ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-999/17 от 07.12.2017 Вязниковского городского суда (Владимирская область)

Дело №2-999/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 декабря 2017 года г. Вязники

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Глазковой Д.А.,
при секретаре Гордеевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к товариществу собственников жилья «Ефимьево-13» о признании незаконным общего собрания членов ТСЖ, признании незаконным установления размера тарифа на общедомовые нужды по горячему, холодному водоснабжению, электроснабжению, на содержание общего имущества незаконным, обязании произвести перерасчет,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья «Ефимьево-13» (далее – ТСЖ «Ефимьево-13») и с учетом уточнений просит признать незаконным решение общего собрания членов ТСЖ и собственников помещений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; признать увеличение по строке в квитанции ТСЖ на содержание и текущий ремонт жилья с 12 руб. до 14 руб. за 1 кв.м.. незаконным; признать незаконными оплаты за ОДН по квитанциям ТСЖ по холодной воде 0,1 руб. на кв.м., горячей воде 0,9 руб. за кв.м., электроэнергии 2 руб. за кв.м.; обязать ТСЖ произвести расчет по ОДН (холодной и горячей воде, электроэнергии) в соответствии с федеральным законодательством; обязать ТСЖ произвести перерасчет за содержание и текущий ремонт по тарифу 12 руб. за кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ТСЖ произвести перерасчет по ОДН в соответствии с Федеральным законом №176-ФЗ от 29.06.2015, Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ в редакции Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 №129 по холодной и горячей воде, Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 №1498 по электроэнергии.

В обоснование иска указала, что является собственником <адрес>, управление дома осуществляет ТСЖ «Ефимьево-13». С ДД.ММ.ГГГГ по мнению истца необоснованно и незаконно применены тарифы за общедомовые нужды по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроэнергию, а также необоснованно увеличен тариф на содержание и текущий ремонт с 12 руб. за кв.м до 14 руб. Вопрос о повышении тарифов по оплате ОДН рассматривался на общем собрании членов ТСЖ ДД.ММ.ГГГГ, на котором истец присутствовала. Полагает, что собрание проведено с нарушением Жилищного кодекса РФ, регулирующего его проведение в части уведомления о его проведении, кворума собрания, оформления собрания в виде протокола.

В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что ответчиком неправильно рассчитаны тарифы за ОДН по горячему и холодному водоснабжению, электроэнергии, а также незаконно повышен тариф за содержание жилого помещения. Указала, что ТСЖ не применены при расчете положения Федерального закона №176-ФЗ от 29.06.2015, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ в редакции Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 №129 по холодной и горячей воде, Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 №1498 по электроэнергии, представила суду свой расчет данных тарифов.

Ответчик ТСЖ «Ефимьево 13», извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее в предыдущих судебных заседаниях представитель ТСЖ – председатель ТСЖ ФИО3 возражал против исковых требований, указав, что никакого собрания ДД.ММ.ГГГГ среди членов ТСЖ не проводилось, никакие решения в этот день не принимались. Тарифы за ОДН установлены на основании решения членов правления ТСЖ, принятого по итогам собрания членов правления ДД.ММ.ГГГГ. Никаких нарушений при расчете тарифов за ОДН не имеется.

Представители третьих лиц – МУП Вязниковского района «Коммунальные системы», ООО «Вязники энергия», МРСК, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения истца, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником <адрес> в <адрес>, что подтверждается регистрационным удостоверением, выданным Вязниковским БТИ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33).

Также установлено, что управлением многоквартирного <адрес> занимается ТСЖ «Ефимьево-13», председателем ТСЖ является ФИО4, что подтверждается протоколом общего собрания членов собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73,81).

Кроме того, как следует из протокола собрания членов правления от ДД.ММ.ГГГГ членами правления принято решение об увеличении с ДД.ММ.ГГГГ тарифа на содержание и техническое обслуживание многоквартирного дома на 2 руб. до 14 руб., оплаты общедомовых нужд (далее – ОДН) по горячему водоснабжению 0,90 руб. на 1 кв.м., оплаты ОДН холодного водоснабжения 0,10 руб. на 1 кв.м., оплаты ОДН за электроэнергию 2 руб. на 1 кв.м. площади помещения.

