ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-99/18 от 02.02.2018 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-99/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Белобородовой Е.Ю.,

при секретаре Юшковой Л.С.,

с участием прокурора Барейша В.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске 02 февраля 2018 года дело по иску прокурора города Междуреченска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Улыбка", Администрации Междуреченского городского округа о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Междуреченска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Улыбка" (далее МБДОУ детский сад "Улыбка"), Администрации Междуреченского городского округа о понуждении к совершению действий, просит с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 40-45) возложить на администрацию Междуреченского городского округа обязанность по финансовому обеспечению исполнения МБДОУ «Детский сад «Улыбка» положений подпункта «а» пункта 17, подпункта «г» пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 в части выделения необходимых бюджетных средств на охрану объектов и территории МБДОУ «Детский сад «Улыбка», расположенных по адресу: пр. 50 лет Комсомола, 58а, г. Междуреченск, путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Обязать МБДОУ «Детский сад «Улыбка», при наличии бюджетного финансирования, заключить контракт с охранной организацией на оказание услуг по охране объектов и территории МБДОУ «Детский сад «Улыбка», расположенных по адресу: пр. 50 лет Комсомола, 58а, г.Междуреченск в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить срок до 01.07.2018, в течение которого, указанный действия должны быть исполнены.

Требования мотивированы тем, что в июле 2017 года прокуратурой города проведена проверка исполнения муниципальными дошкольными образовательными организациями законодательства о противодействии терроризму.

Установлено, что здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» (далее - МБДОУ «Детский сад «Улыбка») и прилегающая к нему территория, расположенные по адресу: пр. 50 лет Комсомола, 58а, г. Междуреченск не обеспечены физической охраной, что является нарушением требований законодательства о противодействии терроризму Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235.

Согласно пунктам 1.5, 1.6 Устава МБДОУ «Детский сад «Улыбка» учреждение является некоммерческой организацией, по типу реализуемой основной образовательной программы является дошкольной образовательной организацией и не имеет цели извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Междуреченский городской округ в лице органа местного самоуправления - администрации Междуреченского городского округа.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно пункту 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-Ф3 юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 (далее - Требования) антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).

Подпунктом «г» пункта 18 Требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В соответствии с пунктом 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно пункту 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

Пунктами 1, 2 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу пунктов 7.1 и 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131 -ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (ст. 78.1 БК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ).

Отсутствие в МБДОУ «Детский сад «Улыбка» физической охраны людей, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, работников образовательных учреждений и иных лиц, что является недопустимым.

Согласно ответу заведующей МБДОУ «Детский сад «Улыбка» У. от 18.08.2017 на представление прокуратуры города устранение, нарушений законодательства о противодействии терроризму не представляется возможным в силу отсутствия финансирования из местного бюджета расходов на обеспечение физической охраны людей в МБДОУ «Детский сад «Улыбка» в 2017 году.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Междуреченска Кемеровской области Барейша В.А. заявленные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, просил суд установить срок исполнения указанных действий до 01.07.2018 года.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Междуреченского городского округа - Греб Т.Ф., действующая на основании доверенности от 09.01.2018г. (л.д. 54) возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, предоставив суду письменные возражения (л.д. 55-59), суть которых сводится к тому, что 07.10.2017г. принято Постановление Правительства РФ от 07 октября 2017 года №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования к объектам образования).

Требованиями к объектам образования установлен порядок проведения категорирования объектов (территорий), перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в результате присвоения категории объектам (территориям), а также сроки выполнения этих мероприятий.

Согласно статье 7 Требований к объектам образования для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований. Таким образом, срок создания комиссии составляет не позднее 07.01.2018г.

Согласно статье 8 Требований к объектам образования срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней, то есть срок работы комиссии заканчивается 16.02.2018г.

В соответствии со статьей 10 Требований к объектам образования в ходе своей работы комиссия:

а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;

б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);

в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения;

г) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) уязвимые места и критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;

д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;

е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

Согласно статье 14 Требований к объектам образования результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии. Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки и неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

Согласно статье 15 Требований к объектам образования в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Таким образом, срок завершения выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта установлен не позднее 16.02.2019 года, основания для удовлетворения требований Прокурора г. Междуреченска отсутствуют.

