ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-997/18 от 25.10.2018 Вяземского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-997/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Вязьма Смоленская область 25 октября 2018 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего - судьи Жаворонковой В.А.

при секретаре Петровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах <данные изъяты>Н.Д. к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по социальному развитию, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации об обязании выплаты социальной субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы, в обоснование своих требований указали, что 29.09.2017 ФИО1 обратился в администрацию МО «Вяземский район» Смоленской области с заявлением об улучшении жилищных условий и о выдаче свидетельства о праве на получение социальной субсидии на приобретение жилого помещения или создание объекта жилищного строительства молодой семье, состоящей из трех человек.

В соответствии с требованием муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории МО «Вяземский район» Смоленской области, им были представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий истцов.

На основании представленных документов, семья была поставлена на очередь на получение социальной выплаты по муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области».

04.10.2017 прошло заседание рабочей комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» при администрации МО «Вяземский район» Смоленской области и было принято решение выдать истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно данным книги учета выданных свидетельств на приобретение (строительство) жилья подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», 06.10.2017 ФИО1 получил вышеуказанное свидетельство серии ХХХХХХ от 06.10.2017 на сумму 575 505 руб., сроком действия до 06.05.2018, о чем имеется отметка в книге учета.

09.10.2017 ФИО2 (супруга ФИО1), был открыт счет в ПАО «Сбербанк России», для перечисления предоставленной им социальной выплаты.

29.12.2017 между ФИО3, ФИО4 и истцами был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: ул. ....

По соглашению сторон цена квартиры была определена в сумме1 900 000 рублей, из которых 575 505 рублей, сумма социальной выплаты, предоставленной истцам, оставшаяся сумма в размере 1 324 495 рублей будет оплачена за счет средств целевого кредита, который истцы взяли в Смоленском отделении № 8609 ПАО «Сбербанк России».

Сумма в размере 374495 рублей была переведена на счет продавца ФИО3, 950 000 рублей были переведены продавцу ФИО4

Остальные денежные средства в сумме 575 505 рублей истцы должны были перевести продавцам после предъявления ими в банк выписки из ЕГРП и договора на приобретение жилого помещения, имеющий штамп о государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение.

После государственной регистрации договора ФИО2 обратилась в администрацию МО «Вяземский район» Смоленской области 15.01.2018 с заявкой на перечисление средств социальной выплаты, на сумму 575 505 рублей, но до 06.05.2018 (срок действия свидетельства на получение социальной выплаты) данные денежные средства так и не были перечислены.

Департаментом Смоленской области по социальному развитию нарушены права истцов.

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 03 июля 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация МО «Вяземский район» Смоленской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 23 августа 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ПАО «Сбербанк России».

С учетом измененных требований просят суд взыскать с администрации МО «Вяземский район» Смоленской области, Департамента Смоленской области по социальному развитию, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в их пользу денежные средства в размере 575 505 рублей.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах <данные изъяты>Н.Д., поддержали уточненные исковые требования.

Представитель ответчика администрации МО «Вяземский район» Смоленской области ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что администрация готова выплатить истцам часть субсидии из местного бюджета в размере 82 215 рублей, остальные денежные средства были возвращены Департаменту Смоленской области по социальному развитию как неиспользованные денежные средства, согласно соглашению от 26.04.2017 № ХХХ, заключенному между Департаментом и администрацией.

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО6 исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения. Пояснила, что денежные средства в размере 575 505 рублей должны быть выплачены истцам администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области, поскольку Департамент свои обязательства по программе выполнил в полном объеме, перечислил администрации денежные средства из областного бюджета в размере 112 914,08 руб. и из федерального бюджета в размере 380 375,92 руб. Администрация МО «Вяземский район» Смоленской области, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 № 1562, действующим на момент предоставления истцам свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, должна была для предоставления социальной выплаты молодой семье Процукович, имеющей свидетельство, перечислить денежные средства на счет временного распоряжения, тогда указанные денежные средства не подлежали бы возврату в бюджет по основанию, предусмотренному п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ. Однако администрация МО «Вяземский район» Смоленской области этого не сделала и вернула эти денежные средства как неиспользованные.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения по доводам, изложенных в письменных возражениях.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представили письменный отзыв, в котором просили отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Минстрой России являясь главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств лишь доводит средства до бюджетов субъектов РФ, но не наделен полномочиями по принятию решений о распределении средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, а также изданию соответствующих актов Правительства РФ и не является главным администратором средств федерального бюджета, соответственно иных средств, нежели предусмотрены для Минстроя России нормативными правовыми актами для последующего доведения их до бюджетов субъектов Российской Федерации, Минстрой России не имеет.

