Дело № 2-99/2022 06 мая 2022 года
29RS0014-01-2021-005464-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Поликарповой С.В.
при секретаре Воловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Мурманской таможне о признании незаконными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности в части, взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Мурманской таможне о признании незаконными приказа от 23 апреля 2021 года № 853-КМ «О результатах служебной проверки» в части привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде выговора, приказа от 30 августа 2021 года № 1752-КМ «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1», взыскании денежного содержания в размере 174694 рублей 26 копеек, компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что оспариваемые им приказы о привлечении по результатам служебных проверок к дисциплинарной ответственности вынесены с нарушением положений Федерального закона от <Дата> №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <Дата> №79-ФЗ), в отсутствие составов вменяемых дисциплинарных взысканий, поэтому являются незаконными. В проведенных служебных проверках, предшествующих их принятию, никаких конкретных нарушений, допущенных им при исполнении служебных обязанностей, не установлено. Так, в ходе служебных проверок истцом даны подробные пояснения о причинах, по которым отделом не были выполнены установленные целевые индикаторы ПРД <№>. Так, приказ об установлении целевых индикаторов ПРД №<Дата> год для его отдела был издан только в начале марта 2021 года, об установлении целевых индикаторов ПРД <№> на 1-ый квартал 2021 года он узнал только <Дата>, когда вышел из ежегодного трудового отпуска. Приказом от <Дата><№>-КМ истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания в связи с невыполнением установленных целевых индикаторов ПРД <№> за второй квартал 2021 года. Полагает, что согласно заключению по результатам проведения служебной проверки были выявлены нарушения со стороны должностных лиц другого отдела, которые и не позволили отделу, где работал истец, вовремя завершить камеральные таможенные проверки и произвести доначисление денежных средств. Также указал, что ему незаконно не было выплачено денежное содержание в заявленном размере. Названными приказами, невыплатой денежного содержания и наличием дискриминационных действий со стороны Мурманской таможни истцу был причине моральный вред, который им также заявлен ко взысканию.
В ходе заседания истец поддержал требования по изложенным в заявлении основаниям, сославшись на отсутствие в его действиях вменяемых дисциплинарных проступков и нарушений трудовой дисциплины. Представители ответчика не признали требования, указав, что оспариваемые приказы вынесены законно и обоснованно, материалами служебной проверки подтверждаются допущенные истцом нарушения. Полагали, что отсутствуют основания для взыскания денежного содержания, поскольку данные выплаты не предусмотрены системой оплаты труда в качестве обязательной составляющей. Также отметили, что отсутствуют основания для взыскания и компенсации морального вреда.
Представитель третьего лица не признал требования по доводам, изложенным представителями Мурманской таможни.
Заслушав пояснения истца, представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В силу положений ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ предметом его регулирования являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан в том числе соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
Согласно ст. 47 данного Закона профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент в числе прочего включаются квалификационные требования для замещения должности гражданской службы; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Положениями ст.56Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ предусмотрено, что служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Представитель нанимателя в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.
В силу положений ст.57Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп.«а» - «г» пункта 3, п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ определен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. Так, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (п.6). Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (п.7). Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного п.п. 1 - 3 ч. 1 ст. 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного ст. 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания (п.8). Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя (п.9).
Согласно положениям ст.59 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (п.2). Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения (п.3). Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа (п.4). В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (п.5). Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (п.6). Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку (п.7). Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; 3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну (п.8). В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; 2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания (п.9). Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (п.10).
Согласно п. 34 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» по делам об оспаривании дисциплинарного взыскания на ответчике-работодателе лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом к применению дисциплинарного взыскания, в действительности имело место и могло являться основанием для применения дисциплинарного взыскания.
В соответствии с п. 35 названного Постановления при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и тому подобное).
В силу приведенных выше норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, дисциплинарное взыскание может быть применено к государственному гражданскому служащему как работнику за совершение им дисциплинарного проступка, которым является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовым договором конкретных трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника.
Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.
Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.