Понуждая администрацию Междуреченского городского округа к финансированию работ по организации физической охраны МБДОУ, Прокурор не учел, что формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, а также контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и иными нормативными актами, и вмешательство в эту деятельность не допустимо.

В соответствии с п.2 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 утверждение местного бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ст.ст. 37, 42 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ» администрация Междуреченского городского округа составляет проект местного бюджета, глава Междуреченского городского округа представляет его на рассмотрение и утверждение Совету народных депутатов Междуреченского городского округа.

Утверждение местного бюджета осуществляется Советом народных депутатов Междуреченского городского округа (ст.26 Устава).

Согласно статье 172 Бюджетного кодекса РФ составление проектов бюджетов основывается на:

положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;

основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основных направлениях бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации, основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципальных образований);

прогнозе социально-экономического развития;

бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;

государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).

В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса РФ законом (решением) о бюджете утверждается, в том числе:

распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования;

ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Таким образом, исходя из полномочий, установленных ст. 42 Устава, администрация Междуреченского городского округа может не более чем предусмотреть определенные затраты в проекте местного бюджета.

В судебном заседании представитель ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Улыбка» - Панавас М.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27), не возражала в удовлетворении исковых требований в части, просила суд установить срок для выполнения требуемых мероприятий в срок до 05.03.2019 года, с учетом установленного порядка проведения категорирования объектов (территорий), перечня мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в результате присвоения категории объектам (территориям), а также сроков выполнения этих мероприятий, предусмотренных требованиями к объектам образования.

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее Закона 35-Ф3), правовую основу противодействию терроризму составляет Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 2 закона противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и или) ликвидация последствий проявления терроризма.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-Ф3 юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно- энергетического комплекса).

Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 (далее - Требования) антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).

Подпунктом «г» пункта 18 Требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В соответствии с пунктом 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

В силу ч. 2 ст. 4 Закона 124-ФЗ, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах: ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Согласно ст. 9 Закона 124-ФЗ, при осуществлении деятельности в области требования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Пунктом 11 Приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 сентября 2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установлены антитеррористические мероприятия, к которым отнесены установка, в том числе, инженерно-технические средства охраны (ОПС, тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля), обеспечение охраны.

Как следует из материалов дела и установлено судом 17 мая 2017 года межведомственной комиссией по обследованию мест массового пребывания людей на территории Междуреченского городского округа проведено обследование здания МБДОУ «детский сад «Улыбка», по результатам которого составлен акт проведения проверки на антитеррористическую защищенность от 17.05.2017г.. в ходе проверки установлено, что в МБДОУ детский сад "Улыбка": охрана объекта осуществляется - в дневное время дежурным, в ночное время сторожем; лицензия на право деятельности: не требуется; охраны, постов, спаренного пешего патруля нет; личный состав охраны огнестрельным оружием не обеспечен, спецсредства не имеются; на объекте организовано круглосуточное дежурство руководящего состава, как в будние дни, так и в праздничные и выходные дни, график дежурства имеется; для усиления охраны объекта дополнительные силы не используются; для наблюдения используется семь видеокамер, две наружных, внутренних пять; архивирования и хранения данных системы видеонаблюдения в течении 3 суток, не планируются видеокамеры, другие технические средства охраны: пожарная сигнализация; имеется паспорт антитеррористической защищенности объекта; имеется кнопка экстренного вызова в количестве одной штуки; имеется инструкция по действиям для персонала и охраны (дежурных); документы по проведению инструктажей, по обучению, схемы эвакуации имеются; размещение автостоянки не имеется. Предложение комиссии: обеспечить охрану общественного порядка путем выставления физической охраны, в соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (л.д. 8).

19.07.2017 прокуратурой города руководителю МБДОУ детский сад "Улыбка" внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму (л.д. 12-14).

18.08.2017 года за заведующей МБДОУ детский сад "Улыбка" У. был дан ответ на представление прокуратуры города о том, что устранение, нарушений законодательства о противодействии терроризму не представляется возможным в силу отсутствия финансирования из местного бюджета расходов на обеспечение физической охраны людей в МБДОУ детский сад "Улыбка" в 2017 году (л.д.15-16).