Третье лицо ФИО3 в судебном заседании просила об удовлетворении исковых требований.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель третьего лица Смоленского отделения № 8609 ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представили письменный отзыв, в котором не возражали против удовлетворения исковых требований, указали на имеющуюся техническую возможность открытия счета истцам.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в состав которой также включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2015-2020 годы. Приложением N 4 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Основными целями и задачами подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат. Социальные выплаты используются: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (пункты 1 и 2 Правил).

Право молодой семьи - участницы подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (п. 3 Правил).

Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Судом установлено, что 06.10.2017 молодой семье в составе: ФИО1, ФИО8 выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства серии ХХХХХХ, сроком действия до 06.05.2018 включительно, в размере 575 505 рублей (л.д. 17).

Указанный размер социальной выплаты, предусмотренный в 2017 году, в сумме 575 505 рублей, состоит из средств федерального бюджета в размере 380 375,92 руб.; средств областного бюджета в размере 112 914,08 руб., средств местного бюджета в размере 82 215 руб. Субсидии из областного и федерального бюджетов, в указанных размерах, были перечислены администрации МО «Вяземский район» Смоленской области для дальнейшей социальной выплаты истцам в рамках реализации ими права на получение социальной выплаты как молодой семье, получившей свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Указанные факты сторонами не оспаривались.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038 «О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства…

Исходя из изложенного Минстрой России, является ответственным исполнителем государственной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".

Постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2013 N 974 утверждена областная государственная программа "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" на 2014 - 2020 годы".

Постановлением Администрации Смоленской области от 26.03.2014 N 213 утвержден Порядок организации работы по улучшению жилищных условий молодых семей.

Для включения в список молодых семей - участников Государственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты и времени принятия заявления и приложенных к нему документов) с приложением документов (п. 2.1. Порядка).

Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников Государственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее также - списки), по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и представляет эти списки в Департамент по социальному развитию (п. 2.7 Порядка).

Департамент по социальному развитию на основании списков молодых семей - участников Государственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Государственной программы из областного бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Государственной программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Государственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список участников, изъявивших желание получить социальную выплату), по форме согласно приложению N 3.1 к настоящему Порядку до 1 ноября года, предшествующего планируемому (п. 2.10 Порядка).

Департамент по социальному развитию в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей – претендентов (п. 2.12 Порядка).

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из областного бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи, которые являются получателями социальных выплат в соответствующем году, о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству (п. 2.13 Порядка).

Орган местного самоуправления в течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из областного бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление и выдачу свидетельств в порядке очередности, определенной списком молодых семей – претендентов (п. 3.1. Порядка).

Органы местного самоуправления ведут реестр выданных и оплаченных свидетельств на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку (п. 3.7.).

Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение социальной выплаты. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу (п. 3.8.).

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на основании заявки из банка на перечисление бюджетных средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном Департаментом по социальному развитию для обслуживания бюджетных средств, направляемых на социальные выплаты (далее - банк) (п. 5.2.).

Владелец свидетельства в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает свидетельство в банк (п. 5.4).

Банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, указанных в пунктах 6.2 (за исключением договора строительного подряда, предусматривающего информацию об общей площади жилого дома, планируемого к строительству, и расчет стоимости производимых работ по строительству жилого дома), 6.4 и 6.5 настоящего раздела, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов (аб. 4 п. 6.6. Порядка).

