Дело № 2-999/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2016 г. г.Лобня Московской обл.
Лобненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Кузнецовой Т.В.
при секретаре: Московчук В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.Лобня об устранении препятствий в использовании земельного участка
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г.Лобня о нечинении препятствий в использовании земельного участка. В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали, пояснив, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым № (предыдущий кадастровый №), расположенный по адресу: ................А, площадью ......................... кв.м., предоставленный под индивидуальное жилищное строительство, на основании договора купли-продажи, заключенного 00.00.0000 между Администрацией г. Лобня и истцом. Однако указанный земельный участок не может быть использован истцом по назначению, поскольку строительство индивидуального жилого дома на нем запрещено, поскольку указанный земельный участок находится в охранно-защитной зоне памятника природы регионального значения -«озеро Киево и его котловина». Пояснили, что при заключении договора купли-продажи земельного участка истец об указанных обстоятельствах не знал. Администрация г. Лобня, в установленном законом порядке, решения об изъятии земельного участка истца не принимает и взамен указанного участка другой земельный участок не предоставляет. Разрешение на строительство на спорном земельном участке истец получить не может, поскольку ответом Минприроды России от 00.00.0000 истцу отказано в строительстве индивидуального жилого дома в охраняемой зоне памятника природы.
Просят суд обязать ответчика Администрацию г.Лобня устранить препятствия по владению, пользованию и распоряжению истцом земельного участка с кадастровым № (предыдущий кадастровый №), расположенного по адресу: ................А, площадью ..................... кв.м., предоставленного под индивидуальное жилищное строительство.
Не оспаривали, что истец имеет свободный доступ на спорный земельный участок.
Представители ответчика Администрации г.Лобня (по доверенности ФИО3 и ФИО4) в судебном заседании исковые требования не признали. Пояснив, что Администрация г.Лобня не препятствует истцу в пользовании, владении и распоряжении спорного земельного участка. Решение об изъятии у истца спорного земельного участка Администрация г.Лобня принять не может, поскольку «Озеро Киево и его котловина» отнесена к памятниками природы федерального значения, а потому решение об изъятии земельного участка истца не относится к компетенции органов местного самоуправления г. Лобня. Кроме того, кадастрафикация границ охранной зоны «Озеро Киево и его котловины» не проведена и на местности не установлена. Границы земельного участка истца также в установленном законом порядке не установлены, и в ГКН отсутствуют сведения о его границах и площади участка, установленных по результатам межевания. По указанным основаниям просили в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым № (предыдущий кадастровый №, расположенный по адресу: ................, площадью ....................... кв.м., предоставленный под индивидуальное жилищное строительство, на основании договора купли-продажи, заключенного 00.00.0000 между Администрацией ................ и истцом (л.д.16, 17-18, 27).
Согласно выписки из государственного земельного кадастра, границы и площадь указанного земельного участка, в установленном законо порядке не установлены (л.д. 27).
ФИО1 обратился в ФИО5 с заявлением о согласовании строительства индивидуального жилого дома на спорном участке, в чем письмом от 00.00.0000 ему было отказано, поскольку земельный участок истца находится в охранной зоне памятника природны федерального значения «Озеро Киево и его котловина». При этом истцу разъяснено, что в соответствии с постановлением Государственного Планового Комитета РСФСР от 24.09.1986 г. № 199 «Об отнесении природных объектов к государственным памятникам природы республиканского значения» запрещается строительство в охранной зоне памятника природны «Озеро Киево и его котловитна», также как и изменение гидрологического режима, засорение озера и его берегов (л.д. 28).
В соответствии с решением Исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся от 00.00.0000 № «Об объявлении заказниками отдельных участков земли и водного пространства области, имеющих оздоровительную и историко-мемориальную ценность» озеро Киево и его котловина, площадью 22 га. объявлены заказниками областного значения, имеющими оздоровительное, историко-мемориальное и культурно-просветительное значение и подлежащее охране. При этом приняты меры охраны, в виде недопускать осушение озера, уничтожение гнезд и нового строительства в береговой полосе озера, шириной до 300 м.
В соответствии с решением Исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов № 501 от 11.04.1984 г. было принято решение распространить на заказники, организованные решениями исполкома от 18.04.1966 г. № 341/8, в том числе и «Озеро Киево и его котловтна» бессрочно режим охраны в соответствии с Положением о заказнике местного значения.
Постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 г. № 106/5 утверждена схема развития и размещения охраняемых природных территорий в Московской области. Постановлением Правительства Московской области от 12.04.2010 г. № 225/15 внесены изменения в схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, которым в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения был включен памятник природы «Озеро Киево и его котловина».
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
В соответствии с п. "д" ч. 2 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Они же утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Статьей 27 вышеназванного Закона установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Как предусмотрено ст. 45 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью.
Согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюденном установленного для этих земельных участков особого правового режима (ч 4 ст. 95).
Согласно преамбуле Федерального закона от 00.00.0000 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 00.00.0000 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 00.00.0000 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещается строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Из пояснений истца следует, что принадлежащий ему земельный участок находится в охранной зоне памятника природы - Озеро Киево и его котловина, однако он имеет свободный доступ на свой земельный участок.
Каких-либо доказательств того, что Администрацией г.Лобня в нарушение требований действующих законодательных актов, истцу чинятся препятствия в использовании им спорного земельного участка, суду, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, а потому в удовлетворении иска ФИО1 суд считает необходимым отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г.Лобня об устранении препятствий в использовании земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Лобненский городской суд.
Мотивированное решениен изготовлено 20.06.2016 г.
Судья Т.В. Кузнецова