ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-997/19 от 16.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

УИД: 66RS0009-01-2019-001107-85 Дело № 2-997/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2019 года г. Нижний Тагил

Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Гуриной С.А.,

при секретаре судебного заседания Войлочниковой Н.А.,

с участием: истца ФИО1, представителя истца – адвоката Францевой Т.В., представившей ордер от ДД.ММ.ГГГГ, представителей ответчиков – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. и ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. , представителя третьего лица - ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Нижний Тагил, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил об обязании предоставить земельный участок в собственность,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявление к Администрации города Нижний Тагил об обязании предоставить земельный участок в собственность.

В обоснование заявленных требований, истец указала, что в соответствии с Законом Свердловской области № 18-ОЗ от 07.07.2004г. «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» ДД.ММ.ГГГГ. ей было подано заявление в Администрацию города Нижний Тагил в МКУ «Центр земельного права» о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. В <...>. получила уведомление от МКУ «Цент земельного права» от ДД.ММ.ГГГГ., где было указано, что принято решение о предоставлении ей земельного участка по адресу: <адрес> площадью <...> кв.м. с кадастровым , было предложено в <...> срок представить необходимые документы. Все документы были собраны и предоставлены в Администрацию города Нижний Тагил ДД.ММ.ГГГГ. Спустя время получила постановление Администрации города Нижний Тагил № 531-ПА от 21.03.2019г., согласно которому была снята с учета и исключена из списка граждан, имеющих право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Администрации города Нижний Тагил от 29.01.2019г. № 152-П, с указанием, что были представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете, заявитель не является родителем или лицом его заменяющим, воспитывающим трех и более детей, также было отказано в предоставлении земельного участка. Полагает, что постановление вынесено незаконно и необоснованно. Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ. МСЗН Свердловской области истец была назначена опекуном в отношении несовершеннолетней Ш.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи со смертью обоих родителей, с этого времени воспитывает Ш.Д.В.. ДД.ММ.ГГГГ. истцу было выдано удостоверение многодетной семьи Свердловской области . В семье истца трое несовершеннолетних детей: П.П.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., П.С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ш.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Как многодетная семья имеют право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Просит признать Постановление Администрации города Нижний Тагил № 531-ПА от 21.03.2019г. незаконным. Обязать Администрацию города Нижний Тагил включить и восстановить ее в очередь, как имеющую право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Обязать Администрацию города Нижний Тагил предоставить ей в собственность бесплатно земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью <...> кв.м. для индивидуального жилищного строительства. Также просит взыскать с ответчика судебные расходы за составление искового заявления в размере <...>, за консультацию в размере <...> и расходы по оплате государственной пошлины в размере <...>.

Определением суда от 16.04.2019г. заявление принято к производству в порядке искового производства, поскольку заявленные требования затрагивают права и законные интересы ФИО1 и ее несовершеннолетних детей.

Определением суда от 16.04.2019г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено МКУ «Центр земельного права».

Определением суда от 20.05.2019г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.

Определением суда от 31.05.2019г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены территориальный отраслевой орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Свердловской области по г. Нижний Тагил и Пригородному району и ФИО5.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы, указанные в исковом заявлении, настаивала на заявленных исковых требованиях к Администрации города Нижний Тагил, к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил исковые требования не поддержала. Просила признать Постановление Администрации города Нижний Тагил № 531-ПА от 21.03.2019г. незаконным. Обязать Администрацию города Нижний Тагил включить и восстановить ее в очередь, как имеющую право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Обязать Администрацию города Нижний Тагил предоставить ей в собственность бесплатно земельный участок, расположенный в <адрес> площадью <...> кв.м. для индивидуального жилищного строительства. Также просит взыскать с ответчика судебные расходы за составление искового заявления в размере <...>, за консультацию в размере <...> и расходы по оплате государственной пошлины в размере <...>.

Представителя истца – адвокат Францева Т.В., представившая ордер от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании поддержала исковые требования к Администрации города Нижний Тагил в полном объеме. Суду пояснила, что в Семейном кодексе РФ четко определен круг лиц, которые имеют право воспитывать детей, нести ответственность за их воспитание, ухаживать за ними, представлять их интересы. В их число входят родители, усыновители, опекуны, приемные родители. Согласно ст. 52 СК РФ в образовательном процессе участвуют родители и лиц их заменяющие, в том числе и опекуны. Администрация почему то опровергает факт того, что П. является лицом, воспитывающим трех детей. Истица ограничена в своих правах вынесенным Администрацией города постановлением.