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств социальной выплаты на банковский счет распорядителя счета проверяет ее данные на соответствие данным в выданном свидетельстве и при их соответствии перечисляет средства социальной выплаты банку. При несоответствии указанных данных перечисление средств социальной выплаты не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный в настоящем пункте срок письменно уведомляет банк (п. 6.7. Порядка).

Таким образом, Департамент по социальному развитию Смоленской области и администрация МО «Вяземский район» Смоленской области являются ответственными исполнителями по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Именно на администрацию МО «Вяземский район» Смоленской области возложена обязанность по выдаче истцам свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства и на перечисление социальной выплаты в размере 575 505 рублей после получения заявки банка.

26.04.2017 между Департаментом Смоленской области и администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области заключено соглашение № ХХХ о предоставлении из областного бюджета субсидии для софинансирования расходов бюджета муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014-2020 годы на 2017 год.

Предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета Получателю субсидии для софинансирования расходных обязательств бюджета Получателя на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее социальная выплата) в рамках реализации подпрограммы (далее субсидия) в размере 13 903 470 руб., а Получатель обязуется принять указанную субсидию и использовать по целевому назначению (п. 1.1 Соглашения).

Денежные средства в размере 13 903 470 рублей были перечислены администрации МО «Вяземский район» Смоленской области, что подтверждается платежным поручением от 05.05.2017 № ХХХ.

Пунктом 3.3.7 указанного Соглашения предусмотрен возврат средств, предоставленных Получателю из областного бюджета, при неиспользовании или невозможности использования данных средств в финансовом году по требованию Департамента.

09.10.2017 между ФИО2 и ПАО «Сбербанк России» был заключен договор № ХХХ, согласно которому Банк открывает на имя владельца счет № ХХХ, для перечисления предоставленной владельцу на приобретение (строительство) жилого помещения. Размер социальной выплаты составляет 575 505 рублей (л.д. 18).

29.12.2017 между продавцами ФИО3, ФИО4, и покупателями ФИО1, ФИО8, был заключен в нотариальной форме договор купли-продажи квартиры, удостоверенный 29.12.2017 нотариусом Вяземского нотариального округа Смоленской области Т.В. по реестру за № ХХХ (л.д. 11-12).

Согласно п. 1 договора купли-продажи квартиры продавцы обязуются передать в общую долевую собственность покупателей, в равной доле каждому, квартиру, общей площадью 50 кв.м., находящуюся по адресу: ....

По соглашению сторон цена квартиры определена в 1 900 000 рублей, из которых 575 505 рублей будет оплачена за счет средств социальной выплаты, предоставленной покупателям – молодой семье, являющейся участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, на приобретение (строительство) жилья на территории Смоленской области на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства серии ХХХХХХ, выданного 06.10.2017 администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области на общую сумму 575 505 рублей; сумма в размере 1 324 495 рублей будет оплачена за счет средств целевого кредита, предоставляемого дополнительным офисом № ХХХ Смоленского отделения № ХХХ ПАО «Сбербанк России» (п. 3 договора купли-продажи).

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.01.2018, собственниками жилого помещения по адресу: ..., являются, в 1/3 доле каждый, ФИО1, ФИО8

На указанный объект недвижимости зарегистрированы ограничение прав и обременение объекта недвижимости – ипотека, с 10.01.2018.

Из письменных объяснений третьего лица ПАО «Сбербанк России» в лице Смоленского отделения № ХХХ следует, что ФИО2 передала в банк договоры на жилое помещение, свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, что подтверждается актом приема-передачи от 11.01.2018. 28.05.2018 вышеперечисленные документы были возвращены ФИО2 Договор счета от 09.10.2017 был закрыт, в связи с истечением срока действия свидетельства. У банка имеется техническая возможность открытия нового счета.

Свидетель О.А. в судебном заседании пояснила, что работает ведущим специалистом в администрации МО «Вяземский район» Смоленской области, в ее обязанности входит составление проектов свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также взаимодействие с лицами, получившими указанные свидетельства. Семье Процукович было выдано свидетельство. Они приобрели жилое помещение в срок, предусмотренный свидетельством. Ей неизвестно по какой причине истцам не была предоставлена социальная выплата.

