Дело № 2-997/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 09 июля 2013 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Вихровой С.А.,
при секретаре Громовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Педенко <данные изъяты> к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) о включении в специальный стаж период службы в Советской Армии,
установил:
ФИО1 обратился в Боровичский районный суд с вышеуказанными исковыми требованиями к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному), указав в обоснование иска, что с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001г. Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. №590, в общий стаж работы засчитывалась служба в составе вооруженных сил СССР. При назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, периоды, указанные в п.п. «к». Положения приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии, либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Постановлением Конституционного суда РФ от 06.03.2003г. №107 разъяснено, что права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не должно быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что в настоящее время выполненные ими работы, дающие ранее право на назначение льготной пенсии, перестали быть таковыми по ныне действующему законодательству. Это противоречит Конституции РФ. После службы ДД.ММ.ГГГГ он работал на шахтах «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», горнорабочим по монтажу и демонтажу подземных установок и оборудования, в дальнейшем подземным горномонтажником по монтажу и демонтажу подземных установок и оборудования (комплексов машин, комбайнов) по 12 05.2004г. В соответствии с Положением после службы в рядах Советской Армии, он работал в подземных условиях на работах, предусмотренных Списком №1 от 26.01.1991г., а следовательно, вправе рассчитывать на включение периода службы в Советской Армии в специальный стаж. При обращении в территориальные органы Пенсионного фонда РФ ему было отказано внести период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж.
Просит суд обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных п.п.1 п.1 ст.37 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчет трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ ( с момента назначения пенсии) с учетом включения в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных п.п.1 п.1 ст.37 Федерального закона № 173-фз от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» периода службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика недополученную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ на день рассмотрения дела в суде, а также индексацию недополученных сумм на день рассмотрения дела в суде.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного), действующая по доверенности, ФИО2 исковые требования не признала, поскольку предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в представленных ею письменных возражениях по иску.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства по делу в их совокупности, находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 7 Федерального Закона № 173-фз от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; при наличии страхового стажа не менее пяти лет.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно п.п. 7-13 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на работу электрослесарем (слесарем) дежурным по ремонту оборудования участка техкомплекса по 3 разряду на шахту «<данные изъяты>» объединение «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ- уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии.
Службу в рядах Советской Армии истец проходил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 13).
После окончания службы в рядах Советской Армии истец с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу из рядов Советской Армии учеником горнорабочего подземного по 1 разряду – 80%, направлен на участок по монтажу и демонтажу оборудования на шахту «<данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ принят на должность горнорабочего подземного участка по монтажу и демонтажу оборудования по 3 разряду.
Период службы в рядах Советской Армии подтверждается записями военного билета и трудовой книжки (л.д. 12-21).
Истец был занят полный рабочий день на подземных горных работах по добыче угля, руды, и его специальный стаж, согласно сведений представленных ответчиком, составил <данные изъяты> (л.д.23-24).
Истец ФИО1 является получателем досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп.1 п.1 ст.27, пп.6 п.1 ст.28, ст.28.1 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ.
С 01.01.2002 года в связи с вступлением в силу Федерального закона РФ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" произведена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал (п. 1. ст. 30) по документам, имеющимся в пенсионном деле.
На дату конвертации ДД.ММ.ГГГГ страховой (общий) стаж истца составляет <данные изъяты>, специальный стаж по Списку N 1-10 лет.
Как следует из материалов пенсионного дела при исчислении размера пенсии истцу ГУ УПФР в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ применялся стажевый коэффициент по общему стажу - 0,67.
Из военного билета следует, что истец проходил службу в Вооруженных силах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Период срочной военной службы по призыву учтен ФИО3 в соответствии со ст. 11 Федерального закона №173-фз от 17 декабря 2001 года.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 173-фз от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии) предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона № 173-фз от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации №173-фз от 17 декабря 2001 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 января 2004 года №2-п со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года №8-п и определение от 05 ноября 2002 года № 320-о указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В период военной службы истца в рядах Советской Армии действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, пунктом 109 которого было предусмотрено включение в стаж при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР. Указанный период приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, законодатель предусмотрел лишь возможность приравнять службу в Советской Армии к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием службы в армии. При этом сама по себе служба в армии как отдельный, самостоятельный период трудовой деятельности не засчитывалась в специальный стаж.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 17 октября 2006 года N 380-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для включения периода военной службы истца по призыву в рядах Советской Армии в специальный стаж.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Педенко <данные изъяты> к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) об обязании включить в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных п.п.1 п.1 ст.37 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчет трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ ( с момента назначения пенсии) с учетом включения в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных п.п.1 п.1 ст.37 Федерального закона № 173-фз от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскании недополученной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде, а также индексации недополученных сумм на день рассмотрения дела в суде – отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме- с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.А. Вихрова