленных главой II Устава муниципального образования города Казани, нарушило право заявителей на непосредственное осуществление местного самоуправления. Переименование улицы ... по ходатайству Председателя национально-культурной автономии казахов Республики Татарстан, без учета мнения жителей г. Казани, не принадлежащих к указанной общественной организации, нарушило право заявителей на осуществление местного самоуправления независимо от принадлежности к общественным объединениям. В период принятия решения о переименования улицы ... на ней официально зарегистрировано и проживает около 0,5% жителей г. Казани. Согласно предыдущей редакции Положения о комиссии по топонимике, утвержденного Решением Казанской городской Думы от ... г. № ... и действовавшего до ..., «названия улиц, площадей и иных территорий проживания граждан в городе <...> должны быть стабильными и устойчивыми, так как переименования связаны с большими материальными и организационными расходами и могут вызвать затруднения в работе служб городского хозяйства».Переименование улицы г. Казани, на которой проживает около 0.5% жителей города Казани, а также расположены юридические лица различных форм собственности, влечет за собой значительные расходы муниципального бюджета и бюджета Республики Татарстан. Заявители считают, что переименование улицы нарушило законные их интересы на экономное и результативное использование бюджетных средств, а также на сохранение исторических и иных местных традиций.
ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 обратились с заявлением, в котором просили признать постановление ИКМО г. Казани №... от .... «О переименовании ...» незаконным и нарушающим права и законные интересы граждан, обязать ИКМО г. Казани устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов и отменить постановление ИКМО г. Казани №... от .... «О переименовании ...», до вступления решения суда в законную силу приостановить действие постановления ИКМО г. Казани №... от .... «О переименовании ...». В обоснование заявления привели аналогичные доводы, что и ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12
ФИО13 обратился с заявлением, в котором просил признать постановление ИКМО г. Казани №... от ... «О переименовании ...» незаконным и нарушающим права и законные интересы граждан, обязать ИКМО г. Казани устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов и отменить постановление ИКМО г. Казани №... от .... «О переименовании ...». В обоснование указал о нарушении органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Комиссия по топонимике, приняв решение о переименовании ул. ... в ул. ..., подготовив и внеся на рассмотрение ИКМО г. Казани, а ИКМО г. Казани, постановив постановление № ... от ...., не исполнили муниципальный правовой акт: решение Казанской городской Думы от .... № .... Заявитель считает, что нарушены права и свободы гражданина на доступ к культурным ценностям и невозможность выполнить обязанность по сохранению исторического и культурного наследия, по обереганию памятников истории и культуры. Резолюция Монтевидео – резолюция ЮНЕСКО IV.4.422-4224, принятая на 8 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 10.12.1954г. в Монтевидео утверждает культурную ценность ... для мирового сообщества. 8.11.1985г. на 23 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Софии резолюцией № ХI.4.218 была подтверждена резолюция, принятая в Монтевидео. ФИО13 указывает, что общепризнанные принципы и нормы международного права признают за ... культурную ценность. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Все, что связано с популяризацией ... работает во благо сохранения культурной ценности на территории РФ, в том числе и использование названия ... при наименовании тех или иных объектов. Оспариваемое постановление лишает граждан права на доступ к культурным ценностям.
Определениями Вахитовского районного суда г. Казани от .... и .... указанные заявления объединены в одно производство.
В судебном заседании ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, представитель ФИО3, ФИО7 заявленные требований поддержали.
Заявители ФИО3, ФИО7, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, о времени и месте судебного заседания были извещены.
Представитель ИК МО г.Казани в судебном заседании просил в удовлетворении требования отказать.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статьи 2, части 1 статьи 3 ГПК РФ, любому лицу гарантируется судебная защита в случае, если права и свободы, о защите которых просит данное лицо, ему принадлежат и были нарушены либо существует реальная угроза их нарушения.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Постановлением ИКМО г.Казани №... от ... «О переименовании ...» постановлено: переименовать улицу ... на территории Вахитовского ... г. Казани в улицу ... с сохранением адресных номеров на переименованной улице.