Представитель ответчика – ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. , заявленные исковые требования не признала в полном объеме, полагала, что постановление Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. вынесено законно и обоснованно. Законодатель предусмотрел, что лицом, заменяющим родителя может быть только усыновитель. Опекун к лицам, заменяющим родителей, не относится, опекаемый лишен права наследования после опекуна. Предоставление земельного участка не относится к мерам социальной поддержки. Право определить категории лиц, которым предоставляются бесплатно в собственность земельные участки имеет только орган власти, суд его подменять не может. Правительство Свердловской области определило, что только родители или усыновители могут получить бесплатно в собственность земельный участок, иначе в перечне необходимых документов также был бы указан документ о назначении опекуном. Права истца не нарушены, в связи с внесенными в настоящее время изменениями в ОЗ-18 правом на предоставление земельных участков обладают граждане, имеющие трех детей, поэтому истец вправе сейчас обратиться с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка. Ранее истец была поставлена на учет не имея для этого прав.

Представитель ответчика - ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. в судебном заседании поддержала доводы, указанные в письменном отзыве на исковое заявление, полагала, что постановление Администрации города законно и обоснованно. П. является родителем двух несовершеннолетних детей, еще один несовершеннолетний ребенок находится у нее под опекой. П. не имеет права на предоставление земельного участка, поскольку опекун, не относится к лицам, заменяющих родителей. В перечне документов, прилагаемых к заявлению о принятии на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 22.07.2015г. № 648-ПП, отсутствует указание на необходимость предоставления документа о назначении опекуном. Земельный участок по адресу <адрес> с кадастровым номером предоставлен в собственность ФИО5

Представитель третьего лица - ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании полагала, что заявленные исковые требования в части признания постановления незаконным и восстановления истца в очереди, подлежат удостоверению. П. имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку у нее на воспитании имеется трое несовершеннолетних детей, один из которых находиться под опекой. Опекаемая постоянно проживает в семье П., опека осуществляется на безвозмездной основе, никаких претензий к опекуну по исполнению своих обязанностей нет, ребенок находится под опекой уже <...>. П. выдано удостоверение многодетной семьи. Опекун относится к лицам, заменяющим родителей, опекун является законным представителем несовершеннолетнего ребенка, также как и родитель выступает в защиту прав и законных интересов ребенка с любыми лицами. В постановлении Пленума Верховного суда РФ № 44 от 14.11.2017г. дается разъяснение, что опекуны относятся к лицам, заменяющим родителей. Опекаемый не наследует после опекуна, но в законе нет обязанности передать предоставленный земельный участок по наследству, земельный участок предоставляется однократно для индивидуального жилищного строительства и может впоследствии использоваться по усмотрению собственника.

Представитель третьего лица МКУ «Центр земельного права» и третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. представитель МКУ «Центр земельного права» обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.

При таких обстоятельствах, суд в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным признать неявку третьих лиц неуважительной и считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Исходя из закрепленного в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие на территории Российской Федерации и с ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, принципа состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Судом сторонам вручены копия искового заявления и приложенные к ним документы, обосновывающие исковые требования, копия определения о подготовке дела к судебному разбирательству. Обязанность доказывания сторонам разъяснена, бремя доказывания между сторонами распределено, и стороны имели достаточно времени и возможностей для сбора и предоставления доказательств.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление доказательств и возражений в установленный срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пп.5 п.1 ст. 54-7 закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ (ред. от 22.05.2014) "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (далее – Закон № 18-ОЗ), принятого Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 22.06.2004г. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан в границах муниципального района или городского округа, расположенного на территории Свердловской области, на территории которого такие граждане постоянно проживают, для индивидуального жилищного строительства, в том числе, в случае если граждане являются на день подачи заявлений о предоставлении земельных участков, указанных в абзаце первом настоящего пункта, родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и совместно обратились за предоставлением земельного участка.

Условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно в собственность граждан, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства устанавливаются Правительством Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства в случаях, указанных в подпунктах 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном в настоящем пункте, на основании заявления родителей или лиц, их заменяющих, воспитывающих трех или более несовершеннолетних детей, либо одинокого родителя или лица, его заменяющего, воспитывающего трех или более несовершеннолетних детей. Гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, предоставляются во внеочередном порядке.

Для приобретения земельных участков, распоряжение которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, заявление, подается в орган местного самоуправления, к полномочиям которого муниципальными нормативными правовыми актами отнесено принятие таких заявлений.

Уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, орган местного самоуправления, указанный в части четвертой настоящего пункта, отказывают в принятии заявления, указанного в части первой настоящего пункта, в случаях:

1) если заявление подано лицом, не имеющим на это полномочий;

2) если к заявлению не приложены документы, включенные в перечень, указанный в части второй настоящего пункта.

Уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, или орган местного самоуправления, указанный в части четвертой настоящего пункта, рассматривает заявление, указанное в части первой настоящего пункта, в течение одного месяца со дня его принятия и принимает мотивированное решение о постановке гражданина на учет для целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства либо об отказе в постановке на такой учет. Копия решения направляется лицу, подавшему заявление, в течение пяти дней со дня принятия этого решения. Порядок ведения учета граждан для целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе основания для отказа в постановке на такой учет и для снятия с такого учета, устанавливается Правительством Свердловской области.

Порядок формирования земельных участков, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, в целях их предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства устанавливается Правительством Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 22.07.2015 N 648-ПП (ред. от 20.09.2016) "О реализации статьи 25 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Свердловской области" утвержден "Перечень документов, прилагаемых к заявлению о принятии на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области", "Порядок ведения очереди граждан, состоящих на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области".

Для постановки на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, граждане в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 18-ОЗ подают заявление по утвержденной форме и следующие документы:

1) заявители, указанные в подпункте 1 пункта 4 настоящего перечня документов:

копию паспорта или иных документов, удостоверяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя;

копию свидетельства о регистрации заявителя по месту жительства на территории Свердловской области, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции (в случае отсутствия в паспорте или иных документах, удостоверяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя, отметки о его регистрации по месту жительства);

копии свидетельств о рождении (усыновлении) детей;

копию свидетельства о браке (при наличии);

копию свидетельства о расторжении брака (при наличии);

справку, заверенную подписью должностного лица территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, содержащую сведения о регистрации по месту жительства заявителя и его несовершеннолетних детей (в случае обращения с заявлением одного из родителей или лиц, их заменяющих, с которым совместно постоянно проживают трое и более несовершеннолетних детей).

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 11.05.2016г. № 1350-ПА (в редакции постановления Администрации города Нижний Тагил от 28.12.2018г. № 3235-ПА) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства» и «Принятие граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства».

Согласно п.11 административного регламента «Принятие граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства» и «Предоставление земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства», муниципальная услуга оказывается Администрацией города Нижний Тагил, в предоставлении муниципальной услуги участвуют Управление архитектуры и градостроительства и МКУ «Центр земельного права».

В соответствии с п. 51 Административного регламента предоставления муниципальных услуг «Предоставление земельных участков бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства» орган учета – МКУ «Центр земельного права» в течение 7 рабочих дней со дня получения перечня земельных участков направляет гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, состоящим на учете, в порядке очередности исходя из даты и времени принятия таких граждан на учет, извещения о предоставлении таких земельных участков с указанием кадастрового органа, площади, местоположения.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в МКУ «Центр земельного права» с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства как многодетной семье. Просила предоставить земельный участок, расположенный на территории муниципального образования город Нижний Тагил бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства на основании ст. 28 Земельного кодекса РФ, ст. 54-7 Закона № 18-ОЗ. Подтвердила что до момента подачи заявления не реализовала свое право на бесплатное приобретение в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного на территории РФ. Данное заявление зарегистрировано в МКУ «Центр земельного права» за вх.

ДД.ММ.ГГГГ.. МКУ «Центр земельного права» приняло от ФИО1 следующие документы на предоставление земельного участка для индивидуального строительства в собственность бесплатно в соответствии с Законом Свердловской области от 07.07.2004г. № 18-ОЗ: заявление, паспорт, приказ от ДД.ММ.ГГГГ., три свидетельства о рождении детей, удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ., справка от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ. о месте временной регистрации Ш.Д.В. (л.д.17), о чем ФИО1 была выдана соответствующая расписка (л.д. 16).