В материалы дела представлен договор энергоснабжения б/д, заключенный между ТСЖ «Ефимьево-13» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья», предметом которого является продажа электрической энергии, при этом объем взаимных обязательств по договору определяется в точках поставки, которые находятся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов энергетики), определенной в акте разграничения границ балансовой принадлежности (л.д.44-62).

Также между ТСЖ «Ефимьево-13» и ООО «Вязники Энергия» заключен договор ресурсоснабжения на предоставление коммунальных ресурсов в общем имуществе многоквартирного дома №23/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом его подачи, определенном договором (л.д.63-70).

Кроме того, как следует из договора по предоставлению коммунальных ресурсов на содержание имущества многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять коммунальный ресурс (холодное водоснабжение) исполнителю.

Из представленных в материалы дела истцом квитанций об оплате содержания жилого помещения, включающего в себя оплату содержания и текущий ремонт жилья, ОДН по горячему и холодному водоснабжению, электроэнергии, определенные собранием членов правления ТСЖ «Ефимьево-13» тарифы на данные коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ подлежат оплате собственниками жилых помещений в <адрес>.

Не согласившись с размером вышеназванных тарифов, истец в судебном заседании пояснила, что оспариваемые ею суммы появились в квитанциях за январь 2017 года, полученных ею в феврале 2017 года, в подтверждение представив данные квитанции. Также указала, что вопрос по тарифам по ОДН был предметом обсуждения на общем собрании членов ТСЖ и собственников жилых помещений ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение представив объявление о проведении собрания, а также заявив ходатайство о допросе свидетеля ФИО1

Из объявления о проведении собрания членов ТСЖ и собственников помещений, поданного от имени правления ТСЖ, следует, что оно состоится 19 февраля (без указания года) (в воскресенье) в 17.00, на повестке оплата ОДН, вопрос о тарифе, общие вопросы. Дата объявления написана ручкой, весь остальной текст выполнен печатным способом.

В судебном заседании истец пояснила, что дату объявления дописала она собственноручно, когда сняла объявление со стены подъезда и оставила у себя. На самом собрании она присутствовала, присутствовали все члены ТСЖ, решался вопрос о тарифе на ОДН, собственники не были согласны с его размером, полагая его завышенным. О том, какое принято решение, она не знает, поскольку не дождалась окончания собрания.

Допрошенная судом в качестве свидетеля ФИО1 дала показания о том, что является собственником квартиры в <адрес>, инициатива проведения общего собрания собственников исходила от нее, объявления о проведении собрания писала она ДД.ММ.ГГГГ, накануне собрания. На самом собрании она присутствовала, на нем также был председатель правления и члены правления, обсуждался вопрос о тарифе на ОДН, свидетель считает его завышенным. Вопрос о повышении тарифов ставился на голосование, она была против этого. О том, какое решение было принято на собрании и было ли оно принято, она не знает, хотя присутствовала на нем до конца.

Давая оценку представленным доказательствам в части оспаривания решения собрания собственников жилых помещений о тарифе по ОДН суд учитывает следующее.

На основании статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В соответствии с положениями статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно статье 47 ЖК РФ, в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).

В соответствии с частью 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Статьей 181.4 ГК РФ предусмотрено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.

Из содержания названных норм следует, что не любое нарушение требований жилищного законодательства может явиться основанием к отмене решения общего собрания собственников многоквартирного дома, а только такие существенные нарушения закона, ввиду которых невозможно выявить истинную волю большинства собственников помещений в многоквартирном доме, при этом принятое решение нарушает права и законные интересы лица, оспаривающего такое решение.

Исходя из изложенного, суд полагает, что доказательств нарушения прав истца решением общего собрания членов ТСЖ и собственников помещений в материалы дела не представлено, поскольку доказательств проведения ДД.ММ.ГГГГ такого собрания не имеется. Допрошенная в качестве свидетеля ФИО1 не смогла пояснить, какие конкретно вопросы обсуждались на собрании, какие конкретно решения приняты. Кроме того, сама истец пояснила, что спорные тарифы ОДН и за содержание и текущий ремонт появились в квитанциях за январь 2017 года, следовательно, были установлены не после собрания ДД.ММ.ГГГГ.

