Дело №2-997/2022
51RS0002-01-2022-000701-09
Мотивированное решение составлено 08.04.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2022 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Сониной Е.Н.,
при секретаре Кучеренко Н.В.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ООО «Первый мурманский терминал» о возложении обязанности передать скорректированные сведения о периодах работы,
установил:
ФИО3 (Далее – истец) обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Первый мурманский терминал» (Далее – ответчик) о возложении обязанности передать скорректированные сведения о периодах работы.
В обоснование заявленных требований указано, что в период с *** истец осуществлял трудовую деятельность у ответчика в должности ***, с *** в должности ***. Данные должности поименованы Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятости, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях. Однако согласно справке, выданной ответчиком, работа в вышеуказанных должностях не дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со списком №2, так как вредные вещества, с которыми контактировал истец, не относятся к 4 классу опасности. Согласно картам аттестации рабочего места на рабочих местах истца был установлен 3.2 и 3.3 класс общих условий труда. Кроме того, истец в ходе исполнения своих трудовых обязанностей напрямую взаимодействовал с нефтепродуктами. Несмотря на указанное, по результатам аттестации рабочих мест истца на данных должностях не предусмотрено льготное пенсионное обеспечение.
На основании изложенного истец просит возложить на ответчика обязанность передать в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда *** скорректированные сведения о периодах работы истца в период с *** с вредными условиями труда по Списку №2.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика к ООО «Первый мурманский терминал» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что основным видом деятельности ответчика является транспортная обработка груза, на терминале производятся приемо-сдаточные операции с нефтепродуктами. Ответчик осуществляет прием, хранение и отпуск нефтепродуктов и не является нефтеперерабатывающим предприятием. Таким образом, характер и условия работы истца не могут быть определены как работа, дающая право на льготное получение пенсионного обеспечения.
Представитель третьего лица Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ *** в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Дополнительно указал, что в соответствии с действующим законодательством правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №2 пользуются работники, занятые добычей нефти, газа и газового конденсата на промыслах. Машинистам технологических насосов, работающим на предприятиях, не занятыми добычей нефти, газа и газового конденсата на промыслах, действующим пенсионным законодательством досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком №2 не установлено.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела и представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.
Кроме того, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пункт 2 части 1 статьи 30 ФЗ №400).
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренный пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Круг лиц, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, определяется только строго в соответствии со специальными Списками №1 и №2, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10.
Данными Списками определено, какие именно конкретные производства, структурные подразделения предприятий или производств и выполняемые работы в них перечисленными наименованиями профессий, должностей и специальностей, с перечнем дополнительных факторов для работников конкретных профессий, должностей , специальностей или определенной категории застрахованных лиц – дают право на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда, а также обязательные требования (документально подтвержденная постоянная занятость в течение полного рабочего дня на определенных работах, определенным способом, с определенными веществами, на определенном оборудовании и т.д.), без выполнения которых даже работа по требуемой профессии (на требуемой должности) и на перечисленных в Списках производствах не дает право на досрочную пенсию.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного Постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в том числе Список №2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Согласно Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, раздела XII «Бурение, добыча и переработкой нефти, газа и газового конденсата, переработкой угля и сланца» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют работники поименованные:
- в разделе 2 «Добыча нефти, газа и газового конденсата» - машинисты технологических насосов (КПС 2130200а-14259);
- в подразделе 3 «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» - операторы товарные (КПС 2130301 а-16085).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Из системного толкования положений частей 1 – 4 статьи 14 ФЗ №400, статей 1, 3, частей 1 – 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному обеспечению» от 04.08.2021 № 538н характер работ, а также условия труда, при которых возможно назначение досрочной страховой пенсии, должны подтверждаться в каждом конкретном случае уточняющей справкой, выдаваемой администрацией организации со ссылкой на документы того периода, когда выполнялись работы в данной организации конкретными лицами.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона №400-ФЗ для лиц, занятых на работах, предусмотренных пунктами 1-18 части 1 статьи 30 этого же Закона, наряду с применением утвержденных в установленном порядке Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений и Правил исчисления периодов работы и назначения пенсии, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, право на досрочную пенсию определятся при соблюдении следующих дополнительных условий:
- с 01 января 2013 – при начислении и уплате с указанной даты страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 583 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
- с 01 января 2014 – при наличии вредного и (или) опасного класса условий труда на рабочем месте работника, установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, *** между ФИО3 и ООО «Первый мурманский терминал» был заключен трудовой договор №***, в соответствии с которым истец был принят на работу к ответчику в подразделение служба производства на должность ***. Пунктом 1.6 договора предусмотрены условия труда: влияние вредных производственных факторов.
