ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-997/2013 от 18.11.2013 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2013 года г. Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Мигалко С.Л.,

при секретаре Хворостьяновой И.С.,

с участием представителя истца Бенько В.А.,

представителей ответчика администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края Головач З.В., Коваленко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ипатовского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ипатовского района Ставропольского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Ипатовского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства при использовании земель сельхозназначения фонда перераспределения Ипатовского района, в ходе которой установлено, что администрация Ипатовского муниципального района на протяжении всего периода существования фонда перераспределения исчерпывающих мер по инвентаризации земель сельхозназначения фонда перераспределения, постановке их на кадастровый учет, регистрации права собственности не принимала, в бюджет Ипатовского муниципального района не поступает доход от указанных земельных участков, в том числе, фактически используемых.

В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Ипатовского района Бенько В.А. доводы и требования иска поддержал в полном объеме и пояснил, что прокуратурой Ипатовского района в апреле 2013 года началась проверка соблюдения земельного законодательства при использовании земель сельхозназначения фонда перераспределения Ипатовского района, в ходе которой установлено, что на территории Ипатовского района имеется 83 земельных участка, полностью или частично вошедших в фонд перераспределения земель. Общая площадь земель фонда перераспределения, согласно данным «Росреестра» по состоянию на *** (отчетная дата) составляет 10418 га, в том числе: сельхозугодий – 10398 га, пашни – 4920 га. Передано сельхозпредприятиям в аренду – 6634 га, в том числе пашни – 2898 га. Передано в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам – 1867 га, в том числе пашни – 1644 га, передано в аренду гражданам и предприятиям: 1527 га, в том числе пашни – 125 га. Не востребовано на момент начала проверки – 390 га, в том числе пашни – 253 га. Земли перераспределения в безвозмездное пользование не передавались.

Также выявлен факт незаконного использования 9 земельных участков фонда перераспределения общей площадью 223,6 га.

На территории Тахтинского сельсовета расположено 4 земельных участка фонда перераспределения, не предоставленных сельскохозяйственным предприятиям, индивидуальным предпринимателям и гражданам:

Земельный участок общей площадью 6,3 га, из них пашни – 6,3 га, фонда перераспределения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в секции I контур 1, используется индивидуальным предпринимателем главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 для сельскохозяйственного производства без правоустанавливающих документов на землю. Глава КФХ ФИО2 в ходе настоящей проверки привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.

Земельный участок общей площадью 8,2 га, из них пашни – 8,2 га, фонда перераспределения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в секции 19, используется индивидуальным предпринимателем главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 для сельскохозяйственного производства без правоустанавливающих документов на землю.

Глава КФХ ФИО3 в ходе проверки привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.

На территории Золотаревского сельсовета находится 2 земельных участка, не предоставленных индивидуальным предпринимателям, гражданам и юридическим лицам, при этом 1 земельный участок незаконно используется:

земельный участок общей площадью 1 га, из них пашни – 1 га, фонда перераспределения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в секции 1 контур 14 распахан. Сельскохозяйственные работы на земельном участке предположительно ведутся СППК «Софиевский». Председатель СППК «Софиевский» в июле 2013 года привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.

На территории г. Ипатово расположено 3 земельных участка, не предоставленных гражданам, юридическим лицам, организациям, при этом 2 земельных участка незаконно используются:

Земельный участок общей площадью 32 га, из них пашни – 32 га, фонда перераспределения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в секции XXII контур 5 примыкает к земельному участку с кадастровым номером 26:02:102202:15. Часть земельного участка, площадью 12,8 га, занята естественной растительностью, сельскохозяйственные работы на земельном участке не проводятся, земельный участок не используется, другая часть земельного участка, площадью 19,2 га распахана. Проведенной проверкой установлено, что указанный земельный участок используется физическим лицом – ФИО6. В отношении ФИО6 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ. Материалы направлены в отдел по Ипатовскому району учреждения федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю для рассмотрения по существу.

Земельный участок общей площадью 4 га, из них пашни – 4 га, фонда перераспределения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в секции XII контур 20 распахан и используется для сельскохозяйственного производства. Проведенной проверкой установлено, что земельный участок используется главой КФХ ФИО7. В отношении ФИО7 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения по существу.