Как следует из материалов дела, ФИО1 проходил государственную гражданскую службу в <***> с <Дата>, в связи с реорганизацией <***> с <Дата> он назначен на должность <***> (г.Архангельск) Мурманской таможни. Согласно п.1 должностного регламента, утвержденному начальником <***><Дата>, его должность относится к ведущей группе <***>». Начальник отдела назначается и освобождается от должности приказом таможни по согласованию с отделом проверки деятельности лиц (...), службой таможенного контроля после выпуска товаров <***>. Начальнику отдела непосредственно подчиняются все должностные лица отдела (п.6 регламента). В период временного отсутствия начальника отдела исполнение его должностных обязанностей возлагается на иное должностное лицо службы Мурманской таможни по Архангельской области в установленном порядке.
Как следует из пояснений сторон и материалов дела, в подчинении истца находилось 6 человек, проходивших службу в отделе, в последствии один был сокращен.
В должностные обязанности истца согласно разделу 3 должностного регламента в целях реализации функций, возложенных на его отдел, вменено следующее: руководить деятельностью отдела на основе принципе единоначалия; вносить на рассмотрение заместителю таможни - начальнику отдела проверки деятельности лиц (...), начальнику таможни предложения о численности отдела; осуществлять общее руководство отделом, основываясь на праве Евразийского экономического союза и законодательстве РФ о таможенном регулировании, правовых актах вышестоящих таможенных органов, приказов и распоряжениях начальника таможни, заместителя начальника таможни – начальника отдела проверки деятельности лиц (...); по согласованию с заместителем начальника таможни – начальником отдела проверки деятельности лиц планировать, организовывать и контролировать осуществление должностными лицами отдела мероприятия таможенного контроля в соответствии с законодательством РФ о таможенном регулировании; организовывать и осуществлять контроль проведения должностными лицами отдела аналитической, подготовительной работы, предшествующей проведению таможенной проверки; обеспечивать качественное и своевременное исполнение поручений заместителя начальника таможни – начальника отдела проверки деятельности лиц (...) начальника таможни и службы ТКПВТ (п.40). Согласно п.14 должностного регламента начальник отдела за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством. При этом в силу п.15 должностного регламента начальник отдела несет ответственность за осуществление возложенных на отдел функций, в том числе за выполнение в части компетенции отдела программ, планов и показателей деятельности отдела.
При этом согласно п.17 должностного регламента при исполнении служебных обязанностей начальник отдела вправе самостоятельно принимать решения по вопросам: 1) о сроках и объёмах подготовительных мероприятий, предшествующих проведению таможенного контроля после выпуска товаров; 2) планировать работы и распределение обязанностей между членами комиссии, принятие решений о целесообразности применения тех или иных форм таможенного контроля, определенных законодательством РФ о таможенном регулировании, контролирование работы членов комиссии – при назначении руководителем комиссии по проведению таможенной проверки; 3) составление определения (протокола) в соответствии с нормами законодательства РФ, и завершении проверки в отношении установленных непосредственных объектов правонарушения при обнаружении признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного административного правонарушения или получения материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на такие признаки; 4) подготовки в пределах своей компетенции рекомендаций о проведении проверочных мероприятий участников ВЭД и других проверочных мероприятий на основании проведенной аналитической работы; 5) представление интересов таможни в суде общей юрисдикции и арбитражном суде при наличии доверенности. При исполнении служебных обязанностей начальник отдела обязан самостоятельно принимать решения по вопросу исполнения функций руководителя проверочной комиссии в соответствии с законодательством РФ о таможенном регулировании. С данной инструкцией истец был ознакомлен в сентябре 2020 года, о чем свидетельствует представленный лист ознакомления с его подписью.
Как усматривается из материалов дела, приказом Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы от <Дата><№> «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях подчиненных таможенных органов Северо-Западного региона на 2021 год» утверждено дифференцированное значение показателя результативности деятельности и показателей эффективности деятельности, в том числе для Мурманской таможни, которое и составило на 2021 года – 100000000 рублей (по доначислению сумм в результате контрольных мероприятий на весь год).
Указанный приказ был доведен до руководителя Мурманской таможни <Дата>, истец был ознакомлен <Дата>.
