Дело 2-999/20, УИД 54RS0018-01-2020-001005-82
Поступило 06.05.2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Искитимский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Осеевой И.Г.,
при секретаре Миллер Н.Ю.,
с участием прокурора Дмитриева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Искитимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ СОШ с. Новолокти Искитимского района Новосибирской области, Администрации Искитимского района Новосибирской области о понуждении совершить действия для устранения нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
Искитимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам о понуждении совершить действия для устранения нарушения закона, мотивируя тем, что в соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
В силу ч.2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Создание доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, практические результаты которой должны обеспечить инвалидам и другим гражданам с ограниченными возможностями равные с другими гражданами возможности во всех сферах деятельности.
Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов и других маломобильных групп населения, - обычная среда, оборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с маломобильностью, и позволяющая этой категории граждан вести независимый образ жизни.
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФТ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам условий преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и создание им равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. В целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ предусмотрев обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строения) и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
К объектам социальной инфраструктуры отнесены и учреждения образования.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДатаНомер, государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшения социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019годы», утвержденной постановлением правительства Новосибирской области от ДатаНомер-п.
Проверкой установлено, что Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа <Адрес> расположено по адресу: <Адрес>.
Целями деятельности, для которых создано учреждение, в соответствии с п.2.1-2.3 Устава МКОУ СОШ с. Новолокти является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, в том числа адаптированных программ указанного уровня.
Вход в здание образовательного учреждения не оборудован пандусом, что лишает возможности доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в образовательное учреждение и нарушает права на общедоступность образования, гарантированные ст. ст. 5, 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Кроме того, в ходе проверки было выявлено нарушение законодательства о терроризме и антитеррористической защищенности учреждений образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующего требования: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона России N 635/10 от 29.12.2011 г., для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся на первом этаже следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
"Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, определено, что к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, в том числе, организационно-технические: разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Оснащение зданий федеральных государственных учреждений образования и организаций науки инженерными средствами охраны, камерами видеонаблюдения, кнопками экстренного вызова и прямой связи с органами МВД России в соответствии с требованиями МВД России, ФСБ России, НАК предусмотрено Комплексом мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04.06.2008 N 170).
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ года "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального района.
В силу статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, в том числе обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В нарушение вышеперечисленных норм закона в МКОУ СОШ <Адрес> не установлена охранная сигнализация и канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Право прокурора на обращение в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании представитель истца – пом. прокурора Дмитриев А.С. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - МКОУ СОШ с. Новолокти – директор ФИО1 в судебное заседание явилась, с требованиями прокурора согласна, просит срок для установки пандуса на вход в школу установить до лета 2021 г., денежные средства в сумме 121210 рублей выделены их школе администрацией Искитимского района на те мероприятия, которые требует прокурор.
Представитель ответчика - Администрации Искитимского района в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представили письменные возражения.
Представитель третьего лица - Центр обеспечения Искитимского района в судебное заседание не явились, были извещены.
С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика - МКОУ СОШ с. Новолокти, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В силу ч.2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Создание доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, практические результаты которой должны обеспечить инвалидам и другим гражданам с ограниченными возможностями равные с другими гражданами возможности во всех сферах деятельности.
Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов и других маломобильных групп населения, - обычная среда, оборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с маломобильностью, и позволяющая этой категории граждан вести независимый образ жизни.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Новолокти Искитимского района расположено по адресу: <Адрес>.
Целями деятельности, для которых создано учреждение, в соответствии с п.2.1-2.3 Устава МКОУ СОШ с. Новолокти является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, в том числа адаптированных программ указанного уровня.
Вход в здание образовательного учреждения не оборудован пандусом, что лишает возможности доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в образовательное учреждение и нарушает права на общедоступность образования, гарантированные ст. ст. 5, 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Кроме того, в ходе проверки было выявлено нарушение законодательства о терроризме и антитеррористической защищенности учреждений образования.
Оснащение зданий федеральных государственных учреждений образования и организаций науки инженерными средствами охраны, камерами видеонаблюдения, кнопками экстренного вызова и прямой связи с органами МВД России в соответствии с требованиями МВД России, ФСБ России, НАК предусмотрено Комплексом мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04.06.2008 N 170).
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ года "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального района.
В силу статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, в том числе обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В МКОУ СОШ с. Новолокти не установлена охранная сигнализация и канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Обязать Администрацию Искитимского района осуществить финансовое обеспечение МКОУ Средняя общеобразовательная школа с. Новолокти на проведение мероприятий по доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в соответствии с требованиями безопасности, установленными ст. 12,30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и СНиП 35-01-2001.
2. Обязать МКОУ Средняя общеобразовательная школа с. Новолокти Искитимского района обеспечить доступность здания образовательной организации для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения путем установки пандуса в соответствии со СНиП 35-01-2001.
Установить срок для исполнения -6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
3. Обязать Администрацию Искитимского района осуществить финансовое обеспечение МКОУ Средняя общеобразовательная школа с. Новолокти на приведение мероприятий в соответствии с пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения", утвержденного приказом Минрегиона России от Дата N 635X10.
4. Обязать МКОУ Средняя общеобразовательная школа с. Новолокти Искитимского района исполнить мероприятия, предусмотренные пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения", утвержденного приказом Минрегиона России от Дата N 635М0 путем установки охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Установить срок для исполнения - в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Искитимский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.08.2020г.
Председательствующий - подпись И.Г. Осеева