Согласно ответу на судебный запрос от МКУ «Центр земельного права» от ДД.ММ.ГГГГ. , ДД.ММ.ГГГГ. в МКУ «Центр земельного права» из Управления Архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил поступил перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, на основании которого МКУ «Центр земельного права» подготовлено уведомление ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ. МКУ «Центр земельного права» направило ФИО1 письменное уведомление о том, что в отношении ФИО1 принято решение о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> площадью <...> кв.м., с кадастровым номером . В уведомлении также было указано о необходимости в десятидневный срок со дня получения уведомления представит в МКУ «Цент земельного права» указанный перечень документов, в том числе: копию свидетельств о рождении (усыновлении) детей, удостоверение многодетной семьи, справку, подтверждающие место жительства заявителя и сведения о совместно проживающих несовершеннолетних детей (л.д. 5).

ДД.ММ.ГГГГ. МКУ «Центр земельного права» приняло от ФИО1 следующие документы: заявление, паспорт, Снилс, приказ от ДД.ММ.ГГГГ три свидетельства о рождении детей, удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ., справки и от ДД.ММ.ГГГГ., о чем ФИО1 была выдана соответствующая расписка (л.д. 15).

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 21.03.2019г. № 531-ПА ФИО1 снята с учета и исключена из списка граждан, имеющих право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Администрации города Нижний Тагил от 29.01.2019г. № 152-ПА, в связи с тем, что заявителем были представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете (заявитель не является родителем или лицом, его заменяющим, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей). На указанном основании ФИО6 было отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 8).

ФИО1 является матерью двух несовершеннолетних детей - П.П.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., П.С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 11-12).

Приказом Министерством социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 назначена опекуном несовершеннолетней племянницы Ш.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в связи с тем, что мать и отец ребенка умерли (л.д. 9).

Согласно ст. 2 Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 70 СК РФ дела о лишении родительских прав рассматриваются судом в том числе по заявлениям лиц, заменяющих родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели) (п.15).

Исходя из положений статей 47 и 69 СК РФ лишение родительских прав допускается только в отношении родителей, то есть лиц, записанных в записи акта о рождении ребенка в качестве матери и (или) отца ребенка (пункты 1 и 2 статьи 51 СК РФ). Не могут быть лишены родительских прав лица, заменяющие ребенку родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели) (п. 14).

В определении Конституционного Суда РФ от 20.03.2014г. № 633-О, суд указал, что поскольку опекуны, как и родители, имеет право и обязаны воспитывать своих подопечных, оставшихся без попечения родителей (п.1 ст.145, абзацы 1 и 2 п.1 ст. 63 СК РФ), а ребенок, соответственно, имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, равно как и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей либо лиц, их заменяющих (п.2 ст. 56 СК ПФ), федеральный законодатель, как следует из позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 31.01.2014г. № 1-П, - в целях максимального обеспечения интересов несовершеннолетних, для которых противостояние негативному влиянию либо преступным посягательствам невозможно или затруднено в силу возраста, - вправе предусматривать обусловленные необходимостью защиты конституционно значимых ценностей ограничения в отношении заменяющих родителей лиц, поведение и морально-нравственные качества которых могут представлять угрозу для здоровья ребенка и формирования его личности. Данные ограничения установлены в п.1 ст. 146 СК РФ.

Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что в силу принципа соразмерности и исходя из особенностей правового статуса усыновителей, опекунов (попечителей) при решении вопроса о возможности для тех или иных лиц выступать в качестве заменяющих родителей детям, оставшимся без родительского попечения, необходимо учитывать все существенные для дела обстоятельства, свидетельствующие, что потенциальный усыновитель (опекун, попечитель) при наличии фактически сложившихся между ним и ребенком отношений способен обеспечить полноценное физическое, духовное и нравственное развитие усыновляемого (подопечного) ребенка без риска подвергнуть опасности его психику и здоровье (определение от 13.05.2014г. № 997-О, от 06.11.2014г. № 2429-О, от 06.11.2014г. № 2479-О).

По смыслу данных правовых позиций, опекуны являются лицами, заменяющими ребенку родителей.