На территории Мало - Барханчакского сельсовета Ипатовского района Ставропольского края имеется 2 земельных участка фонда перераспределения, один из которых незаконно используется:

земельный участок общей площадью 10 га, из них пашни – 10 га, фонда перераспределения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в секции 6 контур 88 занят пожнивными остатками после уборки суданской травы, как и прилегающий к нему земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:1024, используемый на праве аренды ООО «Барханчакское». В отношении ООО «Барханчакское» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения по существу.

На территории муниципального Добровольно-Васильевского сельсовета образования имеется 3 земельных участка фонда перераспределения, которые не предоставлены в аренду:

земельный участок общей площадью 8,2 га, из них пашни – 8,2 га, земель фонда перераспределения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в секции 11 контур 68 «а» (ранее используемый КФХ «Вера» и КФХ «Росинка») занят пожнивными остатками после уборки зерновых культур. Главы КФХ «Вера» и КФХ «Росинка» отрицают использование в 2013 году указанного земельного участка. Фактический землепользователь земельного участка на момент проверки не установлен.

Проверка земель фонда перераспределения района на территории муниципального образования Первомайского сельсовета показала, что на территории муниципального образования имеется 3 земельных участка фонда перераспределения, которые не предоставлены в аренду и незаконно используются:

Земельный участок общей площадью 15 га, из них пашни – 15 га, фонда перераспределения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в секции 12 контур 22 занят пожнивными остатками после уборки озимых культур. Земельный участок использовался для сельскохозяйственного производства главой КФХ ФИО15 без правоустанавливающих документов на землю.

Земельный участок общей площадью 138,7 га, из них пашни – 138,7 га, фонда перераспределения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, используется индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО4 для сельскохозяйственного производства без правоустанавливающих документов на землю.

Земельный участок общей площадью 14 га, из них пашни – 14 га, фонда перераспределения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в секции 20 контур 5, используется индивидуальным предпринимателем главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО5 для сельскохозяйственного производства без правоустанавливающих документов на землю.

Кроме того, выявлены неиспользуемые земельные участки фонда перераспределения.

Указанные нарушения стали возможны в результате бездействия администрации Ипатовского муниципального района по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и землями, собственность на которые не разграничена.

В нарушение требований земельного законодательства, администрация Ипатовского муниципального района на протяжении всего периода существования фонда перераспределения исчерпывающих мер по инвентаризации земель сельхозназначения фонда перераспределения, постановке их на кадастровый учет, регистрации права собственности не принимала, в результате чего часть земель фонда перераспределения оказалась в незаконном владении и пользовании, часть земель оказалась неиспользуемой, что создает условия для их деградации, загрязнения, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В бюджет Ипатовского муниципального района не поступает доход от указанных земельных участков, в том числе, фактически используемых.

Просил иск удовлетворить в полном объеме, признать незаконным бездействие администрации Ипатовского муниципального района по не принятию действенных мер по выявлению неиспользуемых земельных участков фонда перераспределения, их инвентаризации, постановке на кадастровый учет и предоставлению в аренду, обязав в течении 1 года с момента вступления в силу решения суда провести инвентаризацию земель фонда перераспределения, выявленные в ходе инвентаризации неиспользуемые либо не предоставленные в аренду земельные участки поставить на кадастровый учет, принять меры по предоставлению земельных участков в аренду в соответствии с земельным законодательством.

Представители ответчика администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края Головач З.В и Коваленко М.А. исковые требования не признали, пояснив, что исковые требования прокурора Ипатовского района Ставропольского края не подлежат удовлетворению, так как в силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Права и свободы гражданина гарантированы главой 2 Конституции Российской Федерации. Статья 36 Конституции РФ регламентирует конституционные права граждан на землю, а в частности:

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В заявлении не указано какие права и свободы граждан нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).

Администрация Ипатовского муниципального района Ставропольского края не нарушила прав и свобод граждан.

Кроме того, статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ (ред. от 18.07.2011 года) «О землеустройстве» определено основное понятие: землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ: почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания; оценка качества земель; инвентаризация земель.

Согласно ст. 13 вышеназванного закона инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель. Инвентаризация относится к одному из видов землеустройства.