Также в материалах дела имеется протокол собрания членов правления ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлся вопрос об увеличении с ДД.ММ.ГГГГ тарифа на содержание и техническое обслуживание многоквартирного дома на 2 руб. до 14 руб., оплаты общедомовых нужд (далее – ОДН) по горячему водоснабжению 0,90 руб. на 1 кв.м., оплата ОДН холодного водоснабжения 0,10 руб. на 1 кв.м., оплата ОДН за электроэнергию 2 руб. на 1 кв.м. площади помещения.

Вместе с тем, рассматривая требование истца о незаконности повышения платы за содержание и текущий ремонт помещений с ДД.ММ.ГГГГ с 12 руб. до 14 руб. за 1 кв.м., установленного вышеуказанным собранием, суд приходит к следующему.

Согласно статье 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 4 части 2).

С учетом положений данной нормы суд приходит к выводу о том, что повышение спорного тарифа, установленное решением членов правления ТСЖ является незаконным, поскольку оно может быть принято только на общем собрании членов ТСЖ. В материалы дела данное решение представлено не было.

Кроме того, истцом оспариваются размеры платы за ОДН по горячему и холодному водоснабжению, а также электроэнергии.

В силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 (в редакции от 26 декабря 2016 года №1498) (далее по тексту - Правила №306).

Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306, предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).

В соответствии с пунктом 11 Правил №306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением №2 к настоящим Правилам.

Согласно пунктам 13,19 Правил №306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению №1.

Так, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года №1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено, что до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 года, при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Пунктом 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года №176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Порядок расчета платы за предоставляемые коммунальные услуги потребителям определен постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила №354).

В силу пункта 2 Правил №354 норматив потребления коммунальной услуги - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

Таким образом, плата за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме относится к жилищной услуге, включается в состав платы за содержание жилого помещения.

В соответствии с пунктом 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения №2 к настоящим Правилам.

Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды во Владимирской области установлены постановлением администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, действующим в период возникновения спорных правоотношений и установления ТСЖ «Ефимьево-13» размеров данных услуг.

17.03.2017 принято новое постановление администрации Владимирской области №231, утратившее силу с 01.06.2017, которым утверждены тарифы на ОДН по электроэнергии.

Из постановления администрации Владимирской области №900 усматривается, что тариф за ОДН за вышеуказанные услуги составляет 0,02 руб. за кв.м. за горячее и холодное водоснабжение и 2,5 за энергоснабжение.

Согласно имеющимся в материалах дела квитанциям ФИО2 по оплате ОДН за горячее и холодное водоснабжение следует, что расчет производился за январь, февраль, март 2017 года исходя из тарифа за горячее водоснабжение – 0,90 руб. за кв.м., за холодное водоснабжение – 0,10 руб. за кв.м., за электроэнергию – 2 руб. за кв.м.

Таким образом, тарифы, указанные в квитанциях ФИО2 на оплату ОДН за горячее и холодное водоснабжение превышают тарифы, установленные постановлением администрации Владимирской области №900 и действующим в указанный период, что по мнению суда является незаконным и подлежит перерасчету в соответствии с действующими тарифами на территории Владимирской области, в связи с чем исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования ФИО2 к товариществу собственников жилья «Ефимьево 13» – удовлетворить частично.

Признать незаконным установление ТСЖ «Ефимьево 13» размера тарифа на общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению с ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,1 за кв.м. по холодному водоснабжению и 0,9 руб. за кв.м. по горячему водоснабжению, увеличение платы за содержание и текущий ремонт жилья до 14 руб. за кв.м. незаконным.

Обязать ТСЖ «Ефимьево 13» произвести ФИО2 перерасчет платы за общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению, содержанию и текущему ремонту жилья с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Федерального закона №176-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.А. Глазкова