ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-99/2016 от 01.04.2016 Кировского районного суда (Калужская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ФИО1 01 апреля 2016 года

Кировский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Евтуховой Е.В.,

с участием помощника Калужского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2,

при секретаре Дороненковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Охотничье- Рыболовному хозяйству (ОРХ) «Кировское» о возложении обязанности не использовать лесные участки до заключения договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Калужского межрайонного природоохранного прокурора 12 января 2016 года обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к охотничье – рыболовному хозяйству «Кировское» (Далее ОРХ «Кировское») о запрете использовать лесные участки для размещения объектов охотничьей инфраструктуры до заключения договора аренды.

Основанием для обращения в суд явилось отсутствие заключенного между ОРХ «Кировское» и Министерством лесного хозяйства Калужской области договора аренды лесных участков, установленное проверкой, проведенной Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой. В ходе которой установлено, что ОРХ «Кировское», имеет долгосрочную лицензию серии О от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калужской области с разрешенным видом пользования животным миром «охота», в границах, согласно Приложению к лицензии на площади 99, тыс.га. в Куйбышевском районе Калужской области. Однако с момента получения долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира ОРХ договор аренды лесных участков не заключило, тем самым ОРХ использует лесные участки, предоставленные в границах охотничьих угодий в отсутствии на то законных оснований. Обязательность заключения такого договора аренды лесных участков заместитель Калужского межрайонного прокурора Калужской области обосновал положениями норм действующего законодательства, в частности ст.36 Лесного Кодекса РФ, статьей 33, 37 и 38 Федерального закона «О животном мире» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), Закона Калужской области от 27 марта 2008 года № 418-ОЗ «Об установлении правил пользования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Калужской области», статей 71 Федерального закона « Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и просил суд: - запретить охотничье – рыболовному хозяйству «Кировское» использовать лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства до заключения договора аренды.

В ходе производства по делу исковые требования неоднократно уточнялись, 24 марта 2016 года прокурор, уточнив требования, указал, что ОРХ «Кировское» приобрело право пользования объектами охотничьего мира с разрешенным видом использования- охота на основании долгосрочной лицензии, выданной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ серия О со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В целях реализации указанных полномочий ОРХ «Кировское» предоставлены территории, расположенные в Куйбышевском районе Калужской области, на площади 91,8 тыс. га., о чем Министерством сельского хозяйства Калужской области издан приказ от 18 декабря 2006 года №274 (с изменениями от 17 июля 2009 года, приказ №121), а также заключен договор « О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» от ДД.ММ.ГГГГ. Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории возможна только при наличии права пользования ею, закрепленного за лицом соответствующим договором, поэтому такой договор наряду с лицензией (охотхозяйственным соглашением) выступает обязательным условием осуществления пользования животным миром. В отсутствии договора аренды лесных участков любая деятельность в сфере охотничьего хозяйства на предоставленной в пользование территории не может осуществляться. С момента выдачи лицензии на пользование объектами животного мира в декабре 2006 года и заключения договора «О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» от ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и Министерством сельского хозяйства Калужской области договор аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе выдача разрешений на охоту, охота, возведение временных построек для проведения охоты, а также предоставление каких-либо услуг в названной сфере на предоставленной в пользование территории не может осуществляться. Кроме того, использование ответчиком участков лесного фонда без внесения платы за такое пользование, причиняет ущерб федеральному и областному бюджету. Просил суд запретить охотничье – рыболовному хозяйству «Кировское» использовать лесные участки, предоставленные в пользование в соответствии с долгосрочной лицензией от ДД.ММ.ГГГГ серия О и договором «О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты» от ДД.ММ.ГГГГ (Феликсовское участковое лесничество – лесные кварталы - общей площадью 16511 га, Раменское участковое лесничество- лесные кварталы - общей площадью 16041 га, Кузьминичское участковое лесничество – части кварталов 83( выдела 35-41, 48-52), 82 ( выдела 8-12), 87 (выдела 17, 21,23-25), 88 (выдел 17), 89 ( выдела 25-17, 31), 90 ( выдела 1, 6-24, 27-38, 40-45), 101 ( выдела 25-28), 102 ( выдела 14-20), 103 (выдела 3-11), 104 (выдела 2-21), 106 ( выдела 2-9) квартал 105, кварталы 107-126, общей площадью 3185 га, Троицкое участковое лесничество - части кварталов 19,57, 60,61, кварталы 7-14,17, 18, 20-52,56, 59, 62-120, общей площадью 11139 га ) для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе, запретить охоту на представленной в пользование территории, выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок, создание охотничьей инфраструктуры и оказание услуг в данной сфере, до заключения договора аренды лесных участков.