Свидетель Н.Ю. в судебном заседании пояснила, что работает в администрации МО «Вяземский район» Смоленской области, главным бухгалтером. Администрация МО «Вяземский район» Смоленской области является главным распорядителем бюджета по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». В январе 2018 года поступил пакет документов от Процукович для предоставления им социальной выплаты. Однако денежные средства были возвращены Департаменту Смоленской области по социальному развитию, согласно Бюджетному кодексу РФ, а также Соглашению от 26.04.2017 № ХХХ как неиспользованные денежные средства в финансовом году. От департамента Смоленской области по социальному развитию поступило письмо о возврате неиспользованных денежных средств. Поэтому деньги были возвращены. После обращения семьи Процукович администрация обратилась в Департамент Смоленской области по социальному развитию с просьбой перечислить возвращенные денежные средства. Этого сделано не было. Деньги не вернули.

Департамент Смоленской области по социальному развитию письмом от 12.01.2018, рег. № ХХХ, адресованным Главе МО «Вяземский район» Смоленской области ФИО9 просил осуществить возврат средств субсидии в областной бюджет, потребность в которой отсутствует.

Администрация МО «Вяземский район» Смоленской области вернула неиспользованный остаток по состоянию на 1 января 2018 года межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, в том числе и субсидии, предназначенные для социальной выплаты истцам.

Указанный факт сторонами не оспаривался, подтверждается заявкой администрации МО «Вяземский район» Смоленской области на возврат № ХХХ от 29.01.2018.

Из письма Губернатора Смоленской области А.В. от 22.02.2018 в адрес Председателя Правительства РФ Д.А. следует, что по состоянию на 01.01.2018 неиспользованный остаток средств субсидии составил 2 996 952,10 руб., который в соответствии с Бюджетным кодексом РФ возвращен в федеральный бюджет. Неиспользованные в 2017 году средства субсидии необходимы для обеспечения социальными выплатами молодых семей, получивших свидетельства, но не реализовавших свое право на получение жилищных условий в 2017 году. Объем финансирования мероприятий по предоставлению молодым семьям социальных выплат за счет средств консолидированного бюджета – 997 326,41 руб. Просит рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ на оказание финансовой помощи бюджету Смоленской области на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.

Факт возврата неиспользованных денежных средств в размере 2 996 952,10 руб. также подтверждается и платежным поручением от 24.01.2018 № ХХХ.

05.03.2018 Аппарат Правительства РФ направил в Минстрой России и Минфин России обращение Губернатора Смоленской области с просьбой рассмотреть и ответить Губернатору Смоленской области, а также проинформировать Аппарат Правительства Российской Федерации.

В ответе от 20.03.2018 на обращение Губернатора Смоленской области Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщило, что готово рассмотреть вопрос о подготовке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации на предоставление социальной выплаты молодым семьям, получившим в 2017 году свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», при наличии поручения Председателя Правительства Российской Федерации.

Письмом от 20.04.2018 исх. № ХХХ Губернатор Смоленской области А.В. обратился к Председателю Правительства РФ Д.А. с просьбой дать поручение Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ подготовить проект распоряжения Правительства РФ о предоставлении Смоленской области субсидии за счет средств резервного фонда Правительства РФ на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.

Аппарат Правительства Российской Федерации направил обращение Губернатора Смоленской области в Минфин России с просьбой рассмотреть и ответить Губернатору Смоленской области, а также проинформировать Аппарат Правительства Российской Федерации, что подтверждается сообщением Аппарата Правительства Российской Федерации от 27.04.2018.

Письмом от 17.05.2018 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства сообщило Губернатору Смоленской области, что предоставление предложений об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ на оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось до 15 марта 2018 года. При этом проекты распоряжений Правительства РФ о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ разрабатывались на основании соответствующих поручений Председателя Правительства Российской Федерации. Учитывая истечение срока представления предложений о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также отсутствие поручения Председателя Правительства РФ, подготовка проекта распоряжения Правительства РФ о предоставлении Смоленской области субсидии за счет средств резервного фонда Правительства РФ, в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программ Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», не представляется возможной.