<Дата> начальник Мурманской таможни издает приказ <№> О внесении изменений в приказ Мурманской таможни от 09 февраля <№>», который был дополнен Приложением <№>, где в качестве значения целевых индикаторов показатели результативности деятельности (далее – ПРД) <№> «Экономический ущерб, выявленный по результатам таможенного контроля после выпуска товаров» для отделов проверки деятельности лиц Мурманской таможни на 2021 года составил для отдела проверки деятельности лиц (...): за 1-ый квартал – не менее <***>; за 2-ой квартал – не менее <***>; 3-й квартал – не менее – <***>; за 4-ый квартал – не менее <***> рублей; для отдела проверки деятельности лиц службы Мурманской таможни по Архангельской области (г.Архангельск) составил: за 1-ый квартал – не менее <***> рублей; за 2-ой квартал – не менее <***>; за 3-ий квартал – не менее <***>; за 4-ый квартал – не менее <***>.
Как следует из материалов дела, ФИО1 был лично ознакомлен с приказом начальника Мурманской таможни <№> «О внесении изменений в приказ Мурманской таможни от 09 февраля <№>» только <Дата>, о чем имеется его отметка на представленной в дело копии.
<Дата> начальник отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Мурманской таможни О обращается на имя начальника таможни с докладной запиской, где указывает, что показатели результативности деятельности по направлению таможенного контроля выпуска товаров не исполняются по итогам 1-го квартала 2021 года, как отделом Мурманской таможни в ..., так и отделом в г.Архангельске.
В связи с этим начальник Мурманской таможни издает приказ от <Дата><№>-КМ «О проведении служебной проверки» по данному факту в целях установления обстоятельств, причин и условий совершения возможных нарушений, выявления виновных лиц и определения степени их виновности. Данным приказом определен состав комиссии, куда вошли Л (начальник отделения инспектирования и профилактики правонарушений), В (заместитель начальника таможенного поста Морской порт Мурманск), Е (главный государственный таможенный инспектор правового отдела), Н (старший государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров), П (главный государственный таможенный инспектор отделения инспектирования и профилактики правонарушений), Р(старший государственный таможенный инспектор отделения распоряжения имуществом и исполнения постановления уполномоченных органов). При этом председателем комиссии назначена Л, срок проверки приказом определен до <Дата>. Приказом начальника Мурманской таможни от <Дата> изменен состав комиссии, где вместо Е включена в состав комиссии ФИО2
<Дата> были затребованы объяснения у ФИО1, где он указал, что все мероприятия им проводились в 2020 году и в 1-ом квартале 2021 года согласно должностной инструкции, в период с <Дата> по <Дата> он находился в отпуске, его обязанности исполнял С, с установленными Приложением <№> значением целевых индикаторов ПРД <№> «Экономический ущерб, выявленный по результатам таможенного контроля после выпуска товаров» для отделов проверки деятельности лиц Мурманской таможни на 2021 года он лично был ознакомлен только <Дата>. С учетом этого у него отсутствовала объективная возможность принять какие-либо меры за оставшиеся в 1-ом квартале 2 недели для выполнения плана на 1-ый квартал 2021 года. Также указал, что не всем работникам отдела был предоставлен доступ к базе данных КПС «Мониторинг-Анализ», что существенно затруднило их профессиональную деятельность. Более того, в отдел из шести человек был принят новый сотрудник ФИО3, который аналитической работой вообще не занимался.
Аналогичные объяснения были истребованы и у начальника отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Мурманской таможни О, кому непосредственно истец подчинялся, который также указал об отсутствии вины в не достижении целевых индикаторов ПРД <№> «Экономический ущерб, выявленный по результатам таможенного контроля после выпуска товаров».
По итогам служебной проверки было принято заключение, утвержденное начальником Мурманской таможни <Дата>, где по итогам за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении требований п.п.2,3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от <Дата> №79-ФЗ, п.1,3,4,40 п.11.2 должностного регламента начальника отдела проверки деятельности лиц (г.Архангельск) службы Мурманской таможни по АО, утвержденной начальником таможни <Дата>, при осуществлении в 1-ом квартале 2021 года организации деятельности отдела проверки деятельности лиц, что привело к невыполнению целевых индикаторов ПРД <№> и повлекло за собой невыполнение в целом Мурманской таможней ПРД <№> в 1-ом квартале 2021 года, учитывая характеристику, рекомендовано применить к ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде выговора. Аналогичное взыскание данным заключением предложено применить и к начальнику отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Мурманской таможни О
Приказом начальника Мурманской таможни от <Дата><№>-КМ за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении требований п.п.2,3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от <Дата> №79-ФЗ, подп.1,3,4,40 п.11.2 должностного регламента, применено к ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде выговора. При этом было учтено, что ранее ФИО1 к ответственности не привлекался.