Определением Кировского районного суда от 10 февраля 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: Министерство сельского хозяйства Калужской области и ГКУ КО « Куйбышевское лесничество».

В судебном заседании помощник Калужского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2, исковые требования, с учетом уточнений от 24 марта 2016 года поддержала в полном объеме, просила исковые требовании удовлетворить, в обоснование сослалась на обстоятельства, изложенные в первоначальном исковом заявлении и уточнениях к иску. Пояснила, что реализация права пользования животным миром в границах определенной территории возможна только при наличии права пользования ею, закрепленного за лицом соответствующим договором, поэтому такой договор наряду с лицензией (охотхозяйственным соглашением) выступает обязательным условием осуществления пользования животным миром. В отсутствии договора аренды лесных участков любая деятельность в сфере охотничьего хозяйства на предоставленной в пользование территории не может осуществляться. Использование ответчиком участков лесного фонда без внесения платы за такое пользование, причиняет ущерб федеральному и областному бюджету, вред также заключается, в том, что не выполняются требования противопожарной безопасности, поскольку на территории, предоставленной ОРХ «Кировское», работниками лесного хозяйства противопожарные мероприятия не осуществляются.

Просила суд запретить охотничье – рыболовному хозяйству «Кировское» использовать лесные участки, предоставленные в пользование в соответствии с долгосрочной лицензией от ДД.ММ.ГГГГ серия О и договором «О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты» от ДД.ММ.ГГГГ (Феликсовское участковое лесничество – лесные кварталы - общей площадью 16511 га, Раменское участковое лесничество- лесные кварталы - общей площадью 16041 га, Кузьминичское участковое лесничество – части кварталов ( выдела -, -), (выдела -), (выдела , ,-), (выдел ), (выдела -, ), (выдела , -, -, -), ( выдела -), ( выдела -), (выдела -), (выдела -), (выдела -) квартал , кварталы -, общей площадью 3185 га, Троицкое участковое лесничество - части кварталов ,, ,, кварталы -,, , -,, , -, общей площадью 11139 га ) для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе, запретить охоту на представленной в пользование территории, выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок, создание охотничьей инфраструктуры и оказание услуг в данной сфере, до заключения договора аренды лесных участков.

Представитель ответчика - директор ОРХ «Кировское» ФИО3 в удовлетворении исковых требований заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора с учетом их уточнений возражал. Пояснил, что истцом не представлено доказательств фактов самовольного занятия ОРХ «Кировское» и использования лесных участков с нарушением законодательства РФ. Пояснил также, что законодательством Российской Федерации не установлено для пользователей животным миром на основании действующих долгосрочных лицензий обязательства заключения договоров аренды лесных участков, что обязанностей, предусмотренных Условиями пользования животным миром по долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и договором о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования охотничьими животными ОРХ «Кировское» не нарушало. Также ОРХ «Кировское» не допустило нарушений, предусмотренных нормами ст. 47 Федерального закона от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» в качестве оснований для прекращения права пользования животным миром, перечень которых является исчерпывающим. Удовлетворение исковых требований исключает для ответчика возможность пользования объектами животного мира, тем самым фактически прекращает действие долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии серия О и договора «О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты» от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим просил в иске отказать. Кроме этого пояснил в судебном заседании, что поскольку данный спор касается экономической деятельности ОРХ «Кировское», то не относится к компетенции суда общей юрисдикции, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Калужской области по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица, сообщила, что Министерство лесного хозяйства Калужской области не обладает полномочиями по принуждению к заключению договоров аренды лесных участков юридических и физических лиц, представив письменные пояснения к исковому заявлению.

Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

Представитель ГКУ КО «Куйбышевское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, согласно представленного заявления, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил дело рассмотреть в отсутствие указанных лиц.

Выслушав помощника Калужского межрайонного природоохранного прокурора ФИО5, представителя ответчика- директора ОРХ «Кировское» ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 9 Конституции РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Отношения в области использования объектов животного мира и лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире», ФЗ от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 5, 10 Лесного кодекса РФ).

В силу ст. 8 Лесного кодекса Российской лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является часть земной поверхности, местоположение, границы и площадь которого определяются на основе лесоустроительных и кадастровых мероприятий по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам.

В силу ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п. 5 ст. 25 Лесного кодекса РФ осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства является одним из видов пользования лесов.

В статье 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ (в ред. от 06 декабря 2011 года) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даны определения употребляемым в Законе терминам, согласно которым, охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты; а охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Статьей 25 указанного Федерального закона установлено, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным и лесным законодательством.

В силу ст. 27 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.

Под охотхозяйственным соглашением, в соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 № 209- ФЗ, понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного Закона.