Пунктом 2 статьи 69 Земельного кодекса РФ определено, что землеустройство проводится в обязательном порядке   в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В статьей 3 ФЗ «О землеустройстве» содержится перечень случаев, когда проведение землеустройства является обязательным  . В обязательном порядке землеустройство проводится при изменении границ объектов землеустройства, то есть при изменении:

- границ территории субъектов Российской Федерации;

- границ территории муниципальных образований;

- границ территории населенных пунктов;

- границ территориальных зон;

- границ зон с особыми условиями использования территорий, а также части вышеуказанных территорий и зон;

выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Инвентаризация земель не относится к обязательной процедуре землеустройства и поэтому это требование истца о проведении инвентаризации земель фонда перераспределения не подлежит удовлетворению.

Кроме того, работы по проведению инвентаризации земель фонда перераспределения на территории Ипатовского района были проведены в 2003 году, что подтверждается утвержденными материалами инвентаризации земель фонда перераспределения (постановление главы Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского края «Об утверждении материалов инвентаризации земель фонда перераспределения по Ипатовскому району» от ****** и постановление главы Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского края от *** *** «О внесении изменений в постановление главы Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского края от *** *** «Об утверждении материалов инвентаризации земель фонда перераспределения по Ипатовскому району»).

Материалы инвентаризации явились основанием для внесения соответствующих изменений в данные государственного учета земель.

Требования истца о проведении межевания земельных участков из земель фонда перераспределения за счет средств бюджета Ипатовского района противоречит действующему законодательству, так как межевание земельных участков должно осуществляться заявителями.

В соответствии с пунктами 1,4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации, после истечения месячного срока после опубликования информации и на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от *** N 74-ФЗ (ред. от ***) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от *** N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

В бюджете Ипатовского района денежные средства на проведение мероприятий по землеустройству предусматриваются по расходам отдела имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края, и составляют в 2013 году – <данные изъяты> (на межевание земельных участков). На 2014 год из бюджета Ипатовского района выделяется -<данные изъяты> руб., на 2015 год – <данные изъяты> руб..

Администрация Ипатовского муниципального района Ставропольского края с *** осуществляет полномочия по распоряжению и управлению землями, государственная собственность на которые не разграничена. В период с января 2009 года и по настоящее время администрацией проводится работа по предоставлению земель фонда перераспределения в аренду. Реестр договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края (земли фонда перераспределения) истцу предоставлялся по его запросу.

Кроме того, администрацией Ипатовского муниципального района Ставропольского края осуществляются следующие мероприятия:

1. На территории муниципального образования Тахтинского сельсовета   Ипатовского района Ставропольского края расположено 4 земельных участка фонда перераспределения, не предоставленных сельскохозяйственным предприятиям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, два из которых использовались:

1.1. ФИО2 индивидуальным предпринимателем главой (крестьянского) фермерского хозяйства использовался земельный участок общей площадью 6,3 га, из них пашни – 6,3 га, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства без правоустанавливающих документов.

*** от ИП главы КФХ ФИО2 поступило заявление о предоставлении в аренду сроком на 10 лет вышеуказанного земельного участка (пашня), площадью 63000 кв.м, местоположение: край Ставропольский, район Ипатовский территория муниципального образования Тахтинского сельсовета, секция 3 контур 32а.

Отделом имущественных и земельных отношений подготовлен проект постановления администрации об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявителем начаты работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии со ст.12 Федерального Закона от *** № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

За использование земельного участка без правоустанавливающих документов ФИО2 *** направлена претензия об уплате неосновательного обогащения в виде сбережения арендной платы на сумму <данные изъяты> рублей. *** данная сумма поступила в бюджет Ипатовского района на основании платежного поручения *** от ***.

1.2. ФИО3 индивидуальным предпринимателем главой (крестьянского) фермерского хозяйства использовался земельный участок общей площадью 8,2 га, из них пашни – 8,2 га, расположенный в секции 19, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства без правоустанавливающих документов.

*** от ИП главы КФХ ФИО3 поступило заявление о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка (пашня) площадью 82000 кв.м, местоположение: Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования Тахтинского сельсовета, секция 19 контуры 22, 26.