Управлению архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани (ФИО15) включить в Адресный план г. Казани улицу ..., внести в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от ... N ... "О Реестре названий улиц г. Казани" изменения.
Комитету жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани (ФИО16) организовать установку адресной атрибутики на наименованной улице.
Опубликовать настоящее Постановление в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани и разместить его на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).
Установить, что настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указанное постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани", 29.06.2015, спецвыпуск, с. 5.
Согласно п. 6,7 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 (ред. от 24.04.2015) присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы. Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил.
Согласно Уставу муниципального образования города Казани (утв. решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 N 3-5) к вопросам местного значения города Казани относятся:
присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах города Казани, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255ГПК РФ).
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10. 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся присвоение адресов объектам адресации, изменения, аннулирование адресов, присвоение наименования элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменений, аннулирование таких наименований, размещение информаций в государственном адресномреестре.
Как следует из материалов дела, председателем комиссии по топонимике Казанской городской Думы г. Казани .... в адрес руководителя ИКМО г. Казани направлено сообщение от .... с рекомендацией рассмотреть возможность переименования улицы ... района г.Казани в улицу ... В обоснование указано, что в адрес Мэра г. Казани поступило обращение Председателя национально-культурной автономии .... о переименовании одной из улиц г. Казани в честь Первого президента .... Учитывая, что ... оказал особое влияние на развитие отношений между Республиками ..., комиссия по топонимике поддерживает предложение о наименование улиц г. Казани в честь ....
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013 №443-Ф3 «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по присвоению, изменению адресов объектам адресации наделены органы местного самоуправления, какие-либо процедуры, направленные на изучение мнения граждан при совершении указанных полномочий законом не предусмотрены.
Постановления Исполнительного комитета г.Казани по наименованию и переименованию улиц принимаются с учетом рекомендаций комиссии по топонимике муниципального образования г.Казани, которая создана в целях рассмотрения вопросов обоснованности увековечения памяти выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства и других выдающихся личностей.
Решением Казанской городской Думы от 08.06.2006 №11-9 (ред. от 04.03.2015) «О комиссии по топонимике муниципального образования города Казани» утверждено Положение о комиссии по топонимике муниципального образования города Казани (далее -Положение).
В соответствии с п.п. 2.1,2.3 Положения комиссия по топонимике муниципального образования г.Казани рассматривает предложения о наименовании (переименовании) территорий в честь выдающихся личностей от органов государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждений, общественных организаций и иных юридических лиц, а также от инициативных групп граждан. Готовит и вносит на рассмотрение в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани предложения об увековечении памяти выдающихся личностей в названиях территорий.
Таким образом, оспариваемое постановление ИКМО Г. Казани соответствует требованиям указанных нормативно –правовых актов.
Суд также принимает во внимание и то обстоятельство, что удовлетворение заявления об оспаривании упомянутого постановления возможно только при установлении такого юридически значимого обстоятельства как нарушение или реальная угроза нарушения прав и свобод заявителей.
Между тем, в заявлениях не содержится доводы, имеющих правовое обоснование, в чем именно состоит нарушение или реальная угроза нарушения прав и свобод заявителей переименованием улицы. Оспоренным постановлением для заявителей не созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод, не возложены какие-либо обязанности.
Доводы заявителей о нарушении раздела 3 Положения о комиссии по топонимике муниципального образования города Казани не являются основанием для удовлетворения заявления поскольку, указанные в нем нормы не носят императивного характера, а указывают о рекомендациях к деятельности комиссии.
Соблюдение комиссией по топонимике норм рекомендательного характера не влияет на законность действий ИКМО г. Казани.
При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствуют правовые основания для признания незаконными постановления, т.к. оно отвечает приведенным требованиям и соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.
С учетом изложенного заявления подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 об оспаривании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № ... от .... «О переименовании ...» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Вахитовский районный суд г. Казани в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.В. Малкова