ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-997/20 от 10.06.2020 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

КОПИЯ

УИД: 78RS0008-01-2019-005925-77

Дело № 2-997\20г. 10 июня 2020 года

Решение

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи – Васильевой М.Ю.

При секретаре - - Беличенко Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буров М.П. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт – Петербурга» о признании незаконным решения от об установлении 3 группы инвалидности, обязании принять новое решение об установлении 2 группы инвалидности,

Установил:

Истец Буров М.П. обратился в суд с исковыми требованиями, заявленными к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт – Петербургу» об отмене решения бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, а также решения от ДД.ММ.ГГГГ в порядке обжалования указывая, что истец является инвали<адрес> группы с указанной даты, с чем он не согласен, считая, что в силу состояния своего здоровья и степени нарушения функций организма имел право на установление 2 группы инвалидности, которую просил установить.

Истец в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, в своем заявлении просил рассматривать дело в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, от представителя ответчика Захарченко А.Ю. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, возражал против удовлетворения требований иска.

Суд, проверив материалы дела, полагает, что исковые требования Буров М.П. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила признания лица инвалидом установлены Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

В соответствии с пунктом 2 этих Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В силу пункта 14 Правил в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

Согласно Постановлению Правительства РФ «О порядке и условиях признании лица инвалидом» от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшему на момент возникших спорных правоотношений, порядок освидетельствования и признания лица инвалидом регламентируется данным нормативным актом, вопросы установления группы, причины и срока инвалидности отнесены к компетенции МСЭ. Вопросы установления инвалидности регламентируются также Постановлением Министерства труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития РФ, Правительством РФ.

В зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу либо устанавливается группа инвалидности, либо не устанавливается, таким же образом определяется срок установления инвалидности.

Постановление Правительства РФ определяет порядок направления лица на освидетельствование: гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защита населения. При этом учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Специалисты учреждения, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные сведения, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности.

Судом установлено, что Буров М.П. в период с 3 по ДД.ММ.ГГГГ проходил освидетельствование на предмет установления инвалидности по направлению городской поликлиники № <адрес> Санкт – Петербурга. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 3 группа инвалидности в связи с диагнозами: пигментная абиотрофия сетчатки обоих глаз со снижением зрения до 0.7 с корр. И сужением поля зрения до 25 гр. По всем меридианам. Стойкие умеренные нарушения сенсорных функций (зрения), которые приводили к огранияениям следующих основных категорий жизнедеятельности: самообслуживания 1 ст., ориентации 1 ст., обучения 1 ст., трудовая деятельность 1 ст., в связис которыми ему была установлена инвалидность 3 группы. В порядке обжалования принятого решения истец был освидетельствован в экспертном составе учреждения, решение не изменено, оснований для установления 2 группы инвалидности не имеется.

В устных объяснениях представитель ответчика подтвердил законность принятого решения, сославшись на то обстоятельства, что установленная экспертами истцу степень нарушения некоторых функций жизнедеятельности соответствовала критериям установления 3 группы инвалидности в соответствии с приведенными нормативно-правовоми актами.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца судом была назначена судебная медико – социальная экспертиза, поскольку в том случае, если ответчиком по делу неверно определена степень нарушения функций организма истца, необходимы специальные познания в области медико-социальной экспертизы, перед которой судом были поставлены вопросы о том, обоснованно ли ДД.ММ.ГГГГБуров М.П. была установлена 3 группа инвалидности (не изменена решением от ДД.ММ.ГГГГ), а также, имелись ли основания для установления Буров М.П. 2 группы инвалидности в указанную дату освидетельствования.

Согласно выводам судебной медико – социальной экспертизы решения ФКУ «Главное бюро МСЭ по Санкт – Петербургу» от 8 и ДД.ММ.ГГГГ об установлении Буров М.П. инвалидности 3 группы является законным, Буров М.П. оснований для установления 2 группы инвалидности не имел в связи с выявленными у него умеренными нарушениями сенсорной функции, что вызывает постоянную необходимость в мерах социальной защиты и реабилитации и установления инвалидности 3 группы.

У суда не имеется оснований не доверять заключению экспертов, поскольку их выводы основаны на исследовании материалов дела и дела освидетельствования истца по делу, медицинских документов, на профессиональных знаниях экспертов и применении нормативно-правовых актов. Эксперты перед проведением экспертизы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прерогатива принятия решений об установлении инвалидности, наличия или отсутствии оснований для ее установления принадлежит учреждениям медико-социальной экспертизы.

Такие учреждения Постановлениями Правительства Российской Федерации созданы в каждом субъекте Российской Федерации, в связи с чем судом было назначено проведения судебной медико-социальной экспертизы в ФКУ «Главное бюро МСЭ по <адрес>», которое является независимым от ответчика учреждением, самостоятельным юридическим лицом. Проведение именно судебной медико-социальной экспертизы и ее заключение подтвердило бы законность или незаконность решения ответчика, поскольку сам по себе факт улучшения или ухудшения состоянии здоровья истца в связи с имеющимися у него заболеваниями не свидетельствует о наличии или отсутствии оснований для установления той или иной группы инвалидности, поскольку такими критериями является степень нарушения функций организма гражданина, обусловленная наличием тех или иных заболеваний.

Иных доказательств доводов своих исковых требований истица не представила, а потому суд полагает, что решение Главного Бюро МСЭ об установлении Буров М.П. об установлении инвалидности 3 группы как отДД.ММ.ГГГГ, так и от ДД.ММ.ГГГГ является законным, вынесенным с соблюдением всех нормативно-правовых актов РФ, оснований для признания его незаконным суд не усматривает.

При этом суд обращает внимание, что в том случае, если состояние здоровья истца ухудшается, и на сегодняшний день изменилась степень нарушения функций организма в сторону ее отягощения, она не лишена права обратиться в организацию ответчика по вопросу очередного освидетельствования на предмет установления инвалидности.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

В удовлетворении заявленных требований Буров М.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья -