РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.02.2018 года г.Ясногорск
Тульской области
Ясногорский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Курбатова Н.Н.,
при ведении протокола секретарем Савиной Е.В.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителей ответчика по доверенностям ФИО3 и ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-9/ 2018 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе Тульской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе Тульской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований истец указал, что 27.04.2017 года в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» он обратился в УПФ (ГУ) РФ в Ясногорском районе Тульской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
27.07.2017 года решением №405 ГУ УПФР в Ясногорском районе Тульской области ему было отказано в назначении указанной пенсии и в его специальный стаж не были включены периоды: с 24.05.2002 года по 27.02.2004 года в должности мастера в ООО «Раритет»; с 01.04.2004 года по 01.12.2010 года в должности прораба строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит»; с 07.05.2012 года по 27.10.2014 года в должности производителя работ на строительном участке в ООО «Ремстройсервис»; с 29.08.2016 года по 23.01.2017 года в должности производителя работ (прораба) в ООО «МСУ Град-1», по причине отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета сведений об особых условиях труда за данные периоды работы и отсутствия сведений о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу.
С отказом включить в его специальный стаж указанные периоды работы (общей продолжительностью 11 лет 07 месяцев 01 день) он не согласен. Считает, что факт отнесения периодов работы в должности мастера и производителя работ строительных участков в спорные периоды к работам в особых условиях труда подтверждается пояснительными справками выданными руководителями указанных организаций, а сами должности соответствуют Списку №2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10, в связи с чем, его общий специальный стаж на момент обращения в органы пенсионного фонда составляет 14 лет 06 месяцев 24 дня.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев.
Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования просил:
- обязать ГУ УПФР в Ясногорском районе Тульской области зачесть в его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 24.05.2002 года по 27.02.2004 года в должности мастера в ООО «Раритет»; с 01.04.2004 года по 01.12.2010 года в должности прораба строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит»; с 07.05.2012 года по 27.10.2014 года в должности производителя работ на строительном участке в ООО «Ремстройсервис»; с 29.08.2016 года по 23.01.2017 года в должности производителя работ (прораба) на участке строительных и монтажных работ №2 в ООО «МСУ Град-1»; с 24.01.2017 года по 12.06.2017 года в должности производителя работ ООО «МФС-ПИК»;
- обязать ГУ УПФР в Ясногорском районе Тульской области назначить ему (ФИО1) досрочную трудовую пенсию по старости со дня возникновения права на эту пенсию.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен в установленном законом порядке, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования ФИО1 по изложенным в заявлении доводам поддержала.
Представители ответчика по доверенности ФИО3 и ФИО4 против удовлетворения исковых требований возразили, указав, что на основании действующего пенсионного законодательства и Протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан № 405 от 11.07.2017 года ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тем, что в выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1 за периоды работы с 24.05.2002 года по 27.02.2004 года в должности мастера в ООО «Раритет», с 01.04.2004 года по 01.12.2010 года в должности прораба строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит», с 07.05.2012 года по 27.10.2014 года в должности производителя работ на строительном участке в ООО «Ремстройсервис», отсутствуют сведения об особых условиях труда, а также о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу. Период работы с 29.08.2016 года по 23.01.2017 года в должности производителя работ (прораба) на участке строительных и монтажных работ №2 в ООО «МСУ Град-1» и с 24.01.2017 года по 12.06.2017 года в должности производителя работ в ООО «МФС-ПИК», пенсионным фондом не рассматривались по причине не представления заявителем справок о льготных условиях работы на данных должностях. В удовлетворении исковых требований ФИО1 просили отказать.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО1.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 ст.30 Закона №400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона №400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно подп. «б» п.1 Постановления Правительства №665 от 16.07.2014 года при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
В разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10, предусмотрены должность мастера строительных и монтажных работ, код позиции 2290000б-23419 и должность производителя работ (прораб), код позиции 2290000б-24441.