Заявителем начаты работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии со ст.12 Федерального Закона от *** № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

За использование земельного участка без правоустанавливающих документов ФИО3 *** направлена претензия об уплате неосновательного обогащения в виде сбережения арендной платы на сумму 14445,55 рублей.

В установленный в претензии срок задолженность по арендной плате ФИО3 оплачена.

1.3. Третий земельный участок фонда перераспределения общей площадью 13 га (из них пастбища – 13 га), расположенный в секции XXII контур 48, 29 занят естественной растительностью. Сельскохозяйственные работы на земельном участке не проводятся, фактическое состояние земельного участка соответствует учетным данным.

В настоящее время прорабатывается вопрос по установлению на данном земельном участке публичного сервитута для выпаса скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах жителей с. Тахта в соответствии со ст. 3 Закона Ставропольского края от 21.12.2007 года № 75-кз «О порядке установления публичных сервитутов на территории Ставропольского края».

1.4. Четвертый земельный участок фонда перераспределения общей площадью 5,5 га, из них пашни – 5,5 га, расположенный в секции 9 контур 27 требует уточнения при межевании. На поле, где по учетным данным должен располагаться земельный участок фонда перераспределения, расположены земельные участки, принадлежащие на праве собственности гражданам. По материалам банка данных о наличии земель и их распределении по АКХ «Тахтинское» Ипатовского района Ставропольского края, находящегося на хранении в государственном фонде данных, полученных при проведении землеустройства в Ипатовском отделе Управления Росреестра по СК, общая площадь поля расположенного в секции 9 контур 27 составляет 106,2 га, при межевании общая площадь данного поля составила 101 га.

Для уточнения площади данного земельного участка заказан кадастровый план территории кадастрового квартала 26:02:020902, в котором находиться земельный участок. После получения кадастрового плана территории будут уточнены сведения по земельным участкам в данном квартале, в том числе и по фонду перераспределения.

2. На территории муниципального образования Золотаревского сельсовета   Ипатовского района Ставропольского края находятся 2 земельных участка фонда перераспределения, не предоставленных сельскохозяйственным предприятиям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, один из которых использовался:

2.1. СППК «Софиевский» использовался земельный участок общей площадью 1 га, из них пашни – 1 га, расположенный в секции 1 контур 14, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства без правоустанавливающих документов.

*** от СППК «Софиевский» поступило заявление о предоставлении в аренду сроком на 10 лет вышеуказанного земельного участка для сельскохозяйственного производства (пашня), площадью 10000 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира: край Ставропольский, район Ипатовский, территория муниципального образования Золотаревского сельсовета (секция 1 контур 14).

В соответствии с Порядком предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края, утвержденного решением Совета Ипатовского муниципального района Ставропольского края от *** *** (далее – Порядок), данное заявление опубликовано в газете «Степные зори» ***. Дальнейшее предоставление вышеуказанного земельного участка будет осуществляться в соответствии с Порядком, на принципах эффективности, публичности, открытости и прозрачности процедур.

За использование земельного участка без правоустанавливающих документов СППК «Софиевский» *** направлена претензия об уплате неосновательного обогащения в виде сбережения арендной платы на сумму 1 763,70 рублей.

В установленный в претензии срок задолженность по арендной плате СППК «Софиевский» оплачена.

2.2. Второй земельный участок площадью 2 га, из них пастбища – 2 га, фонда перераспределения, расположенный в секции 1 контур 77 а, занят естественной растительностью, сельскохозяйственные работы на данном земельном участке не проводятся, фактическое состояние земельного участка пастбищ соответствует учетным данным.

В настоящее время прорабатывается вопрос по установлению на данном земельном участке публичного сервитута для выпаса скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах жителей пос. Софиевский Городок, в соответствии со ст. 3 Закона Ставропольского края от 21.12.2007 г. № 75-кз «О порядке установления публичных сервитутов на территории Ставропольского края».

