ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-997/11 от 07.04.2011 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-997/11       

   РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

   г. Сочи                                                                                     ДД.ММ.ГГГГ

 Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

 председательствующего судьи Ващенко Н.П.,

 при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Центрального района г. Сочи о признании незаконным и отмене постановления главы администрации Центрального района г. Сочи от 13.05.2005 г. № 630 «О предоставлении ФИО5 К.В. в собственность земельного участка по ул. <адрес> г. Сочи для индивидуального жилищного строительства»,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления главы администрации Центрального района г. Сочи от 13.05.2005 г. № 630 «О предоставлении ФИО5 К.В. в собственность земельного участка по ул. <адрес> в Центральном районе г. Сочи для индивидуального жилищного строительства».

 Исковое заявление мотивировано тем, что постановлением главы администрации Центрального района г. Сочи от 24.02.1993 г. № 120 «О строительстве двухквартирного сблокированного жилого дома ФИО3 и ФИО1 по ул. <адрес>» выделено два земельных участка по 500 кв.м. каждый для строительства нового двухквартирного сблокированного жилого дома ФИО3 и ФИО1. Во исполнение указанного постановления 02.03.1993 г. ХПП АПБ Центрального района отвело участок в натуре (на местности) с указанием границ участка. В границах указанного земельного участка расположена квартира, в которой проживает она и члены ее семьи с 1978 года. Как указывает истица, для дальнейшего оформления документов на земельный участок в администрации Центрального района г. Сочи ей объяснили, что сначала надо оформить расположенное на участке недвижимое имущество, чем она безуспешно и занялась. В начале 2011 года к истице обратилась ФИО4 с требованием освободить фактически и на основании постановления № 120 от 24.02.1993 г. используемый ею более 17 лет земельный участок. Обратившись в различные инстанции за защитой своих прав, она узнала, что постановлением главы администрации Центрального района г. Сочи «О предоставлении ФИО5 К.В. в собственность земельного участка по ул. <адрес> в Центральном районе г. Сочи для индивидуального жилищного строительства» ФИО5 (до замужества Пайлеванян) К.В. утвержден проект границ земельного участка площадью 630 кв.м. по ул. <адрес> в Центральном районе г. Сочи и участок предоставлен в собственность бесплатно. Истица указывает, что проект границ был составлен на ее участок, границы которого были
установлены в 1993 году. О существовании указанного постановления истица узнала в январе 2011 года и сразу обратилась к ответчику с заявлением об отмене этого постановления в досудебном порядке. Ответчик отказался. Таким образом, она считает, что ею не пропущен процессуальный трехмесячный срок для обжалования актов органа местного самоуправления. Считает, что постановлением № 630 от 13.05.2005 г. нарушены ее гражданские права и законные интересы, в связи с чем оно подлежит отмене.

 В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО6 доводы искового заявления поддержал, просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

 В судебном заседании представитель ответчика - администрации Центрального района г. Сочи, по доверенности ФИО7 исковые требования ФИО1 не признал, пояснив, что оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах полномочий главы администрации Центрального района г. Сочи, не нарушает прав и законных интересов истицы, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.

 В судебном заседании представитель третьего лица ФИО4 по доверенности ФИО8 просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

 Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Постановлением главы администрации Центрального района г. Сочи от 24.02.1993 г. № 120 выделены два земельных участка по 500 кв.м. каждый для строительства нового двухквартирного сблокированного жилого дома ФИО3 и ФИО1 по <адрес> (л.д. 8).

 Пунктом 2 данного постановления ФИО3 и ФИО1 обязаны были:

 в месячный срок после принятия указанного постановления оформить в Архитектурно-планировочном бюро Центрального района техническую документацию на строительство дома (пункт 2.1.);

 застройку земельного участка производить согласно плану размещения строений, а строительство дома осуществлять по проекту, согласованному установленным порядком (пункт 2.2.);

 к строительству дома приступить после получения разрешения на производство строительных работ нулевого цикла в Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора города (пункт 2.3.);

 разрешение на продолжение строительства получить после принятия в эксплуатацию нулевого цикла (пункт 2.4.);

 строительство дома вести с таким расчетом, чтобы дом был сдан в эксплуатацию в течение 3-х лет с момента принятия указанного постановления (пункт 2.5.).

 На основании постановления главы администрации Центрального района г. Сочи от 24.02.1993 г. № 120 представителем архитектурно-планировочного бюро Центрального района был произведен отвод земельного участка площадью 620 кв.м. в натуре под домовладение № 9 по ул. <адрес> в Центральном районе г. Сочи, что подтверждается актом отвода земельного участка в натуре (л.д. 10).