Как следует из материалов дела, действительно истец в период с <Дата> по <Дата> находился в отпуске, данный факт представитель Мурманской таможни не оспаривал. Фактически информация о размере целевых индикаторов ПРД <№> за 1-ый квартал 2021 года до истца была доведена только <Дата>, что явно недостаточно для проведения камеральных таможенных проверок с доначислением таможенных платежей, учитывая установленную Таможенным кодексом Российской Федерации процедуру их проведения. Таким образом, суд, применительно к вменяемому истцу оспариваемым приказом от <Дата> проступку, приходит к выводу об отсутствии в его действиях вины по нарушению.
Кроме того, суд учитывает, что ни в заключении по результатам служебной проверки, ни в ходе заседаний сторона ответчика так и не предоставила суду данных о конкретных нарушениях со стороны истца при осуществлении им должностных обязанностей, которые привели к не проведению им в отношении конкретного юридического лица таможенной проверки и в связи с чем к не доначислению таможенных платежей и неисполнению индикаторов ПРД за 1-ый квартал 2021 год. Более того, приказом Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы от <Дата><№> «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях подчиненных таможенных органов Северо-Западного региона на 2021 год» утверждено дифференцированное значение ПРД и показателей эффективности деятельности, в том числе и для Мурманской таможни, которое и составило на 2021 года и оно составило <***>, во исполнение которого и издан был приказ начальником Мурманской таможни, то есть по окончании года должно быть указанное число достигнуто, а не в конкретном квартале, как указано начальником Мурманской таможни в приказе от <Дата>.
Довод представителя Мурманской таможни о том, что в 2019 году – 2020 годах у Архангельской таможни (до реорганизации в ее в 2020 году) были установлены значения целевых индикаторов ПРД <№> «Экономический ущерб, выявленный по результатам таможенного контроля после выпуска товаров» на 1-ый квартал каждого года в размере <***>, судом оценен и подлежит отклонению. Так, если обратится к ранее введенным указанным показателям для Архангельской таможни и Мурманской таможни, то они в общей совокупности составляли за год – не менее <***> и не менее <***> соответственно. При этом на 2021 год согласно данным этот показатель общий за год был снижен и составил только <***>. При этом сама служебная проверка была начата до окончания 1-ого квартала 2021 года.
При таких обстоятельствах требование истца в указанной части подлежит удовлетворению.
В части оспаривания ФИО1 приказа от <Дата><№>-КМ суд приходит к следующему.
<Дата> истец написал на имя начальника Мурманской таможни докладную записку по фактам выполнения отделом проверки деятельности лиц размера целевых индикаторов ПРД <№> во исполнение устного распоряжения. Так, он указал, что во 2-ом квартале 2021 года было начато 7 таможенных проверок в отношении ООО «Каскад», ООО «Новотех», ООО «Вертикаль», ООО «Промтех», ООО «Белаз-Сервис», ЗАО «Роксор Индастри», по которым предполагаемый экономический ущерб составил <***>. С учетом проводимых 4 таможенных проверок в отношении <***>», ФИО4 и <***>» общий экономический ущерб составит <***> а с учетом пени – <***>. При этом указано, что общая сумма платежей могла бы составить <***>. Далее в записке истец указал, что указанный показатель не может быть во 2-ом квартале достигнут, с обоснованием причин по каждому юридическому лицу. При этом было указаны сведения о вновь начатых проверках.
Приказом руководителя Мурманской таможни от <Дата><№>-КМ «О проведении служебной проверки» по данной докладной записке назначена была проверка в целях установления обстоятельств, причин и условий совершения возможных нарушений, выявления виновных лиц и определения степени их виновности. Данным приказом определен состав комиссии по ее проведению, в состав которой включены: Л (начальник отделения инспектирования и профилактики нарушений), Е (главный государственный таможенный инспектор правового отдела), ФИО5 (старший инспектор таможенного поста МАПП Лотта), Н (старший государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров), председателем назначена Л, срок проверки определен до <Дата>.