Как установлено судом ФИО1 27.04.2017 года в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обратился в УПФ (ГУ) РФ в Ясногорском районе Тульской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
27.07.2017 года решением №405 ГУ УПФР в Ясногорском районе Тульской области ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии и в его специальный стаж не были включены периоды его работы: с 24.05.2002 года по 27.02.2004 года в должности мастера в ООО «Раритет»; с 01.04.2004 года по 01.12.2010 года в должности прораба строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит»; с 07.05.2012 года по 27.10.2014 года в должности производителя работ на строительном участке в ООО «Ремстройсервис»; с 22.03.2016 года по 12.08.2016 года в должности производителя работ в ООО «ТехСтрой», по причине отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета сведений об особых условиях труда за данные периоды работы и отсутствия сведений о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу.
При этом, в специальный стаж ФИО1 были зачтены периоды его работы с 15.05.2000 года по 01.04.2002 года в качестве мастера строительных и монтажных работ в ООО 865 «Магистральдорстрой» (1 год 10 месяцев 18 дней), с 28.04.2014 года по 31.12.2015 года в качестве производителя работ ООО «МСУ Град-1» (1 год 1 месяц 5 дней).
Как указано в статье 14 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы застрахованного лица до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом о 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица- подтверждаются на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 5 Федерального закона РФ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на территории Российской Федерации» на каждое застрахованное лицо Пенсионный Фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный страховой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разрядов). Согласно пункту 2 указанной статьи в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица должны быть указаны в том числе периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, сумма начисляемых страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов, суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов.
Положениями ст.ст.8, 11 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на территории Российской Федерации» предусмотрено, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работника обязан предоставлять работодатель-плательщик страховых взносов.
Абзацем 4 статьи 14 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда РФ, либо в суд.
Согласно ст.4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим (Статья 5).
В соответствии с подп.1 пункта 1 ст.6 указанного Федерального закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, то есть работодатели.
Согласно ст.7 указанного Федерального закона граждане Российской Федерации работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг относятся к застрахованным лицам - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст.13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик обязан осуществлять контроль за правильностью исчисления, полной и своевременной уплаты страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.14 указанного Федерального закона в обязанности страхователя входит: своевременная и в полном объеме уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и ведение учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представление в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; обеспечение реализации прав застрахованных лиц, вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»; своевременное и в полном объеме перечисление в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также ведение учета, связанного с исчислением, удержанием и перечислением указанных страховых взносов и с уплатой взносов работодателя в пользу застрахованных лиц в соответствии с указанным Федеральным законом.
В силу ст.15 указанного Федерального закона застрахованные лица имеют право: беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации; своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; защищать свои права, в том числе в судебном порядке; беспрепятственно получать от работодателя информацию об исчислении и удержании дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также получать информацию о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на страхователей указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона с 01.01.2013 года возложена обязанность по уплате дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Санкция в виде отказа в назначении трудовой пенсии по старости работнику (застрахованному лицу), в том числе досрочной, за недобросовестное поведение страхователя, законом не предусмотрена.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст.1 и 22 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, именно на работодателе лежит обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд РФ сведений в отношении застрахованного лица, в том числе о работе в особых условиях, оплаты страховых взносов. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для не включения периодов работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
С учетом изложенного ссылка пенсионного органа на то, что в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует указание на льготный характер и условия труда, в которых осуществлялась трудовая деятельность истца в спорные периоды, не может служить основанием для отказа в защите пенсионных прав, поскольку вина истца в ненадлежащем оформлении работодателем документов о характере трудовой деятельности отсутствует. ФИО1 как застрахованным лицом нарушений каких-либо обязанностей, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», не допущено. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со статьей 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка.