В силу части 2 статьи 36 Лесного кодекса РФ, ст.25 Федерального закона № 209 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и в целях, не связанных с их размещением, на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

В соответствии с п.4 ст.1 Закона Калужской области от 27 марта 2008 г. № 418-ОЗ «Об установлении правил использования лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Калужской области» использование лесов для ведения охотничьего хозяйства осуществляется на основании договоров аренды лесных участков в соответствии с лесохозяйственным регламентом, проектом освоения лесов, законодательства об охране и использовании животного мира, правилами, установленными настоящим законом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются тем же Федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7). Подобная классификация обусловлена как субъектным составом, так и целями осуществления охотничьей деятельности. На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности.

До вступления в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом "О животном мире", который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).

Статьей 37 Федерального закона «О животном мире», регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (статья 38 Федерального закона «О животном мире»).

Исходя из содержания статей 33, 37 и 38 Федерального закона «О животном мире» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория (акватория) для реализации его права пользования животным миром, обусловленного долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка ее выдачи. Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории (акватории) возможна только при наличии права пользования ею, закрепляемого за лицом соответствующим договором, а потому такой договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром.

В судебном заседании установлено, что ОРХ «Кировское», имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира серии О со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданную Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калужской области с разрешенным видом пользования животным миром «охота», с перечнем объектов животного мира, передаваемых в пользование согласно Приложению , в границах площади территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласно Положения к лицензии, на площади ( с учетом изменений внесенных Приказом Министерства сельского хозяйства Калужской области №121 от 19 июля 2009 года) 91,8 тыс.га. в Куйбышевском районе Калужской области.

При этом, условия пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты установлены в приложении указанной лицензии.

Основанием для выдачи указанной лицензия явился Приказ № 274 от 18 декабря 2006 года Министерства сельского хозяйства Калужской области «О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» и Договор «О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты», заключенный между Министерством сельского хозяйства Калужской области и охотничье-рыболовным хозяйством «Кировское» ДД.ММ.ГГГГ.

Тем самым, право долгосрочного пользования животным миром, возникло у ОРХ «Кировское» на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона № 209 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст.71 Федерального закона № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Из чего следует, что ОРХ «Кировское» сохраняет право пользования животным миром до истечения срока действия данной лицензии.

Указанная правовая позиция подтверждена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 1256-0 и № 1257-0, в которых указано, что право долгосрочного пользования животным миром сохраняется до истечения срока действия лицензии при наличии у пользователя животным миром как самой лицензии, выданной до вступления в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так и действующего договора о предоставлении в пользование территории или акватории.

Как следует из положений, содержащихся в Определении Конституционного суда РФ № 848-О от 28.05.2013 года, - часть 1 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и часть 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации, направленные на обеспечение баланса частных и публичных интересов, сами по себе не препятствуют заявителю, право долгосрочного пользования животным миром, которого возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона № 209-ФЗ, в осуществлении в полном объеме права пользования животным миром.

Кроме того, как следует из позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25.06.2015 года № 17-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного суда Российской Федерации,- Из системного анализа приведенных положений законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов (статьи 1 и 33 - 39 ФЗ «О животном мире» в редакции, действовавшей до 1 апреля 2010 года, статья 36 и часть 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») следует, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона «О животном мире», со дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. В последнем случае они приобретают все права охотпользователей, закрепленные Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в том числе не принадлежащие обладателям долгосрочных лицензий. Кроме того, по смыслу части 9 статьи 71 названного Федерального закона, на лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, - в отличие от владельцев долгосрочных лицензий, не воспользовавшихся такой возможностью, - в случае установления максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, не распространяется требование о полном прекращении права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов по истечении пяти лет со дня ее установления, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование в соответствии с долгосрочными лицензиями, превышает установленную максимальную площадь.

Такое правовое регулирование, будучи ориентированным на сохранение права пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых оно возникло на основании долгосрочных лицензий до 1 апреля 2010 года, посредством предоставления им возможности по своему выбору продолжить осуществление охотхозяйственной деятельности на основании имеющейся лицензии либо без проведения аукциона заключить охотхозяйственное соглашение, не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя и как таковое согласуется с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод (постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 29 января 2004 года № 2-П, от 20 апреля 2010 года № 9-П, от 27 марта 2012 года № 8-П, от 6 февраля 2014 года № 2-П и др.)».

Изложенное выше толкование Конституционным судом Российской Федерации норм законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, в их совокупности является основанием для ответчика ОРХ «Кировское», как юридического лица, продолжить осуществление своего права пользования животным миром в соответствии с долгосрочной лицензией, без возложения обязанности по заключению охотхозяйственного соглашения, закрепленного Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а следовательно и без возложения обязанности заключения договора аренды лесных участков.

