ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-999/20 от 03.09.2020 Миллеровского районного суда (Ростовская область)

№ 2-999/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 сентября 2020 года г. Миллерово

Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Шевлюга Е.П.,

при секретаре судебного заседания Ильченко О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Экосервис», Администрации Миллеровского городского поселения об обязании ООО «Экосервис» осуществлять вывоз отходов, возникающих в процессе ухода за древесно-кустарниковой растительностью и крупногабаритных отходов (далее КГО), определении отходов при выполнении ремонтных работ к категории ТКО и вывозе их за счет уплаченного тарифа, обязании Миллеровского городского поселения определить геометрические границы мест складирования КГО по ул.19 съезда КПСС 87 «Б»

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам об обязании ООО «Экосервис» осуществлять вывоз отходов, возникающих в процессе ухода за древесно-кустарниковой растительностью и крупногабаритных отходов (далее КГО), определении отходов при выполнении ремонтных работ к категории ТКО и вывозе их за счет уплаченного тарифа, обязании Миллеровского городского поселения определить геометрические границы мест складирования КГО по ул.19 съезда КПСС 87 «Б».В обоснование своих требований он указал, что он является потребителем услуг ООО «Экосервис». Данная услуга предоставляется ему ООО «Экосервис», как единым оператором в области обращения с ТКО в зоне деятельности Миллеровского МЭОКа на основании договора заключённого по типовой форме в соответствии с требованиями раздела 1 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016г. №1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами.»

Как указано в п. 11 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 года № 11 56- В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных

отходов.

Из п.12. указанного Постановления следует, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Помимо вышеназванных Постановлений Правительства требования к подобным услугам установлены в ГОСТ Р 56195-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования".

При этом, СанПиН 2.1.73550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории муниципальных образовании» указывает:

п. 2.10. Территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования КТО после погрузки ТКО в мусоровоз, а также.

Кроме того, зачастую региональный оператор воспринимает местом накопления ТКО только контейнерную площадку, а складируемые рядом крупные габаритные отходы расценивает как несанкционированную свалку утверждая, что он грузит только контейнер и убирает просыпавшийся при погрузке мусор, а все остальное обязан убирать собственник площадки. При этом геометрические размеры площадки действующим законодательством не установлены, что даёт региональному оператору возможность толковать закон исходя из собственных интересов пренебрегая интересами потребителей.

Считает, что орган местного самоуправления, наделенный правом издавать нормативные правовые акты, не противоречащие действующему законодательству, которые могут регулировать вопросы, не урегулированные действующими нормами в интересах жителей, обязан определить порядок обращения с ТКО отнесенными к крупным габаритным отходам и в целях устранения возникающих противоречий и споров установить геометрические размеры таких площадок внесённых в реестр площадок накопления ТКО и КТО.

Просил- 1). обязать регионального оператора в лице ООО «Экосервис» осуществлять вывоз отходов, возникающих в процессе ухода за древесно-кустарниковой растительностью (ветки, после опиловки деревьев, пожнивные остатки) и КГО, отнесенные ФККО к ТКО складированных вблизи установленных мест накопления отходов по месту предоставления коммунальной услуги в соответствии с графиком вывоза ТКО.

2) обязать администрацию Миллеровского городского поселения определить геометрические границы места складирования КГО в целях возможности осуществления погрузки КГО, когда обязанность по уборке такого места погрузки возложена на регионального оператора.

В судебном заседании истце изменил свои требования и просил

1). обязать регионального оператора в лице ООО «Экосервис» осуществлять вывоз отходов, возникающих в процессе ухода за древесно-кустарниковой растительностью (ветки, после опиловки деревьев, пожнивные остатки) и КГО, отнесенные ФККО к ТКО складированных вблизи установленных мест накопления отходов по ул. 19 съезда КПСС 87 «Б» в соответствии с графиком вывоза ТКО.

2) Определить, что все отходы, которые образуются при выполнении ремонтных работ мной, как собственником жилого помещения относятся к КТО, за исключением. проведения, работ в. рамках реконструкции иди капитального ремонта, проводимых специализированными организациями по утвержденным в установленном порядке проектам, и подлежат удалению региональным оператором с места накопления ТКО ул. 19 съезда КПСС 87 «Б» за счёт уплаченного тарифа по предоставляемой услуге.

3)обязать администрацию Миллеровского городского поселения определить геометрические границы места складирования КГО в целях возможности осуществления погрузки КГО, когда обязанность по уборке такого места погрузки возложена на регионального оператора.

Представитель ответчика Администрации Миллеровского гороского поселения признал исковые требования в полном объеме.

Представитель ООО « Экосервис» заявленные требования не признала и в пояснениях, и в отзыве на иск указала, что в соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ-89) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании пившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

000 «ЭКОСЕРВИС» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО в зоне деятельности Миллеровского МЭОК от 13.03.2018 № 107/18, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и ООО «ЭКОСЕРВИС».