В пункте15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными) (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Также обращено внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут быть отнесены иные доказательства, за исключением свидетельских показаний, указанные в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
В соответствии с п.6 действовавших до 01.01.2015 года Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555 предусматривалось, что основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы могут приниматься в том числе справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 34 указанных Правил, было предусмотрено, что после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы и (или) иной деятельности для подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п.40 указанных Правил предусмотрено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года №1015 постановление Правительства РФ от 24.07.2002 года №555, с 01.01.2015 года признано утратившим силу и утверждены новые Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
В пунктах 10 и 11 ныне действующих Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий закреплено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержаться неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, то периоды работы также могут подтверждаться справками, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписками из приказов, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы.
В соответствии с п.43 указанных Правил периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В части 3 ст.30 Закона №400-ФЗ закреплено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года №8-П и Определение от 05.11.2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с п.20 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России о 19.01.2016 года №14н, граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года №1015.
Согласно п.21 Административного регламента при обращении за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ граждане в дополнение к документам, предусмотренным пунктом 20 Административного регламента, с заявлением о назначении пенсии представляют документы подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ).
С учетом приведенных положений, проанализировав представленные доказательства, суд считает обоснованными доводы ответчика в части того, что период работы ФИО1 в качестве мастера ООО «Раритет» не подлежит включению в специальный стаж работы истца, поскольку в Списке №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10, профессия «мастер» не предусмотрена, а из представленной ООО «Раритет» должностной инструкции мастера участка не следует, что ФИО1 в данной организации выполнял функции мастера строительных и монтажных работ. Более того, в справке от 13.06.2017 года №406, выданной ООО «Раритет», прямо указано, что занятость истца за указанный период работы во вредных условиях труда, отсутствовала. В выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1, а также в его лицевом счете, представленном ООО «Раритет» сведения об особых условиях труда в данный период работы также отсутствуют. Из ответа ООО «Раритет» от 19.12.2017 года №945 на запрос суда следует, что предоставить карту условий оценки труда за 2002-2004 годы не представляется возможным, поскольку оценка условий труда не проводилась.
Обосновано органом пенсионного фонда не был включен в специальный стаж и период работы ФИО1 с 29.08.2016 года по 23.01.2017 года в должности производителя работ (прораба) на участке строительных и монтажных работ №2 в ООО «МСУ Град-1», поскольку в нарушение действующего законодательства необходимых документов, для оценки указанного периода работы, истцом при обращении с соответствующим заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, представлено не было. Допустимых и достоверных доказательств подтверждающих наличие особых условий труда в указанный период работы ФИО1 в суд также не представлено. В то же время, из ответа Управления НПВП, ЕДВ и других социальных выплат ГУ-Главного управления ПФР №6 по г.Москве и Московской области от 09.01.2018 года №206/13/41 следует, что во исполнение запроса ГУ-Управление ПФР в Ясногорском районе Тульской области ими был направлен запрос в ООО «МСУ Град-1» о предоставлении документов для проведения проверки факта работы ФИО1 в качестве производителя работ, однако, первичные документы для проверки до настоящего времени не представлены. ООО «МСУ Град-1» как организация, имеющая рабочие места, работа на которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц не зарегистрирована, документов для формирования наблюдательного дела не предоставлялось. При перерегистрации из Управления НПВП, ЕДВ и других социальных выплат ГУ-Главного управления ПФР №7 по г.Москве и Московской области наблюдательное дело в данное Управление не передавалось.
Довод представителя истца ФИО2 о том, что указанный период работы подлежит включению в специальный стаж по тем основаниям, что пенсионным фондом в специальный стаж ФИО1 был включен предыдущий период его работы в данной организации в аналогичной должности, суд считает не состоятельным, поскольку в организациях периодически проводится переаттестация рабочих мест, а из представленной ООО «МСУ Град-1» справки следует, что специальный стаж работы ФИО1 в указанной организации составил всего 1 год 1 месяц 5 дней, и именно этот период органом пенсионного фонда был включен в специальный стаж ФИО1. Иных доказательств, свидетельствующих об особых условиях труда ФИО1 в период с 29.08.2016 года по 23.01.2017 года, судом не установлено.