<Дата> были затребованы объяснения у ФИО1, где он указал, что все мероприятия им проводятся согласно должностной инструкции. Указал о проводимых отделом проверках, с учетом 7 таможенных проверок на сумму <***> полагал возможным достижений о размере целевых индикаторов ПРД <№> в 3-ем квартале 2021 года. При этом он указал, что неисполнение размера целевых индикаторов ПРД <№> было обусловлено и бездействием должностных лиц других отделов.
При этом начальник отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Мурманской таможни О уволился <Дата>.
По итогам служебной проверки было принято заключение, утвержденное начальником Мурманской таможни <Дата>, где в выводах указано, что невыполнение размера целевых индикаторов ПРД <№> Мурманской таможней во <Дата> произошло по причине невыполнения установленных и распределённых значений целевых индикаторов ПРД <№> в размере <***> отделом проверки деятельности лиц службы Мурманской таможни по Архангельской области (г.Архангельск). Наличие факта невыполнения отделом проверки деятельности лиц (г.Архангельск) службы Мурманской таможни по АО целевого индикатора ПРД <№> во <Дата> определенных приказом Мурманской таможни от <Дата><№> «О внесении изменений в приказ Мурманской таможни от <Дата><№>» свидетельствует о ненадлежащем руководстве ФИО1 отделом проверки деятельности лиц, не надлежащем планировании, организации и контроле за деятельностью подчиненных должностных лиц, не обеспечении качественного и своевременного исполнения поручений начальника таможни, что является ненадлежащим исполнением ФИО1 требований п.п.1,3,4,40 пункта 11.2 должностного регламента начальника отдела проверки деятельности лиц (г.Архангельск) службы Мурманской таможни по АО, утверждённого начальником <Дата>. Также указано в заключении, что несвоевременное направление запросов в таможни фактического контроля привело к затягиванию сроков принятия решения по камеральным проверкам в отношении <***>», и повлекло, в том числе невыполнение отделом проверки деятельности лиц (г.Архангельск) службы Мурманской таможни по АО целевого индикатора ПРД <№>, определённых приказом Мурманской таможни от <Дата><№> «<№> «О внесении изменений в приказ Мурманской таможни от <Дата><№>», свидетельствует о ненадлежащем исполнении ФИО6 нормативных правовых актов ФТС России, ненадлежащей организации работы по осуществлению контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС и подготовке по ТН ВЭД ЕАЭС, что является ненадлежащим исполнением ФИО6 требований подп. 5,7,26 п.134 раздела 3 должностной инструкции начальника отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры, утвержденной начальником таможни <Дата>. Также указано в заключении, что несвоевременное направление запросов в таможенные органы, в регионе деятельности которых был произведен выпуск товаров, привело к затягиванию сроков принятия решения по камеральным таможенным проверкам в отношении <***>», и невыполнение размера целевых индикаторов ПРД <№>ОПДЛ г.Архангельск, определённых приказом Мурманской таможни от <Дата><№> «<№> «О внесении изменений в приказ Мурманской таможни от <Дата><№>», свидетельствует и ненадлежащее исполнение, выразившееся в непринятии решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в уставленные сроки, что обусловлено ненадлежащим исполнением ФИО7 подп. 1,2, 31, 38 п. 8.4 раздела 3 должностного регламента главного государственного таможенного инспектора отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры, утвержденного начальником таможни <Дата>.
По итогам проверки за совершение дисциплинарного проступка нарушение требований п.п.2,3 ч.1 ст. 15 Федеральный закон от <Дата> №79-ФЗ, п.1,3,4,40 п.11.2 должностного регламента начальника отдела проверки деятельности лиц (г.Архангельск) службы Мурманской таможни по АО, утвержденного начальником таможни <Дата>, при осуществлении во 2-ом квартале 2021 года организации деятельности отдела проверки деятельности лиц, что привело к невыполнению размера целевых индикаторов ПРД <№> и привело за собой невыполнение в целом Мурманской таможней размера целевых индикаторов ПРД <№> во 2-ом квартале 2021 года, учитывая характеристику, рекомендовано применить к ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде замечания. Также в ходе проверки за совершение дисциплинарного проступка, нарушение требований п.п.2,3 ч.1 ст.15 Федерального закона от <Дата> №79-ФЗ, подп.1,2,31,38 п.8.4. раздела 3 должностного регламента главного государственного таможенного инспектора отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Мурманской таможни при несвоевременном направлении запросов в таможенные органы, в регионе деятельности которых был произведен выпуск товаров, что повлекло затягивание сроков принятия решения по камеральным таможенным проверкам в отношении <***> и невыполнение размера целевых индикаторов ПРД <№> ОПДЛ г.Архангельск и в целом невыполнение таможней ПРД <№> во 2-ом квартале 2021 года, применить к ФИО8 дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Приказом начальника Мурманской таможни от <Дата><№>-КМ за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении требований п.п.2,3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от <Дата> №79-ФЗ, п.1,3,4,40 п.11.2 должностного регламента, применено к ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде замечания. Также к ответственности был привлечен главный государственный таможенный инспектор отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Мурманской таможни ФИО8 в виде замечания.