3. На территории муниципального образования г. Ипатово   Ипатовского района Ставропольского края расположено 3 земельных участка фонда перераспределения, не предоставленных сельскохозяйственным предприятиям, индивидуальным предпринимателям и гражданам:

3.1. Земельный участок общей площадью 32 га, из них пашни – 32 га, фонда перераспределения, расположенный в секции XXII контур 5, примыкает к земельному участку с кадастровым номером 26:02:102202:15. Часть данного земельного участка площадью 12,8 га занята естественной растительностью, сельскохозяйственные работы на земельном участке не проводятся, земельный участок не используется. Вторая часть земельного участка, площадью 19,2 га использовалась ФИО6 без правоустанавливающих документов.

За использование земельного участка без правоустанавливающих документов ФИО6 *** направлена претензия об уплате неосновательного обогащения в виде сбережения арендной платы на сумму 33820,7 рублей.

*** от ООО «Ипатовоагрострой» поступило заявление о предоставлении в аренду сроком на 10 лет вышеуказанного земельного участка площадью 320000 кв. м (пашня) из земель фонда перераспределения, расположенного на территории муниципального образования г. Ипатово, секция 22 контур 5.

В соответствии с Порядком данное заявление опубликовано в газете «Степные зори» ***. Дальнейшее предоставление вышеуказанного земельного участка будет осуществляться в соответствии с Порядком, на принципах эффективности, публичности, открытости и прозрачности процедур.

3.2. Земельный участок общей площадью 4 га, из них пашни – 4 га, фонда перераспределения, расположенный в секции XII контур 20, использовался ИП главой КФХ ФИО7 для сельскохозяйственного производства без правоустанавливающих документов.

*** от ИП главы КФХ ФИО7 поступило заявление о предоставлении в аренду сроком на 10 лет вышеуказанного земельного участка площадью 21000 кв.м (фактически имеющийся в данном контуре) из земель фонда перераспределения, расположенный на территории муниципального образования г. Ипатово.

Заявителем начаты работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии со ст.12 Федерального Закона от *** № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

За использование земельного участка без правоустанавливающих документов ФИО7 *** направлена претензия об уплате неосновательного обогащения в виде сбережения арендной платы на сумму 7047,5 рублей.

3.3. Земельный участок площадью 56 га, из них пастбищ – 56 га, фонда перераспределения, расположенный в секции XXIV контур 43, 49, занят естественной растительностью, сельскохозяйственные работы на земельном участке не проводятся, фактическое состояние земельного участка (пастбищ) соответствует учетным данным.

В настоящее время прорабатывается вопрос по установлению на данном земельном участке публичного сервитута для выпаса скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах жителей г. Ипатово, в соответствии со ст. 3 Закона Ставропольского края от 21.12.2007 года № 75-кз «О порядке установления публичных сервитутов на территории Ставропольского края».

4. На территории муниципального образования Мало - Барханчакского сельсовета   Ипатовского района Ставропольского края расположены 2 земельных участка фонда перераспределения, не предоставленных в аренду сельскохозяйственным предприятиям, индивидуальным предпринимателям и гражданам:

4.1. Земельный участок общей площадью 10 га, из них пашни – 10 га, фонда перераспределения, расположенный в секции 6 контур 88, используемый ООО «Барханчакское» для сельскохозяйственного производства без правоустанавливающих документов.

За использование земельного участка без правоустанавливающих документов ООО «Барханчакское» *** направлена претензия об уплате неосновательного обогащения в виде сбережения арендной платы на сумму 17615,10 рублей.

В установленный в претензии срок задолженность по арендной плате ООО «Барханчакское» оплачена.

*** с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка обратилось Общество с ограниченной ответственность «Стройматериалы» (копия заявления прилагается), объявление о предстоящем предоставлении земельного участка будет опубликовано в газете «Степные зори» ***. Дальнейшее предоставление вышеуказанного земельного участка будет осуществляться в соответствии с Порядком, на принципах эффективности, публичности, открытости и прозрачности процедур.

5. На территории муниципального образования Добровольно-Васильевского сельсовета   Ипатовского района Ставропольского края расположены 3  земельных участка фонда перераспределения, не предоставленных сельскохозяйственным предприятиям, индивидуальным предпринимателям и гражданам:

5.1. Земельный участок общей площадью 8,2 га, из них пашни – 8,2 га, из земель фонда перераспределения, расположенный в секции 11 контур 68, 68 «а».

