Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 мая 2018 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Ногоймоновой В.С., с участием представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, третьего лица ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бигалиевой Кенжетай к администрации МО «Кош-Агачский район» о возложении обязанности восстановить в списке участников программы на получение жилищной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО6 обратилась в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район» о возложении обязанности восстановить ее в списке участников программы на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 15.02.2002 с членом семьи ФИО4, мотивируя свои требования тем, что в период с 1957 по 1985 годы она являлась членом колхоза «Путь к коммунизму» Кош-Агачского района. 15.02.2002 в соответствии с Федеральным законом №131 от 25.07.1998 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» она обратилась к главе администрации Кош-Агачского района с заявлением о постановке на учет с членом семьи ФИО4 на право получения жилищной субсидии, приложив к заявлению требуемые документы. 19.02.2002 ее заявление было отписано специалисту по жилищным вопросам ФИО В дальнейшем она считала, что ФИО, как специалист по жилищным вопросам, оформит заявление надлежащим образом и пригласит ее на заседание жилищной комиссии. Однако вызова не было. Тогда она, посчитав, что заявление рассмотрено без ее участия и очередность продвигается, ждала официального приглашения на получение жилищного сертификата. По истечении 14 лет она обратилась в администрацию по поводу продвижения очередности. Специалист жилищной комиссии администрации ФИО1 пояснил, что в отношении нее нет никаких документов, и что необходимо срочно вновь собрать необходимые документы. С приходом нового главы района специалист ФИО1 был уволен. В связи со сложившимися обстоятельствами в 2016 году она обратилась в администрацию района с заявлением о восстановлении ее в очереди с учетом подачи заявления в 2002 году, но постановлением и.о. главы администрации МО «Кош-Агачский район» от 19.09.2017 получила отказ без приведения мотивов. Истица просит обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» восстановить ее в очереди граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий с 15.02.2002 с членом семьи - сыном ФИО4
Определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 06.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство регионального развития Республики Алтай, ФИО4
Истица ФИО6, представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель истицы ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО3 возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в удовлетворении иска отказать. До судебного заседания представил письменный отзыв, в котором указал, что восстановление истицы в очереди с 15.02.2002 в списке МО «Кош-Агачский район» повлечет за собой нарушение прав всех очередников, состоящих на учете с 15.02.2002 и добросовестно выполняющих все условия программы.
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Из представленного письменного отзыва третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай следует, что исковые требования ФИО6 не подлежат удовлетворению, поскольку в жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» не имеется сформированного в соответствии с законодательством учетного дела ФИО6, что свидетельствует об отсутствии у истицы права состоять на учете в администрации МО «Кош-Агачский район» в соответствии с подпунктом «б» п.12.1 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. После принятия постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153 реализация Федерального закона №125-ФЗ осуществляется посредством получения гражданами, относящимися к категориям, установленным п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, государственных жилищных сертификатов (далее - Правила). Участие в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее - Подпрограмма) носит заявительный характер и в соответствии с пунктом 19 Правил, граждане, состоящие на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в органе местного самоуправления, должны подать заявление (рапорт) по форме Приложения 1 к Правилам о включении их в состав участников основного мероприятия (подпрограммы) с приложением документов. Пунктом 24 Правил установлено, что участник подпрограммы в период с 1 января до 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Истица не подавала заявление (рапорт) о включении ее в состав Подпрограммы (п.19 Правил), ежегодно не подавала заявление на планируемый год (п.24 Правил). Не представила в администрацию МО «Кош-Агачский район» необходимые документы в соответствии с пунктом 19 Правил. Отсутствие ФИО6 в списках, формируемых ежегодно, доказывает, что ФИО6 не состояла на учете по крайней мере в 2007-2008 годах, следовательно была снята с учета до 2007 года. Срок по обжалованию действий администрации по снятию с учета истца давно прошел. Истица не исполняла обязательных условий для нахождения на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Положением, признания участником Подпрограммы в соответствии с Правилами. Нарушение действующего законодательства по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, не дает право истице на восстановление на учете по дате подачи заявления в администрацию района.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, до 1 января 2003 года регулировались Федеральным законом от 25.07.1998 №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 данного Федерального закона. Граждане, получившие жилищные субсидии в соответствии с данным Федеральным законом, не имеют права на иные виды государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на строительство (приобретение) жилья.
Принимая во внимание приведенные правовые нормы, на момент спорных правоотношений правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладали граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 23.01.2001 №13 «Об обеспечении жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, на администрации районов возлагалась обязанность по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Таким образом, на администрацию Кош-Агачского района была возложена обязанность по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
В представленном ответчиком учетном деле имеется заявление ФИО6, датированное 15.02.2002, на имя главы Кош-Агачского района о постановке ее в очередь для получения квартиры в г.Горно-Алтайске. Данное заявление согласно входящему штампу зарегистрировано в администрации Кош-Агачского района 19.02.2002 (вх.№113).
На указанном заявлении имеется резолюция заместителя главы администрации: «ФИО поставить на очередь согласно положению», подпись, дата - 19.02.2002.
Из книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по программе «Переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», начатой 19.03.1996, усматривается, что ФИО6 с 19.02.2002 поставлена на учет в списки граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, с членом семьи ФИО4
Впоследствии условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение о регистрации и учете), устанавливающее порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность в 3-месячный срок привести списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствие с Положением о регистрации и учете.
Согласно п.20 Положения о регистрации и учете в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Пункт 21 Положения о регистрации и учете содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета имеющих право на получение жилищных субсидий.
Несоблюдение требования о перерегистрации как основание для снятия с учета в данный перечень не включено.
Снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения (п.22 Положения о регистрации и учете).
В судебном заседании установлено, что решение о снятии с учета истицы ответчиком не выносилось, письменное уведомление об этом в адрес ФИО6 не направлялось.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения. Утвержденные списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья (п.п. 24, 25 Положения о регистрации и учете).
Из содержания вышеназванных норм закона следует, что законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации функциями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, одновременно возлагает на эти органы обязанность по соблюдению установленного порядка регистрации и учета указанной категории граждан.
Вместе с тем требование к самим гражданам о прохождении ими перерегистрации с целью последующего включения в списки лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, Положение о регистрации и учете не содержит.
В п.9 Положения о регистрации и учете указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).
При этом данный пункт Положения не содержит информации об обязательном прохождении гражданами перерегистрации с предоставлением указанных документов в данные органы исполнительной власти.
При рассмотрении дела судом установлено, что о необходимости прохождения перерегистрации, равно как о снятии с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, истица не была уведомлена.
Изложенное свидетельствует о существенных нарушениях ответчиком порядка учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе, предусмотренного п.23 Положения права ФИО6 на обжалование в установленном законом порядке решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО показал, что работал специалистом экономического отдела в администрации Кош-Агачского района с 2000 по 2007 год. В его обязанности входила регистрация и постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Бигалиеву Кежетай помнит. Приходила с сыном ФИО4, заявление сдавала. К заявлению были приложены копия трудовой книжки, справка о составе семьи, справка об инвалидности, копия паспорта. Также необходим был документ, подтверждающий наличие или отсутствие жилья. Наличие этих документов было обязательно. Принятые документы сдаются управляющему делами администрации района, он несет их на подпись. Документы, подписанные главой либо, в его отсутствие, заместителем главы под роспись раздаются для дальнейшей работы специалисту. Он (ФИО) регистрировал документы у себя в журнале. Если по каким-то причинам человек недостаточно представил документов либо вообще не приложил документы к заявлению, то в книгу для регистрации его не записывали. В эту книгу записывались лица, которые имели право для участия в программе и представили все необходимые документы по перечню. Запись в книге регистрации и учета граждан в отношении ФИО6 (инвалида I группы), ФИО4 под номером 447, состав семьи: 2 человека, выполнена им (ФИО). Писали от руки, в то время компьютера не было. Электронный список стали формировать с 2006 года.ФИО6 была постановлена на учет 19.02.2002 - даты регистрации заявления, на нее заведено учетное дело. Выносилось ли отдельное распоряжение (постановление) о постановке ее на учет, не помнит. Ежегодно, когда подходило время для выдачи сертификатов, он (ФИО) с запасом, где-то 40-50 человек, готовил документы для их получения. Вызывал через родственников, глав муниципальных образований, обновлял документы, проверял, сверял. После постановки на учет он (ФИО) ФИО6 не приглашал, приходила ли она сама, не помнит. Перерегистрацию ФИО6 не проходила, так как не было необходимости, ее очередь была еще далеко. Основанием для снятия с учета являлась смерть участника программы либо переезд в другое место жительства. Даже в этих случаях приглашали родственников гражданина- участника программы, объясняли, что делать. Пока он (ФИО) работал, то есть до 2007 года, ФИО6 с учета не снимали.