Суд, оценив данные истцом пояснения и пояснения представителей ответчика, полагает, что отсутствует в действиях истца вменяемый ему дисциплинарный проступок. Так, невозможность выполнения размера целевых индикаторов ПРД <№> была обусловлена бездействием должностных лиц ФИО8 и ФИО6, что привело к затягиванию сроков принятия решения по камеральным проверкам в отношении <***> Более того, ни в заключении по результатам служебной проверки, ни в ходе заседаний стороной ответчика не представлено данных о конкретных нарушениях со стороны истца, в результате которых им не проведены мероприятия таможенного контроля в отношении конкретного юридического лица, что привело к не доначислению сумм таможенных платежей во 2-ом квартале 2021 года. Более того, материалы дела не содержат данных о том, какие именно нарушения были докущены истца в ходе возложенных на него обязанностей, которые привели к неисполнению индикаторов ПРД <№> во 2-ом квартале 2021 года.
Более того, должностным регламентов истца не закреплено выполнение распоряжений начальника в части соблюдения размера целевых индикаторов ПРД <№>. При таких обстоятельствах требование истца о признании названного приказа незаконным подлежит удовлетворению.
В части взыскания денежного содержания в размере <***> суд приходит к следующему.
Статья 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абз.5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абз.7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абз.1,2 ч.1 1 ст. 5).
Статьей 50Федерального закона от 30 декабря 2021 года №79-ФЗ определено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (п.2). Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п.4). К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (п.5). Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (п.6). Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя (п.7). Исчисление денежного содержания федеральных гражданских служащих в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях сохранения за гражданскими служащими денежного содержания и выплаты им денежных компенсаций осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а в отношении гражданских служащих субъекта Российской Федерации - нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений порядка, определенного Правительством Российской Федерации (п.8.1). В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент) (п.9). Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.10).
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от <Дата><№> «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Федеральной таможенной службы от <Дата><№> утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации (далее – Порядок), согласно которому премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации в качестве расчетного периода для начисления премии принимается месяц, квартал или иной срок, который устанавливается по решению начальника таможенного органа для выполнения заданий.
В соответствии с п.п. 6 - 8 Порядка размер премии определяется в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах от оклада денежного содержания гражданского служащего, установленного на последний день расчетного периода.
Размер премии устанавливается гражданскому служащему с учетом результатов его деятельности в зависимости от вклада в выполнение заданий и от участия гражданского служащего в реализации приоритетных проектов (программ), а также степени участия в мероприятиях по профессиональному развитию гражданского служащего, осуществляемому в порядке, определяемым Президентом Российской Федерации.
При определении размера премии учитывается результативность деятельности гражданского служащего в качестве наставника.
Конкретные размеры премии гражданским служащим определяются в пределах фонда оплаты труда и максимальными размерами не ограничиваются.
Выплаты премии и единовременных поощрений, предусмотренных настоящим Порядком, оформляются приказом таможенного органа (п. 10 Порядка).
Выплаты премии и единовременных поощрений производятся в пределах денежных средств, предусмотренных лимитами бюджетных обязательств таможенных органов на оплату труда гражданских служащих (п. 11 Порядка).
Пунктом 38 Порядка организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, утвержденного Приказом ФТС России от <Дата><№> (далее - Порядок организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России), предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера работникам осуществляются в пределах фонда оплаты труда работников, ежегодно утверждаемого в установленном порядке, и подразделяются на следующие виды: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за выслугу лет, стаж непрерывной работы; премиальные выплаты по итогам работы.