Также, 22.08.2017 прокуратурой города главе Междуреченского городского округа Кислицину С.А. внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму (л.д.17-20).

22.09.2017г. администрацией Междуреченского городского округа за был дан ответ о том, что действующий в настоящее время в МОУ комплекс мер по физической охране не противоречит указанным Требованиям и позволяет в достаточной мере обеспечить как безопасное функционирование муниципальных образовательных учреждений, так и безопасность воспитанников во время их пребывания в учреждении. В связи с чем отсутствуют основания для привлечения должностных лиц администрации Междуреченского городского округа к дисциплинарной ответственности (л.д. 21-22).

В соответствии с частями 1-3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) является бюджетным учреждением, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом, и финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

В силу пунктов 7.1 и 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (ст. 78.1 БК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее - Концепция) предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В связи с чем, обязанностью по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений является обязанностью как образовательного учреждения, так и органа местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором города требований о возложении на администрацию Междуреченского городского округа обязанности по финансовому обеспечению исполнения МБДОУ «Детский сад «Улыбка» положений подпункта «а» пункта 17, подпункта «г» пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 в части выделения необходимых бюджетных средств на охрану объектов и территории МБДОУ «Детский сад «Улыбка», расположенных по адресу: пр. 50 лет Комсомола, 58а, г. Междуреченск, а также об обязании МБДОУ «Детский сад «Улыбка», при наличии бюджетного финансирования, заключить контракт с охранной организацией на оказание услуг по охране объектов и территории МБДОУ «Детский сад «Улыбка», расположенных по адресу: пр. 50 лет Комсомола, 58а, г. Междуреченск в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако, суд находит убедительными доводы представителя ответчика МБДОУ детский сад "Улыбка" об установлении срока для выполнения Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 до 05.03.2019 года, по следующим основаниям.

Главой второй Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 предусмотрено категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения.

Подпунктом «а» пунктом 7 Требований установлено, что для проведения категорирования объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории): в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» опубликовано на Официальном источнике опубликования: "Собрание законодательства РФ"16.10.2017 года, № 42, ст. 6173, дополнительно - размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) – 13.10.2017 года, номер опубликования 0001201710130017.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 29.05.2017) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. 6).

Таким образом, датой вступления в законную силу и начало действия Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» является 21.10.2017 года.

Таким образом, комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) должна быть создана в срок не позднее 21.01.2018 года.

Пунктом 8 Требований предусмотрен срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней. Таким образом, срок работы комиссии должен окончиться не позднее 05.03.2018 года.

В соответствии с пунктом 12 Требований, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий): а) объекты (территории) первой категории опасности; б) объекты (территории) второй категории опасности; в) объекты (территории) третьей категории опасности; результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.

В соответствии с пунктом 15 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

С учетом, установленных в п.п. «а» п. 7, п. 8, п. 15 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также сроков выполнения этих мероприятий, совершения действий соблюдения подпункта «а» пункта 17, подпункта «г» пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, подлежит завершению до 05.03.2019 года.

Таким образом, суд находит целесообразным установить ответчикам срок для совершения указанных действий, предусмотренный статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, до 05.03.2019 года.

Руководствуясь статьями 194- 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Междуреченска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Улыбка", Администрации Междуреченского городского округа о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Междуреченского городского округа обязанность по финансовому обеспечению исполнения МБДОУ «Детский сад «Улыбка» положений подпункта «а» пункта 17, подпункта «г» пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 в части выделения необходимых бюджетных средств на охрану объектов и территории МБДОУ «Детский сад «Улыбка», расположенных по адресу: пр. 50 лет Комсомола, 58а, г. Междуреченск.

Обязать МБДОУ «Детский сад «Улыбка», при наличии бюджетного финансирования, заключить контракт с охранной организацией на оказание услуг по охране объектов и территории МБДОУ «Детский сад «Улыбка», расположенных по адресу: пр. 50 лет Комсомола, 58а, г.Междуреченск в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить Администрации Междуреченского городского округа, МБДОУ «Детский сад «Улыбка» срок для совершения указанных действий до 05.03.2019г.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Е.Ю. Белобородова

Резолютивная часть решения провозглашена 02 февраля 2018 года.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 07 февраля 2018 года.

Копия верна

Судья: Е.Ю. Белобородова