Из копии трудовой книжки истицы следует, что по состоянию на 19.02.2002 ее трудовой стаж в Кош-Агачском районе - местности, приравненной к районамКрайнего Севера, составлял более 25 лет.
Согласно выписке №394 от 01.09.2015, выданной начальником Кош-Агачского ПУ филиала по Республике Алтай ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», по данным архива филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Алтай на территории Республики Алтай, до момента вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ жилых строений в реестре БТИ за ФИО6, ФИО4 не зарегистрировано.
В соответствии со справкой администрации МО «Село Кош-Агач» №708 от 28.08.2015 ФИО4 действительно имеет жилой дом по <адрес>. Основание: похозяйственная книга за 2007-2011 годы.
Из справки администрации МО «Село Кош-Агач» №786 от 08.10.2015 следует, что ФИО6 действительно собственного жилья не имеет в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай. Основание: похозяйственная книга за 2012-2016 годы.
Согласно справке администрации МО «Село Кош-Агач» №10157 от 08.10.2015 ФИО6 зарегистрирована по адресу: <адрес>. В состав семьи входит сын - ФИО4
16.05.2001 ФИО6 бессрочно установлена первая группа инвалидности, что подтверждается справкой МСЭ РА - 01 №017948.
Исходя законодательства, действовавшего как на момент постановки истицы на учет, так и действующего в настоящее время, с учет представленных доказательств, суд приходит к выводу, что администрация Кош-Агачского района должна была проверить наличие права у ФИО6 претендовать на получение жилищной субсидии по состоянию на 19.02.2002 и предложить заявителю представить документы (в случае их отсутствия), подтверждающие наличие у нее 15-летнего стажа работы или проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, отсутствие в материалах учетного дела сведений о наличии у ФИО6 по состоянию на 19.02.2002 трудового стажа или проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более обусловлено ненадлежащим исполнением должностными лицами администрации района своих должностных обязанностей, а не действиями истицы.
При таких обстоятельствах, несмотря на отсутствие в материалах учетного дела ФИО6 документов, подтверждающих наличие трудового стажа, необходимого для получения жилищной субсидии, а также ненадлежащего оформления документов должностными лицами администрации района, истица по состоянию на 19.02.2002 имела право на ее получение и стояла в очереди на получение субсидии на законных основаниях.
Суд не может согласиться с доводом представителя третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай о пропуске истицей срока давности на обращение в суд за защитой своего нарушенного права, поскольку доказательств направления письменного уведомления ответчиком истицы о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в материалы дела не представлено.
На письменное обращение ФИО6 от 15.06.2016 в администрацию МО «Кош-Агачский район» о восстановлении ее в очереди в связи с отсутствием в списке на получение жилищной субсидии (дата постановки 19.02.2002, состав семьи: 2 человека) какого-либо ответа не получено.
Решением жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» от 15.09.2017 ФИО6 отказано в восстановлении в списках участников подпрограммы. При этом каких-либо мотивов отказа администрацией не указано.
Общий срок исковой давности в три года, предусмотренный ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации, по настоящему спору истицей не пропущен.
Суд не принимает во внимание доводы администрации МО «Кош-Агачский район» и Министерства регионального развития Республики Алтай об отказе в удовлетворении иска, изложенные письменных отзывах, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком нарушены права истицы.
С учетом данных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом, определяя дату, с которой истица подлежит восстановлению в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, суд полагает установить ее с 19.02.2002, а не с 15.02.2002, как об этом заявлено в требованиях, поскольку заявление ФИО6 о постановке в очередь зарегистрировано в администрации Кош-Агачского района 19.02.2002.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бигалиевой Кенжетай удовлетворить частично.
Возложить на администрацию МО «Кош-Агачский район» обязанность восстановить Бигалиеву Кенжатай, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 19.02.2002 в категорию «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства», с составом семьи 2 человека (сыном ФИО4).
Отказать в удовлетворении требований Бигалиевой Кенжетай о возложении на администрацию МО «Кош-Агачский район» обязанности восстановить ее в списках граждан-участников подпрограммы на получение жилищной субсидии с 15.02.2002.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья В.А. Алеховиков
Мотивированное решение составлено 08.05.2018