В связи с этим выводы заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора о нарушении ответчиком статей 25, 27 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившееся в не заключении договоров аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в области охотничьего хозяйства являются необоснованными.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика ФИО3 - ОРХ «Кировское» не размещает на территории участков лесного фонда объекты, относящиеся к ведению охотничьего хозяйства, какой либо деятельности в сфере охотничьего хозяйства ОРХ на территории участков лесного фонда не ведется.

Доказательств того, что ответчиком на участках лесного фонда осуществляется деятельность в сфере охотничьего хозяйства, в том числе, по созданию охотничьей инфраструктуры, прокурором не представлено, как не представлено доказательств того, что имеются факты негативного воздействия на окружающую среду со стороны ОРХ «Кировское».

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 февраля 1999 года № 4-П, из смысла статьи 8 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей поддержку конкуренции, и ее статьи 34 (часть 2), запрещающей экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, вытекает признание свободы договора как одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина, которая Гражданским кодексом Российской Федерации провозглашается в числе основных начал гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1).

По смыслу исковых требований, прокурор помимо запрета ОРХ «Кировское» использования лесных участков, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, также просит установить период действия такого запрета, определив его окончание датой заключения договора аренды лесных участков.

С учетом того, что осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства является основным видом экономической деятельности ОРХ «Кировское», заявленные исковые требования прокурора косвенно понуждают ответчика заключить договоры аренды в границах охотничьих угодий, предоставленных в пользование на основании долгосрочной лицензии на пользование объектов животного мира от ДД.ММ.ГГГГ серия О .

Также, согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В качестве способа защиты гражданских прав статья 12 ГК РФ определяет, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

По смыслу приведенных норм, установленные пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ положения выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов заинтересованных лиц, являясь в соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав. Для удовлетворения иска о приостановлении деятельности хозяйствующего субъекта, необходимо установить, что такого рода деятельность оказывает негативное влияние

При этом опасность должна иметь реальный характер, ее наличие должно быть обосновано и подтверждено фактами несоблюдения ответчиком установленных требований и правил осуществления определенного вида деятельности. Запрет осуществления деятельности может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность ее применить, в результате чего вредоносность будет исключена или наступление отрицательных последствий будет сведено к разумному минимуму.

Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены веские доказательства неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда, или нежелания их устранить.

Применительно к настоящему спору таких обстоятельств установлено не было.

Как установлено в судебном заседании представитель ответчика обращался в Министерство лесного хозяйства Калужской области с заявлением о заключении договора аренды для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, что подтверждается письмом Министра от 07 августа 2015 года, из которого следует, что в заключение договора отказано, в том числе, и по причине не предоставления ответчиком охотхозяйственного соглашения.

Согласно части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 25 июня 2015 года № 17-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приостанавливается.

Таким образом, требования прокурора фактически делают неисполнимым решение суда в случае их удовлетворения. Доводы прокурора в судебном заседании о том, что вышеуказанные обстоятельства (приостановление применения части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) не являются основанием к отказу в заявленных требованиях, а являются основанием для отсрочки принятого решения, суд находит несостоятельными, поскольку данные требования делают неисполнимым решение суда на момент его вынесения.

При таких обстоятельствах вышеуказанные заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку иск заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора о запрете использования лесных участков, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, подан в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОРХ «Кировское», местом нахождения которого является г. Киров, Калужской области, то он подведомственен и подсуден Кировскому районному суду и оснований для прекращения производства по делу, по доводам представителя ответчика, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Охотничье- Рыболовному хозяйству (ОРХ) «Кировское» о запрете использовать лесные участки, предоставленные в пользование в соответствии с долгосрочной лицензией от ДД.ММ.ГГГГ серия О и договором «О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты» от ДД.ММ.ГГГГ (Феликсовское участковое лесничество – лесные кварталы - общей площадью 16511 га, Раменское участковое лесничество- лесные кварталы - общей площадью 16041 га, Кузьминичское участковое лесничество – части кварталов ( выдела -, -), ( выдела -), (выдела , ,-), (выдел ), ( выдела -, ), ( выдела , -, -, -), ( выдела -), ( выдела -), (выдела -), (выдела -), ( выдела -) квартал , кварталы -, общей площадью 3185 га, Троицкое участковое лесничество - части кварталов ,, ,, кварталы -,, , -,, , -, общей площадью 11139 га ) для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе, запретить охоту на представленной в пользование территории, выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок, создание охотничьей инфраструктуры и оказание услуг в данной сфере, до заключения договора аренды лесных участков, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.В. Евтухова.