*** от ООО «Добровольное» поступило заявление о предоставлении в аренду сроком на 10 лет вышеуказанного земельного участка, объявление о предстоящем предоставлении земельного участка будет опубликовано в газете «Степные зори» ***. Дальнейшее предоставление вышеуказанного земельного участка будет осуществляться в соответствии с Порядком, на принципах эффективности, публичности, открытости и прозрачности процедур.

6.  На территории муниципального образования Первомайского сельсовета   Ипатовского района Ставропольского края расположены 6 земельных участков фонда перераспределения, не предоставленных сельскохозяйственным предприятиям, индивидуальным предпринимателям и гражданам:

6.1. Земельный участок общей площадью 15 га, из них пашни – 15 га, фонда перераспределения, расположенный в секции 12 контур 22 используется ФИО15 без правоустанавливающих документов.

*** от ИП главы КФХ ФИО15 поступило заявление о предоставлении в аренду сроком на 10 лет вышеуказанного земельного участка.

Заявителем начаты работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии со ст.12 Федерального Закона от *** № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

За использование земельного участка без правоустанавливающих документов ФИО15 *** направлена претензия об уплате неосновательного обогащения в виде сбережения арендной платы на сумму 26 422,65 рублей.

6.2. Земельный участок общей площадью 138,7 га, из них пашни – 138,7 га, фонда перераспределения, расположенный в секции 19 контур 1, секции 20 контур 9, 17, секции 16 контур 1, используется индивидуальным предпринимателем - главой (крестьянского) фермерского хозяйства ФИО4 для сельскохозяйственного производства без правоустанавливающих документов.

6.2.1. *** от ИП главы КФХ ФИО4 поступило заявление о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 539570 кв.м. *** на данный земельный участок поступило второе заявление о предоставлении в аренду от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО8.

Предоставление земельного участка площадью 539570 кв.м будет осуществляться в соответствии с Порядком, а именно, право на заключение договора аренды земельного участка будет предоставляться с торгов, в связи с поступлением второго заявления. В настоящее время отделом имущественных и земельных отношений проводится межевание данного земельного участка.

6.2.2. *** от ИП главы КФХ ФИО4 поступило заявление о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 848000 кв. м, расположенного на территории муниципального образования Первомайского сельсовета секции 20 контур 9,17, секция 16 контур 1.

Заявителем начаты работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии со ст.12 Федерального Закона от *** № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

За использование земельного участка без правоустанавливающих документов ФИО4 *** направлена претензия об уплате неосновательного обогащения в виде сбережения арендной платы на сумму 244309,10 рублей.

6.3. Земельный участок общей площадью 14 га, из них пашни – 14 га, фонда перераспределения, расположенный в секции 20 контур 5, используется индивидуальным предпринимателем главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО9 для сельскохозяйственного производства без правоустанавливающих документов.

*** от ФИО9 поступило заявление о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 550624 кв. м (пашни) земель фонда перераспределения, расположенный на территории муниципального образования Первомайского сельсовета секция 20 контур 5, секция 15 контуры 45,49 (земельный участок общей площадью 40 га, из них пашни – 40 га, фонда перераспределения, расположенный в секции 15 контуры 45,49 и земельный участок общей площадью 14 га, из них пашни – 14 га, фонда перераспределения, расположенный в секции 20 контур 5).

*** в районной газете «Степные зори» опубликовано сообщение о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. В связи с поступлением других заявок, право на заключение договора аренды земельного участка площадью 550624 кв.м, будет предоставляться с торгов.

Администрацией Ипатовского муниципального района Ставропольского края принято постановление «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, местоположение: край Ставропольский, район Ипатовский, территория муниципального образования Первомайского сельсовета секция 15 контуры 45,49, секция 20 контур 5» от *** ***.

В настоящее время проводятся работы по межеванию земельного участка. После постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, и проведения независимой оценки земельного участка будут проведены торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

За использование земельного участка без правоустанавливающих документов ФИО5 *** направлена претензия об уплате неосновательного обогащения в виде сбережения арендной платы на сумму 24662,6 рублей.