Картой аттестации рабочего места по условиям труда №*** для должности *** определена общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса – 3,3. Пунктом 6 строки 040 карты аттестации досрочное назначение трудовой пенсии по старости не предусмотрено.
*** истец переведен на должность ***.
Картой аттестации рабочего места по условиям труда №*** для должности *** определена общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса – 3,3. Пунктом 6 строки 040 карты аттестации досрочное назначение трудовой пенсии по старости не предусмотрено.
*** трудовой договор между сторонами расторгнут по инициативе работника в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно справке ООО «Первый мурманский терминал» №*** от *** периоды работы истца не дают право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком №1 и №2, так как вредные вещества, с которыми контактировал истец, относятся к 4 классу опасности.
Из документов, представленных ответчиком, следует, что основным видом деятельности ООО «Первый мурманский терминал» является транспортная обработка грузов. Технологическим регламентом склада нефти и нефтепродуктов ответчика предусмотрено описание технологического процесса, который состоит в том, что на ООО «Первый мурманский терминал» производятся приемо-сдаточные операции с нефтепродуктами. Ответчик осуществляет *** и не является нефтеперерабатывающим предприятием. Производства по осуществлению приема, хранения и отпуска нефти не перечислены в пункте 1 подраздела 3 «Переработка нефти и газа, газового конденсата, переработка угля и сланца» раздела XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» Списка №***.
Согласно сведений Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ ***, истец обратился в территориальный пенсионный орган *** с целью проведения заблаговременной работы для дальнейшего назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на ФИО3 за период работы с *** администрацией предприятия представлены без кода льготы. Следовательно, работодатель не относил работу истца в должности *** как работу, соответствующую требованиям Списка №2.
ООО «Первый мурманский терминал» состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда РФ *** как организация, имеющая профессии, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В документах наблюдательного дела имеется Устав предприятия, в котором сказано, что общество праве осуществлять, в том числе такие виды деятельности, как: транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов, и прочих видов грузов; транспортная обработка и хранение грузов, обработка контейнеров; хранение и складирование жидких или газообразных грузов; хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки и др.
Также, в наблюдательном деле имеются Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьей 30 Закона №400-ФЗ за 2013 – 2016 года, в которых заявлена только должность электросварщиков ручной сварки.
В соответствии с действующим законодательством правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №2 (раздел XII, подраздел 2) пользуются работники (в том числе машинисты технологических насосов), занятые добычей нефти, газа и газового конденсата на промыслах. Машинисты технологических насосов, работающие на предприятиях, не занятых добычей нефти, газа и газового конденсата на промыслах, действующим пенсионным законодательством досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком №2 не установлено. Право на досрочное пенсионное обеспечение может быть установлено операторам товарным, занятым на нефтеперерабатывающем производстве и в цехах комплексной подготовки и перекачки сырой нефти и цехов подготовки и перекачки нефти нефтепромыслов.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что истец работал в должности, поименованной Списком №2.
Проанализировав приведенные нормы законодательства и представленные документы, суд приходит к выводу, что факт работы истца в условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №2, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем не имеется правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по передаче скорректированных сведений о периодах работы истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к ООО «Первый мурманский терминал» о возложении обязанности передать скорректированные сведения о периодах работы – оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Сонина