 28.06.1993 г. на основании указанного постановления ФИО3 и ФИО1 было выдано Разрешение № 115 на строительство индивидуального двухквартирного жилого дома, действительное до сдачи строительно-монтажных работ нулевого цикла (до 30.12.1993 г.) (л.д. 9).

 Судом достоверно установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что строительство двухквартирного жилого дома, в том числе нулевого цикла, ФИО3 и ФИО1 осуществлено не было.

 Постановлением главы администрации Центрального района г. Сочи от 17.08.1995 г. № 769 отменено постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от 24.02.1993 г. № 120 «О строительстве двухквартирного сблокированного жилого дома ФИО3 и ФИО1 по <адрес>» в части выделения земельного участка ФИО3 для строительства жилого дома.

 Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16.10.2002 г., вступившим в законную силу 17.12.2002 г., (гражданское дело № 2-729/02) на администрацию Центрального района г. Сочи возложена обязанность предоставить ФИО3 (согласно свидетельства о перемене имени от 27.07.2001 г. серии <...> - ФИО9) аналогичный изъятому по <адрес> в г. Сочи земельный участок во внеочередном порядке для индивидуального жилищного строительства из состава свободных земель района для этих целей.

 В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 В установленном порядке был подготовлен и согласован проект границ земельного участка площадью 630 кв.м по ул. <адрес> в Центральном районе г. Сочи.

 На основании решения Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16.10.2002 г., вступившего в законную силу 17.12.2002 г., ст. ст. 15, 28, 29 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 6, 11, 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» главой администрации Центрального района г. Сочи было принято постановление от 13.05.2005 г. № 630 «О предоставлении ФИО5 К.В. в собственность земельного участка по ул. <адрес> в Центральном районе г. Сочи для индивидуального жилищного строительства».

 Постановлением главы администрации Центрального района г. Сочи от 13.05.2005 г. № 630 утвержден проект границ земельного участка площадью 630 кв.м по ул. <адрес> в Центральном районе г. Сочи (пункт 1) и предоставлен ФИО9 в собственность бесплатно земельный участок по ул. <адрес> в Центральном районе г. Сочи для индивидуального жилищного строительства.

 На основании постановления главы администрации Центрального района г. Сочи от 13.05.2005 г. № 630 были проведены межевые работы по установлению границ земельного участка на местности, что подтверждается землеустроительным делом; 17.01.2006 г. земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер № что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 10.12.2010 г. № 2349/12/10-913724 (л.д. 20-22); Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю зарегистрировано право собственности ФИО5 К.В. на указанный земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.03.2006 г. произведена запись регистрации № 23-23-50/026/2006-341, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.03.2006 г. серия 23-АА № 573869 (л.д. 48).

 В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

 Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

 Судом достоверно установлено, что до настоящего времени в судебном порядке право собственности ФИО5 К.В. на земельный участок никем не оспорено и не признано недействительным.

 На основании Акта передачи арестованного имущества на реализацию от 15.11.2010 г. (л.д. 40) и постановления о снятии ареста с имущества должника и перерегистрации на нового собственника от. 08.11.2010 г. (л.д. 41) право собственности на земельный участок площадью 630 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. <адрес>, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии было зарегистрировано за ФИО4, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.12.2010 г. сделана запись регистрации № 23-23-50/104/2010-165, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.12.2010 г. серия 23-АИ № 276718 (л.д. 39).

 Судом также установлено, что право собственности ФИО4 на земельный участок в судебном порядке никем не оспорено и не признано недействительным.

 Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд принимает во внимание то обстоятельство, что каких-либо прав у истицы ФИО1 на земельный участок, который был оспариваемым постановлением предоставлен ФИО5 К.В. в собственность бесплатно, не было.

 Суд приходит к такому выводу по следующим основаниям.

 Суду истицей не предоставлено доказательств фактического освоения земельного участка, который ей был предоставлен органом местного самоуправления для определенной цели - строительство двухквартирного сблокированного жилого дома, при этом истице ФИО1, имеющей с 1993 года копию постановления органа местного самоуправления о предоставлении ей земельного участка, заведомо были известны те действия, которые она обязана была совершить во исполнение указанного постановления в срок не более чем 3 года, о чем было указано в самом постановлении.

 В течение этого времени, то есть 3 лет, а также в течение более чем 12 лет на момент вынесения оспариваемого постановления от 13.05.2005 г. № 630, ФИО1 не произвела действий по реализации представленного ей права на указанный земельный участок и регистрации возникновения права на него, при чем она не обращалась в управомоченные органы власти для получения правоудостоверяющего документа на этот земельный участок, не был также зарегистрирован в установленном порядке факт землепользования.

