ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-997/19 от 18.06.2019 Соликамского городского суда (Пермский край)

№ 2-997/2019 <данные изъяты>

УИД 59RS0035-01-2019-000100-09

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Соликамск 18 июня 2019 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Н.С.Новиковой,

при секретаре судебного заседания Мунц Е.А.,

с участием представителя истца Соликамского городского прокурора - Желудовской Т.В., действующей на основании служебного удостоверения,

представителя ответчика администрации города Соликамска - ФИО1, действующей по письменной доверенности,

представителя третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю – ФИО2, действующего по письменной доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Соликамска о возложении обязанности в срок до 30.06.2019 года разработать и утвердить в установленном порядке План гражданской обороны и защиты населения Соликамского городского округа,

У С Т А Н О В И Л:

Соликамский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Соликамский городской суд с иском к администрации города Соликамска с требованием о возложении обязанности в срок до 30.06.2019 года разработать и утвердить в установленном порядке План гражданской обороны и защиты населения Соликамского городского округа.

В обоснование исковых требований Соликамский городской прокурор указал, что План гражданской обороны и защиты населения в администрации города Соликамска не разработан, не утвержден, отсутствует, поскольку не был представлен в ходе проведения проверки соблюдения требований действующего законодательства о гражданской обороне.

В то же время в соответствии с абз.2 части 5 статьи 5 Закона Пермского края от 28.05.2018 г. № 236-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Соликамского муниципального района, путем объединения с Соликамским городским округом» Соликамский муниципальный район в связи с тем, что все поселения, входившие в его состав, объединились с Соликамским городским округом, со дня вступления в силу настоящего закона утрачивает статус муниципального образования, т.о. План гражданской обороны Соликамского городского округа разработан не в соответствии с пределами границ муниципального образования Соликамский городской округ.

С учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ требований Соликамский городской прокурор просит обязать администрацию города Соликамска в срок до 30 июля 2019 года привести План гражданской обороны и защиты населения Соликамского городского округа в соответствие с требованиями Федерального законодательства в области гражданской обороны и приказа МЧС России от 16.02.2012 года № 70дсп «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)», с учетом изменения территории муниципального образования Соликамский городской округ, установленного Законом Пермского края от 28.05.2018 г. № 236-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Соликамского муниципального района, путем объединения с Соликамским городским округом».

В судебном заседании прокурор Желудовская Т.В. на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, действующая на основании письменной доверенности, с иском не согласна, в том числе по доводам письменных возражений.

В судебном заседании представитель третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю – ФИО2, действующая по письменной доверенности, исковое заявление прокурора поддерживает.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.

В силу п.28 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 утверждено «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации», которое определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

Согласно п.4, 5 указанного Положения Порядок подготовки к ведению гражданской обороны: в муниципальном образовании утверждается руководителем органа местного самоуправления в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 (ред. от 01.08.2016) утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2008 N 12740).

Согласно п.5 Положения подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п.6 Положения Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.

Порядок разработки и утверждения Плана предусмотрен приказом МЧС России от 16.02.2012 г. № 70дсп (с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 04.06.2013 года № 362дсп, от 04.02.2016 г. № 42дсп).

Судом установлено, что в 2018 году Соликамской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией г.Соликамска Пермского края требований законодательства о гражданского обороне. В ходе проверки установлено, что администрацией г.Соликамска Пермского края в нарушение требований ч.2 ст.8 Федерального закона «О гражданской обороне» до настоящего времени не разработан и не утвержден план гражданской обороны и защиты населения.

Согласно представленному администрацией г.Соликамска Пермского края ответу в прокуратуру причиной неисполнения требований законодательства о гражданской обороне является отсутствие лицензии на право ведения работ, связанных с государственной тайной.

При этом, план гражданской обороны и защиты населения разработан в 2013 году для территории города Соликамска.

Законом Пермского края от 28.05.2018 г. № 236-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Соликамского муниципального района, путем объединения с Соликамским городским округом» территория муниципального образования Соликамский городской округ изменена. В соответствии с частью 3.1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществлено преобразование поселения - Басимское сельское поселение, Касибское сельское поселение, Тюлькинское сельское поселение, Тохтуевское сельское поселение, Родниковское сельское поселение, Краснобережское сельское поселение, Половодовское сельское поселение, входящие в состав Соликамского муниципального района, путем объединения с Соликамским городским округом (п.1 Закона).

Поселения, входящие в состав Соликамского муниципального района, считаются объединенными с Соликамским городским округом и утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона (п.5 Закона).

Таким образом, утвержденный в 2013 году план гражданской обороны города Соликамска не учитывает действующие изменения законодательства РФ в сфере гражданской обороны.

В судебном заседании заместитель начальника МКУ «<данные изъяты>ФИО6, допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что план гражданской обороны существует, но его необходимо переработать, внести изменения, готовится новый план в связи с объединением района и города в Соликамский городской округ, изменением границ, объединить планы ГО в одно целое, 30 сентября 2019 года является реальным сроком разработки и утверждения плана.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались, подтверждаются материалами дела.

В судебное заседание поступило письменное заявление представителя ответчика, поддержанное представителем ответчика в судебном заседании, о передаче данного дела на рассмотрение в Пермский краевой суд на основании ст.26, 33 ГПК РФ, поскольку исковое заявление не может быть разрешено без исследования и оценки документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, либо прекращении производства по делу в связи с тем, что данное заявление подлежит рассмотрению в ином порядке.

Настоящее исковое заявление принято Соликамским городским судом Пермского края с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями ГПК РФ.

Предусмотренные законом основания передачи дела по подсудности, прекращения производства по делу отсутствуют, в удовлетворении ходатайства ответчика отказано, исследование сведений, составляющих государственную тайну, не являлось предметом рассмотрения заявленных исковых требований, не предполагают непосредственное изучение судом в судебном заседании.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчик по существу не возражал против заявленных исковых требований в части того, что администрация города Соликамска должна изменить План гражданской обороны в связи с принятием и вступлением в силу Закона Пермского края от 28 мая 2018 года № 236-ПК.

Вопрос организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заявленные исковые требования не являются предметом рассмотрения в порядке КАС РФ.

Суд находит исковые требования Соликамского городского прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме исходя из необходимости обеспечения безопасности населения Соликамского городского округа, поскольку отсутствие в соответствии с требованиями Федерального законодательства в области гражданской обороны и приказа МЧС России от 16.02.2012 года № 70дсп «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» разработанного для преобразованной территории Соликамского городского округа и утвержденного в установленном порядке Плана гражданской обороны, свидетельствует об отсутствии системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, расположенных на преобразованной территории Соликамского городского округа, в том числе при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом характера возложенной на ответчика обязанности, объема работы, подлежащей выполнению, суд полагает необходимым установить администрации г.Соликамска срок исполнения настоящего решения суда – до 30 сентября 2019 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое Соликамского городского прокурора к Администрации города Соликамска о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на администрацию города Соликамск в срок до 30 сентября 2019 года обязанность привести План гражданской обороны и защиты населения Соликамского городского округа в соответствие с требованиями Федерального законодательства в области гражданской обороны и приказа МЧС России от 16.02.2012 года № 70дсп «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)», с учетом изменения территории муниципального образования Соликамский городской округ, установленного Законом Пермского края от 28.05.2018 г. № 236-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Соликамского муниципального района, путем объединения с Соликамским городским округом».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 24 июня 2019 года.

Председательствующий Новикова Н.С.