В то же время, довод ответчика о невозможности зачета иных спорных периодов работы в специальный стаж ФИО1 по причине неисполнения работодателями предусмотренной ст.33.2 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанности по начислению и уплате за истца дополнительных тарифов страховых взносов не может быть признан состоятельным, поскольку неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию.
Кроме того, учитывая, что дополнительный тариф, установленный для работодателей к уплате с 01.01.2013 года является страховым взносом и направлен на финансирование страховой части пенсии, суд считает, что отсутствие начислений дополнительного тарифа для страховых взносов по льготной профессии само по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ, поскольку ненадлежащее исполнение со стороны работодателя своих обязанностей, установленных законом, не может нарушать право истца на включение периодов его работы в специальный трудовой стаж.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года №9-П, согласно которой невыполнение страхователями требований Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, суд считает, что возникновение права истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от предоставления либо не предоставления работодателем необходимых сведений в Пенсионный фонд. Тогда как сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета при наличии иных доказательств, подтверждающих льготный стаж, и записи в трудовой книжке, не может служить основанием для исключения периода работы из специального трудового стажа.
Так, работа ФИО1 в должности производителя работ (прораба) строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит» и в ООО «Ремстройсервис», предусмотрены разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10 (код позиции 2290000б-24441).
В выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1 сведения об особых условиях труда в период работы в указанных организациях и о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу отсутствуют.
В целях уточнения специального стажа работы ФИО1 в спорные периоды, ответчиком были направлены соответствующие запросы в территориальные органы пенсионного фонда по месту нахождения ЗАО «СМО «Монолит», ООО «Ремстройсервис», однако исчерпывающих мер к надлежащему исполнению данных запросов по проверке наличия специального стажа работы территориальными органами пенсионного фонда по месту нахождения указанных организаций, принято не было.
Так, из ответов ГУ-Главное управление Пенсионного фонда РФ №3 по г.Москве и Московской области от 04.05.2017 года за №203/2-07-1594 и от 29.12.2017 года №203/2-07-6072 следует, что ООО «Ремстройсервис» не заявляло о наличии рабочих мест, наименовании профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В связи с особыми условиями труда. Наблюдательное дело в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управлением не формировалось. С 01.01.2013 года ООО «Ремстройсервис» не производит начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, предусмотренных в пп. 1-18 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В индивидуальных сведениях (ИС) ФИО1 не содержатся сведения о суммах выплат, на которые начислены страховые взносы по дополнительному тарифу, ИС сданы за период с 07.05.2012 года по 27.10.2014 года без кода особых условий труда. В адрес ООО «Ремстройсервис» был направлен запрос о предоставлении первичных документов (согласно Перечня), подтверждающих факт работы ФИО1 в особых условиях труда. В случае получения ответа будет отправлен Акт проверки.
Управлением по Ленинскому муниципальному району Московской области ГУ-Главное управление Пенсионного фонда РФ №8 по г.Москве и Московской области были представлены ответы от 04.05.2017 года №208-16/5329 и от 28.12.2017 года №208-16/18805, из которых следует, что ЗАО «СМО «Монолит» было снято с учета в Ленинском муниципальном районе 01.03.2011 года в связи с перерегистрацией (изменение места нахождения). За период регистрации на территории района ЗАО «СМО «Монолит» не заявляло о наличии рабочих мест и профессий, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. Наблюдательное дело в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц отсутствует, в связи с чем, провести проверку не представляется возможным. Досрочные пенсии работникам ЗАО «СМО Монолит» не назначались.
Из вышеуказанных ответов следует, что все они даны на основании сведений содержащихся в индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованного лица ФИО1, при этом, всех необходимых мер к проведению проверки в ООО «Ремстройсервис» и ЗАО «СМО «Монолит» первичных документов, в которых содержаться сведения, свидетельствующие об особых условиях труда, территориальными органами пенсионного фонда по месту нахождения указанных организаций, не принималось.