Из материалов дела следует, что семья ФИО1 относится к многодетной семье, следовательно, имеет право на однократное и бесплатное предоставление в собственность земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ. Управлением социальной политики по Ленинскому району г. Нижний Тагил ФИО1 выдано удостоверение многодетной семьи Свердловской области , сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В удостоверение перечислено трое несовершеннолетних детей - П.П.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., П.С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ш.Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 6)

Доводы представителей ответчиков о том, что опекун не относится к лицам, заменяющим несовершеннолетнему ребенку, родителей, поскольку такими лицами являются только усыновители, суд отклоняет как необоснованные, не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Доводы представителей ответчиков о том, что поскольку в перечне документов, необходимых для предоставления в целях получения земельного участка, отсутствует указание на документ об установлении опеки, не подтверждают факта того, что опекун не относится к категории лиц, заменяющих ребенку родителей.

Постановление Администрации города Нижний Тагил № 531-ПА от 21 марта 2019 года «О снятии с учета и об отказе ФИО1 в предоставлении однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства» создает препятствие к осуществлению истцом права на предоставление однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства и подлежит признанию незаконным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к Администрации города Нижний Тагил в части признания постановления Администрации города Нижний Тагил № 531-ПА от 21 марта 2019 года незаконным и возложении обязанности восстановить ФИО1 в учете граждан, в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства; восстановить ФИО1 в очереди на получение однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

По исковым требования об обязании Администрации города Нижний Тагил предоставить ей в собственность бесплатно земельный участок, расположенный в <адрес> площадью <...> кв.м. для индивидуального жилищного строительства, суд приходит к следующему.

Постановлением Администрации города от 26.04.2019г. № 834-ПА земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> предоставлен в собственность ФИО5, право собственности ФИО5 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером находится в собственности ФИО5, основания для удовлетворения исковых требований П. И.В. о возложении на Администрацию города Нижний Тагил обязанности предоставить ей данный участок в собственность, отсутствуют.

Исковые требования к соответчику – Управлению и архитектуры Администрации города Нижний Тагил ФИО1 не заявлялись. С учетом того, что Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства» и «Принятие граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства» муниципальная услуга оказывается Администрацией города Нижний Тагил, основания для возложения на Управление архитектуры и градостроительства обязанностей, заявленных истцом в исковых требованиях, отсутствуют.

Истцом заявлены требования о возмещении судебных расходов за составление искового заявления в размере <...>, за консультацию в размере <...> и расходы по оплате государственной пошлины в размере <...>.

Согласно положениям ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно положениям ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей.

В силу положений ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из содержания вышеприведенной нормы права, размер вознаграждения представителя зависит от продолжительности и сложности дела, квалификации и опыта представителя. Кроме того, в силу указанной нормы суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов. Разумные пределы расходов по смыслу названной нормы процессуального права являются оценочной категорией. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым на реализацию требования ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В материалах дела имеется квитанция от ДД.ММ.ГГГГ. об оплате ФИО1 адвокату Францевой Т.В. за устную консультацию <...> и квитанция от ДД.ММ.ГГГГ. об оплате за составление административного искового заявления <...> (л.д. 13-14).

Таким образом, учитывая категорию спора, уровень его сложности, реальный объем оказанных юридических услуг, совокупность представленных сторонами в подтверждение своей правовой позиции документов, сложившуюся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании расходов по оплате юридических услуг за консультацию и составление искового заявления в сумме <...> является чрезмерным, не отвечает требованиям разумности и присуждает к выплате сумму <...>.

С учетом размера, удовлетворенных исковых требований, с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...>, уплаченная истцом по квитанции от ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Администрации города Нижний Тагил удовлетворить частично.

Признать Постановление Администрации города Нижний Тагил № 531-ПА от 21 марта 2019 года «О снятии с учета и об отказе ФИО1 в предоставлении однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства» незаконным.

Обязать Администрацию города Нижний Тагил восстановить ФИО1 в учете граждан, в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства; восстановить ФИО1 в очереди на получение однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.

Взыскать с Администрации города Нижний Тагил в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 (шестьсот) рублей 00 копеек и расходы по оплате юридических услуг в размере 2500 (две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2019 года.

Председательствующий