 Так, в соответствии со ст. 80 Земельным кодексом РСФСР от 25.04.1991 г. № 1103-1 устанавливалось, что земельные участки для жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией, при этом в соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. 2287 полномочия Совета народных депутатов, предусмотренные ст. 80 ЗК РСФСР, осуществлялись соответствующими местными администрациями.

 В соответствии со ст. 70 ЗК РСФСР все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

 Ст. 110 ЗК РСФСР устанавливалось, что государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народно - хозяйственной ценности земель. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий.

 В соответствии со ст. 111 ЗК РСФСР определялся порядок ведения государственного земельного кадастра, предусматривая, что государственный земельный кадастр ведется Государственным комитетом РСФСР по земельной реформе и его органами на местах по единой для всей республики системе за счет средств республиканского бюджета. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Советом Министров РСФСР.

 Ст. 112 ЗК РСФСР устанавливалось, что землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений Советов народных депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Задачами землеустройства являются организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель.

 При этом содержание землеустройства определялось ст. 113 РСФСР, которой устанавливалось, что землеустройство предусматривает в том числе составление проектов образований новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

 Ст. 114 ЗК РФ устанавливалось, что землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами. Землеустройство проводится по решениям Советов народных депутатов, по инициативе Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и его органов на местах или по ходатайству заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета. Разработка землеустроительных проектов, связанных с устройством территории, коренным улучшением и охраной земельных участков от селей, оползней, подтопления и засоления, может проводиться также по инициативе собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за их счет и другими землеустроительными организациями. Землеустроительные проекты составляются при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца. Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

 В Российской Федерации и ее субъектах земельный кадастр до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», т.е. до 10.07.2000 г., велся на основании статей 110 и 111 ЗК РСФСР, Указа Президента РФ от 11.12.1993 г. № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», Постановления Правительства РФ от 25.08.1992 г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации». Исходя из этих нормативных документов устанавливалось, что государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся по единой системе на всей территории Российской Федерации и являются основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с землей, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Организация ведения государственного земельного кадастра, регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость возлагались на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.

 ФИО1 в комитет по земельным ресурсам и землеустройству не обращалась для совершения вышеуказанных необходимых действий по землеустройству и регистрации права на указанный земельный участок, доказательств иного суду не предоставлено.

 С 01.01.1995 г. вступил в силу ГК РФ, при этом данный законодательный акт подлежал обязательному применению в отношении реализации постановления главы администрации Центрального района г. Сочи от 24.02.1993 г. № 120, поскольку он предписывал ФИО1 совершение определенных действий, соответствующих действующему законодательству в установленный в этом постановлении 3-хлетний срок.

 В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

 Поскольку в отношении земельных участков до формирования в 2000 году системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовал и применялся ранее существовавший порядок государственной регистрации прав в соответствии с которым эти функции были возложены на вышеуказанные территориальные органы комитета по земельным ресурсам и землеустройству, то только с момента выдачи и регистрации этим комитетом документа, удостоверяющего право на землю, у ФИО1 могло возникнуть право на вышеуказанный предоставленный ей органом местного самоуправления земельный участок, как объект земельно-имущественных правоотношений, при этом в отношении границ указанного земельного участка должно было быть проведено их описание и он подлежал постановке на государственный кадастровый учет в установленных границах, чего не было осуществлено.

 Из чего в совокупности суд приходит к выводу, что земельный участок, предоставленный ФИО1 постановлением главы администрации Центрального района г. Сочи от 24.02.1993 г. № 120, не являлся на момент принятия оспариваемого постановления главы администрации Центрального района г. Сочи от 13.05.2005 г. № 630, как и не является на настоящий момент, объектом земельно-имущественных отношений и гражданско-правовых отношений и следовательно ФИО1 не могла признаваться надлежащим землевладельцем в отношении этого земельного участка, у нее отсутствовали какие-либо надлежащие правоудостоверяющие документы в отношении ее прав на этот земельный участок, а также у нее в соответствии с этим отсутствовало право требовать соблюдения другими лицами ее прав, еще не возникших, относительно прав на этот земельный участок, как объект права и как принадлежащий именно ей на определенном праве.

 При вышеизложенных обстоятельствах в совокупности суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных истицей требований необходимо отказать, поскольку оспариваемое постановление принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и права и свободы истицы ФИО1 не были нарушены.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Центрального района г. Сочи о признании незаконным и отмене постановления главы администрации Центрального района г. Сочи от 13.05.2005 г. № 630 «О предоставлении ФИО5 К.В. в собственность земельного участка по ул. Стартовой в Центральном районе г. Сочи для индивидуального жилищного строительства» - отказать.

 Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.

 Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ

 Председательствующий:                                                          Н.П. Ващенко