Согласно п.39 Порядка организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России работникам выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде (далее - надбавка), которая устанавливается в процентах к должностному окладу (тарифной ставке) или в должностных окладах (тарифных ставках) приказом таможенного органа, учреждения с указанием конкретного размера на определенный период (не более чем на один год). Надбавка выплачивается в пределах фонда оплаты труда работников и максимальными размерами не ограничивается.
Согласно п.п.42 указанного Порядка работникам выплачивается ежемесячное денежное поощрение за качественное выполнение должностных (профессиональных) обязанностей в размере до десяти должностных окладов (тарифных ставок). Конкретные размеры ЕДП работникам устанавливаются приказом таможенного органа, учреждения на определенный период (не более чем на один год). Начальник таможенного органа, руководитель учреждения в отношении подчиненных работников вправе принимать решение об установлении иного размера ЕДП (но не более размера, указанного в п.42 настоящего Порядка организации системы оплаты труда работников) до истечения периода, на который установлено ЕДП. Изменение размера ЕДП оформляется приказом таможенного органа, учреждения с указанием конкретных причин.
Выплаты за выслугу лет, стаж непрерывной работы согласно п. 46 Порядка организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России работникам выплачивается ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет в таможенных органах (далее - процентная надбавка) в размере от 5 до 40 процентов должностного оклада (тарифной ставки) со дня возникновения права на назначение надбавки. Право на получение процентной надбавки имеют работники, стаж работы которых в системе таможенных органов составляет свыше одного года, в том числе принятые на работу за счет вакантных должностей лиц младшего и начальствующего состава, а также на должности сотрудников таможенных органов, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, за исключением: а) временных и сезонных работников; б) работников по совместительству. Процентная надбавка устанавливается в зависимости от стажа работы работника
Согласно п.п.52-57 Порядка организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России премия за выполнение показателей оценки эффективности труда работников выплачивается при достижении конкретных результатов профессиональной (служебной) деятельности работником по итогам работы за месяц, квартал или иной период, который устанавливается по решению начальника таможенного органа, руководителя учреждения. Конкретные показатели оценки эффективности труда работников устанавливаются приказом таможенного органа, учреждения и должны отражать количественную и качественную оценку трудовой деятельности работника. Обязательным условием при выплате премии за выполнение показателей оценки эффективности труда является соблюдение работником трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка. Премия за выполнение показателей оценки эффективности труда работников максимальными размерами не ограничивается. Работникам в соответствии с приказом таможенного органа, учреждения может выплачиваться премия за выполнение особо важных и сложных заданий. Указанное премирование осуществляется по решению начальника таможенного органа, руководителя учреждения на основании представлений начальников структурных подразделений о премировании работников. Максимальный размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий не ограничивается. Работникам могут выплачиваться премии в размерах, установленных приказом таможенного органа, учреждения: а) при объявлении благодарности; б) при награждении Почетной грамотой Федеральной таможенной службы; в) при награждении нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы; г) в связи с праздничными днями и юбилейными датами (достижением 50, 55, 60, 65, 70-летнего возраста). Указанное премирование производится в соответствии с приказом таможенного органа, учреждения, изданным на основании докладной записки (рапорта) начальника структурного подразделения, согласованной с начальником таможенного органа, руководителем учреждения.
Таким образом, следуя буквальному прочтению указанных актов, в силу п.57 Порядка обязательным условием при выплате премии за выполнение показателей оценки эффективности труда является соблюдение работником трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка.
В настоящий момент суд полагает, что оснований для невыплаты указанных сумм с учетом примененных дисциплинарных взысканий истцу не имеется, поскольку данные взыскания судом отменены. На факт отсутствия дисциплинарных взысканий как основание для премирования указано и в каждом представлении самого истца на своих работников ежемесячно. При этом подчиненным истца в отделе (ФИО9, С, ФИО10, ФИО11) заявленные им выплаты осуществлялись регулярно производились выплаты заявленных истцом сумм, поскольку в отношении указанных лиц отсутствовали действующие дисциплинарные взыскания.