За использование земельных участков земель фонда перераспределения Ипатовского района Ставропольского края без правоустанавливающих документов сельскохозяйственным предприятиям, индивидуальным предпринимателям и гражданам отделом имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского района направлены претензии об уплате неосновательного обогащения в виде сбережения арендной платы на общую сумму 389365,05 рублей. По состоянию на *** оплачена задолженность в сумме 57604,66 рублей.

Считают, что указанные обстоятельства свидетельствуют о выполнении администрацией мероприятий, связанных с предоставлением земельных участков из фонда перераспределения района, а также приняты все зависящие от администрации меры по предоставлению неиспользованных земельных участков фонда перераспределения, в пределах предоставленных ей полномочий. Проводимая работа по утверждению схем земельных участков, информирования о предстоящем предоставлении земельных участков и предоставления земельных участков свидетельствует о необходимости дальнейшей реализации органом местного самоуправления возложенных на него полномочий по управлению и распоряжению землями государственная собственность на которые не разграничена, но никак не о самоустранении последнего от выполнения этой обязанности.

Просили суд в удовлетворении исковых требований прокурору Ипатовского района Ставропольского края отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, который формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

казачьими обществами;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций.

В соответствии с Федеральным законом от *** № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от *** № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 15 Закона Ставропольского края от 15.05.2006 года № 31-кз "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае".

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от *** № 78-ФЗ "О землеустройстве", инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от *** №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся в том числе, доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества.

Таким образом, указанные нормы в своей совокупности возлагают на органы местного самоуправления обязанность принимать меры, направленные на использование земель сельхозназначения в соответствии с их целевым назначением, выявление нерационально используемых земель, постановку их на кадастровый учет, передачу в аренду.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Ипатовского района в  сфере соблюдения земельного законодательства при использовании земель сельхозназначения фонда перераспределения Ипатовского района выявлен факт незаконного использования 9 земельных участков фонда перераспределения общей площадью 223,6 га.  Кроме того, выявлены неиспользуемые земельные участки фонда перераспределения.

Администрацией Ипатовского муниципального района Ставропольского края представлены доказательства осуществления полномочий по распоряжению и управлению землями, государственная собственность на которые не разграничена.

Работы по проведению инвентаризации земель фонда перераспределения на территории Ипатовского района были проведены в 2003 году, что подтверждается утвержденными материалами инвентаризации земель фонда перераспределения (постановление главы Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского края «Об утверждении материалов инвентаризации земель фонда перераспределения по Ипатовскому району» от *** *** и постановление главы Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского края от *** *** «О внесении изменений в постановление главы Ипатовской районной государственной администрации Ставропольского края от *** *** «Об утверждении материалов инвентаризации земель фонда перераспределения по Ипатовскому району»).

Материалы инвентаризации явились основанием для внесения соответствующих изменений в данные государственного учета земель.

Поэтому в удовлетворении иска прокурора Ипатовского района в части признания незаконным бездействия администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края по инвентаризации неиспользуемых земельных участков фонда перераспределения и возложении на администрацию Ипатовского муниципального района Ставропольского края обязанности провести инвентаризацию земель фонда перераспределения следует отказать.

Представители ответчика в судебном заседании пояснили, что на используемые земельные участки поступили заявления о предоставлении их в аренду, направлены претензии, в бюджет Ипатовского района поступает арендная плата, однако данные действия совершены ответчиком после проведения проверки прокуратурой района.

На основании изложенного, суд считает исковые требования прокурора Ипатовского района Ставропольского края подлежащими удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ипатовского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края в части не принятия действенных мер по выявлению неиспользуемых земельных участков фонда перераспределения, постановке на кадастровый учет и предоставлению в аренду.

Обязать администрацию Ипатовского муниципального района Ставропольского края в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу неиспользуемые либо не предоставленные в аренду земельные участки поставить на кадастровый учет, принять меры по предоставлению земельных участков в аренду в соответствии с земельным законодательством.

В удовлетворении иска о признании незаконным бездействия администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края по инвентаризации неиспользуемых земельных участков фонда перераспределения и возложении на администрацию Ипатовского муниципального района Ставропольского края обязанности провести инвентаризацию земель фонда перераспределения прокурору Ипатовского района отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Ставропольском краевом суде в течение месяца со дня изготовления его в окончательном виде, то есть с 25 ноября 2013 года.

Судья