Согласно Письму от 11 октября 2019 г. N 08-25-53/24802 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации дает разъяснения по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО.

Статьей 1 ФЗ-89 определено, что твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими типами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по ставу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.

Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 (далее - Правила определения нормативов), и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр (далее -Методические рекомендации).

В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.

Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

В свою очередь Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО.

Таким образом, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО.

В соответствии с ЖК РФ, под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.

Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

На территории г.Миллерово отсутствуют места ( площадки) накопления ТКО, соответствующие санитарно – Эпидемиологическим нормам и правилам. В связи с этим, нормы СанПин 2.1.7.3550-19, где установлены требования по обеспечению вывоза КГО из мест ( площадок) накопления в данном случае неприменимы. Несмотря на то, что площадки для складирования КГО не территории г.Миллерово не оборудованы в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-Эпидемиологического благополучия населения ООО «Экосервис» осуществляет вывоз КГО по мере накопления, не реже 1 раза в 7 дней.

Суд, выслушав истца, представителей ответчиков, допросив свидетелей ФИО5 и ФИО6, исследовав представленные доказательства, считает что иск не подлежит удовлетворению. Суд пришёл к такому выводу по следующему:

Как установлено в судебном заседании собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес><адрес> является Свидетель №1, на имя которой ежемесячно направляются квитанции об оплате услуг ООО «Экосервис». Количество проживающих – 1 (л.д.134-136).

В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) "О защите прав потребителей" -

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг),

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В судебном заседании так же установлено, что истец ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>.(в исковом заявлении адрес истца указан <адрес>).

Согласно ст. 56" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" -

1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, стороной истца не представлено доказательств того, что именно он является потребителем услуг ООО « Экосервиса» по адресу: <адрес>, <адрес> Допрошенные в судебном заседании свидетели по ходатайству истца председатель микрорайона ФИО5 и ФИО6 пояснили суду, что в <адрес><адрес> живет ФИО1 Так же пояснили, что возле этого дома складируют мусор и спиленные ветки деревьев граждане. Данные свидетели не подтвердили тот факт, что истец пользуется услугами ООО «Экосервис».

Так же истцом не предоставлено доказательств того, что региональный оператор ООО «Экосервис» не осуществляет вывоз отходов КГО. Как в показаниях истца. Так и показаниях допрошенных свидетелей речь шла только об одном эпизоде когда не вывозилась долго кресло, однако, когда(год, месяц) этот эпизод имел место никем не указывается.

Исходя из Постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2019 года № 68/10 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению в твердыми коммунальными отходами ООО «Экосервис» согласно приложению к постановлению. Тариф на вывоз КГО не утверждался.

В соответствии с п.12. Постановления Правительства РФ от 12.11.2016года № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" -

12. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из вышеуказанного требование истца об обязании регионального оператора осуществлять вывоз отходов, возникающих в процессе ухода за древесно-кустарниковой растительностью, как не соответствующих определению ТКО согласно Закону № 89 по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях, и КГО не подлежат удовлетворению.

Требования истца - Определить, что все отходы, которые образуются при выполнении ремонтных работ истцом, как собственником жилого помещения относятся к КТО, за исключением, проведения, работ в рамках реконструкции или капитального ремонта, проводимых специализированными организациями по утвержденным в установленном порядке проектам, и подлежат удалению региональным оператором с места накопления ТКО ул. 19 съезда КПСС 87 «Б» за счёт уплаченного тарифа по предоставляемой услуге так же не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, отходы из жилищ крупногабаритные (7 31 ПО 02 21 5) в составе вида отходов "Отходы из жилищ" (7 31 100 00 00 0) относятся к подтипу "Отходы коммунальные твердые" (7 31 000 00 00 0).

В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, понятие "крупногабаритные отходы" включает в себя - (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Кроме того, истец заявил указанные требования, так же не представив доказательств того, что им произведен ремонт жилого помещения, по указанному адресу, какие именно отходы от ремонта образовались. Так же Законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». И и Правилами обращения с отходами.

Установление правил обращения с твердыми коммунальными отходами и правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям Российской Федерации в сфере обращения с отходами. Органы местного самоуправления не наделены правом осуществлять самостоятельное правовое регулирование в данной сфере, а именно « определять геометрические границы места складирования КГО».

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Экосервис», Администрации Миллеровского городского поселения об обязании ООО «Экосервис» осуществлять вывоз отходов, возникающих в процессе ухода за древесно-кустарниковой растительностью и крупногабаритных отходов (далее КГО), определении отходов при выполнении ремонтных работ к категории ТКО и вывозе их за счет уплаченного тарифа, обязании Миллеровского городского поселения определить геометрические границы мест складирования КГО по ул.19 съезда КПСС 87 «Б», - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение может быть получено сторонами 9 сентября 2020 года.

Судья Е.П. Шевлюга