При этом суд учитывает, что за 4–ый квартал 2020 года премия была начислена истцу в размере 43004 рубля 70 копеек (представлены истцом в материалы дела данные о согласовании указанного размера, что не оспаривалось ответчиком), но не выплачена по усмотрению руководителя Муманской таможни.
Как следует из материалов дела, приказами начальника Мурманской таможни от <Дата><№>-П «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих мурманской таможни по результатам работы за 4 квартал 2020 года», от <Дата><№>-П «О премировании федеральных государственных гражданских служащих мурманской таможни» (за февраль 2021 года), от <Дата><№>-П «О премировании федеральных государственных гражданских служащих Мурманской таможни» (за апрель 2021 года), от <Дата><№>-П «О премировании федеральных государственных гражданских служащих Мурманской таможни» (за июнь 2021 года), от <Дата><№>-П «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Мурманской таможни по результатам работы за 1–ый квартал 2021 года), от <Дата><№>-П «О выплате единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим Мурманской таможни» (за июнь 2021 года), от <Дата><№>-П «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданским служащих Мурманской таможни по результатам работы за 2 квартал 2021 года», от <Дата><№>-П «О премировании федеральных государственных гражданских служащих Мурманской таможни» (за октябрь 2021 года) были премированы работники отдела истца, за исключением него. При этом из содержания перечисленных приказов, указанные выплаты являлись премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, их выплата осуществлена в пределах денежных средств, предусмотренных лимитами бюджетных обязательств на оплату федеральным государственным гражданским служащим. Согласно данным приказов, истца не лишали премий, в связи с наличием взысканий. Фактически его имя не было указано в направляемых на имя начальника Мурманской таможни докладных записках руководителей структурных подразделений.
Таким образом, суд полагает с учетом данных приказов и сведений о премиях, выплаченных работникам отдела, который возглавлял истец, в его пользу подлежит взысканию денежное содержание (в части премиальных выплат) в сумме <***> (в том числе <***> - за 4-ый квартал 2020 года, <***> – за февраль 2021 года, <***> – за апрель 2021 года, <***> - за июнь 2021 года, <***> – за 1-ый квартал 2021 года, <***> – за июль 2021 года, <***> – за 2-й квартал 2021 года).
При этом приказом от <Дата><№>-П «О премировании федеральный государственных гражданских служащих Мурманской таможни» (за 1-й квартал 2021 года) истец был премирован в размере 10 ОДС, а в сентябре 2021 года – премия не выплачивалась сотрудникам. Иного материалы дела не содержат.
Также суд полагает необходимым отметить, что в силу положений ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В то же время, не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Под дискриминацией в сфере труда по смыслу приведенной ст. 3 ТК РФ, во взаимосвязи со ст. 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года № 111 следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Для установления факта дискриминации со стороны работодателя в отношении конкретного работника, юридически значимыми являются обстоятельства установления какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при осуществлении трудовых (служебных) функций в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
С учетом характера спорных правоотношений, стороной истца не представлено в материалы дела доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ факта совершения ответчиком в отношении истца действий, подпадающих под понятие дискриминации по смыслу положений ст. 3 ТК РФ, во взаимосвязи со ст. 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года № 111, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда по указанному факту суд не усматривает.
В части взыскания компенсации морального вреда суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Денежная компенсация морального вреда истцом заявлена и в связи с дискриминацией его прав со стороны Мурманской таможни.
Статьей 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, установлен запрет дискриминации в сфере труда.
Поскольку Мурманская таможня нарушила трудовые права истца, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, изданием признанных незаконными приказов, истец вынужден были обратиться в суд за судебной защитой, с ответчика следует взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей. При назначении размера компенсации морального вреда судом учитывались требования п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», а именно: конкретные обстоятельства дела, степень вины работодателя, требования разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Мурманской таможне о признании незаконными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности в части, взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ начальника Мурманской таможни от <Дата><№>-КМ «О результатах служебной проверки» в части привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Признать незаконным приказ начальника Мурманской таможни от <Дата><№>-КМ «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1», вынесенный в отношении ФИО1.
Взыскать с Мурманской таможни в пользу ФИО1 взыскании денежное содержание в сумме <***>, компенсацию морального вреда в размере <***>, всего взыскать <***>
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Мурманской таможне о взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска.
Председательствующий С.В. Поликарпова