Таким образом, Департаментом Смоленской области по социальному развитию были приняты меры по предоставлению бюджетных ассигнований на оказание финансовой помощи бюджету Смоленской области на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.

Согласно п. 14(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1562 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы", «в целях предоставления социальных выплат поступившие в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) средства в объеме, необходимом для предоставления социальной выплаты, перечисляются на счет, на котором в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета Российской Федерации (местного бюджета), с отражением указанных операций на лицевых счетах, открытых органам государственной власти субъекта Российской Федерации (органам местного самоуправления) как получателям бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (финансовом органе муниципального образования).

Перечисление средств с лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), осуществляется на основании представленных в территориальный орган Федерального казначейства или финансовый орган субъекта Российской Федерации (финансовый орган муниципального образования) органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) утвержденных указанными органами списков получателей социальных выплат с указанием размера социальной выплаты для каждого получателя."

Следовательно, администрация МО «Вяземский район» Смоленской области, получив во временное распоряжение средства в объеме, необходимом для предоставления истцам социальной выплаты в размере 575 505 рублей, из которых 380 375,92 руб. – средства федерального бюджета, 112 914,08 руб. – средства областного бюджета, 82 215 рублей – средства местного бюджета, выдавшая истцам свидетельство сроком до 06.05.2018 и знавшая об окончании срока действия свидетельства, должна была перечислить данные денежные средства на счет, на котором в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств местного бюджета, с отражением указанных операций на лицевых счетах, открытых органам местного самоуправления как получателям бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (финансовом органе муниципального образования). В этом случае денежные средства в размере 493 290 рублей не подлежали бы возврату как неиспользованный остаток, в соответствии с ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Однако администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области этого сделано не было.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что именно администрация МО «Вяземский район» обязана была предпринять все зависящие от нее меры по выплате истцам социальной выплаты в размере 575 505 рублей, поскольку именно на нее возложены обязанности, после получения субсидий из областного и федерального бюджетов, по выдаче истцам свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и перечислению им социальной выплаты в размере 575 505 рублей в период срока действия свидетельства до 06 мая 2018 года включительно.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2).

Поскольку государство в качестве участника вышеуказанной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по социальной поддержке молодой семье, то отказ от гарантированной государством выплаты исключается.

В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ граждане не являются субъектами бюджетных правоотношений, поскольку действующее законодательство не наделяет физических лиц какими-либо бюджетными полномочиями.

В связи с чем, у истцов, являющихся физическим лицами, право на требование средств субсидий из областного и федерального бюджетов не возникает.

На основании изложенного, учитывая, что истцы при реализации своих гражданских прав направленных на получение предусмотренной социальной выплаты для приобретения жилья, действовали добросовестно, реализуя свое право в соответствии с установленным Порядком и в сроки, обозначенные в свидетельстве. Непринятие ответчиком, в лице органа местного самоуправления, заблаговременных мер для получения истцами социальной выплаты, что повлекло для истцов нарушение их гражданских прав, в том числе в части возникновения обязательств перед третьими лицами (Банком, продавцами квартиры). Принимая во внимание, что социальная выплата была профинансирована из средств местного, областного и федерального бюджетов, у истцов, не являющихся субъектами бюджетных правоотношений, не возникло право требовать из соответствующего бюджета возвращенных администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области неиспользованных остатков, суд приходит к выводу о взыскании с администрации МО «Вяземский район» Смоленской области денежных средств в размере 575505 рублей за счет средств местного, областного и федерального бюджетов.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в пользу ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах <данные изъяты>Н.Д. денежные средства в размере 575 505 (пятьсот семьдесят пять тысяч пятьсот пять) рублей за счет средств местного, областного и федерального бюджетов.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд с момента принятии решения в окончательной форме.

Судья В.А. Жаворонкова

25.10.2018 объявлена резолютивная часть решения

12.11.2018 составлено мотивированное решение

13.12.2018 вступает в силу