В то же время, из представленной истцом справки ЗАО «СМО Монолит» от 01.12.2010 года №446, подписанной генеральным директором ФИО5 следует, что ФИО1 в указанном обществе работал с 01.04.2004 года по 01.12.2010 года на участке строительно-монтажных работ в должности производителя работ (прораба), предусмотренной Списком №2, Разделом XXVII, подразделом №8, позицией 2290000б-24441, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10. В соответствии с приказом о приеме на работу от 01.04.2004 №3 и расчетных листов за весь период работы, продолжительность специального стажа составляет 6 лет 08 месяцев 00 дней. За весь период работы производилась уплата (начисление) дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст.33.2 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ. В соответствии со ст.28 Федерального закона №400-ФЗ юридическое лицо несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для установления и выплаты пенсии.
Из справки ООО «Ремстройсервис» от 27.10.2014 года №6 за подписью генерального директора ФИО6 следует, что ФИО1 в указанном обществе работал с 07.05.2012 года по 27.10.2014 года на участке строительно-монтажных работ в должности производителя работ (прораба), предусмотренной Списком №2, Разделом XXVII, подразделом №8, позицией 2290000б-24441, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10. В соответствии с приказом о приеме на работу от 05.05.2012 года №14 и расчетных листов продолжительность специального стажа составляет 2 года 05 месяцев 20 дней. За весь период работы производилась уплата (начисление) дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст.33.2 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ. При этом указано, что в соответствии со ст.28 Федерального закона №400-ФЗ юридическое лицо несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для установления и выплаты пенсии.
Указанные справки соответствуют требованиям, предъявляемым п.40 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555, действовавшим на момент их выдачи, в них отражены все необходимые сведения, свидетельствующие об особых условиях труда ФИО1 в указанные периоды.
Доказательств, опровергающих достоверность сведений указанных в данных справках, ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, суд считает необоснованным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ясногорском районе Тульской области в части не включения в специальный стаж ФИО1 периодов его работы с 01.04.2004 года по 01.12.2010 года в должности прораба строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит»; с 07.05.2012 года по 27.10.2014 года в должности производителя работ на строительном участке в ООО «Ремстройсервис».
Кроме того, истцом в ходе судебного разбирательства были уточнены исковые требования, и он дополнительно просил включить в его специальный стаж период работы с 24.01.2017 года по 12.06.2017 года в должности производителя работ ООО «МФС-ПИК», который ранее им для учета в качестве такового пенсионному фонду, не заявлялся.
Данная должность предусмотрена Списком №2, Разделом XXVII, подразделом №8, позицией 2290000б-24441, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10.
Согласно копии трудовой книжки, справке ООО «МФС-ПИК» от 11.12.2017 года №57/17 ФИО1 в указанной организации работает с 24.01.2017 года (приказ от 24.01.2017 года №08-лс) полный рабочий день в режиме полной рабочей недели без совмещений профессий. В период трудовой деятельности ФИО1 с 24.01.2017 года по 12.06.2017 года на основании Карты аттестации рабочего места по условиям труда №262а от 30.12.2013 года, на основании строки 041, должность производителя работ (прораб) является должностью с правом на льготное пенсионное обеспечение, согласно Списка 2 раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» позиция 2290000б-24441, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10. С 13.06.2017 года право на льготное пенсионное обеспечение по должности производитель работ (прораб) снято, на основании Карты специальной оценки условий труда работников №190А от 13.06.2017 года на основании строки 040. До 13.06.2017 года в ООО «МФС-ПИК» к должности производителя работ (прораб) были установлены дополнительные выплаты взносов в ПФР в размере 2% от производимых начислений.
Сведения, указанные в справке ООО «МФС-ПИК» от 11.12.2017 года №57/17, подтверждаются Картами аттестаций рабочего места по условиям труда №262а от 30.12.2013 года и №190А от 13.06.2017 года, проведенными ООО «Межрегиональный центр охраны труда «ЭКСПЕРТИЗА».
Доказательств опровергающих сведения, изложенные в указанных документах, суду не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что периоды работы ФИО1 в должности производителя работ (прораба) в ЗАО «СМО Монолит» с 01.04.2004 года по 01.12.2010 года (6 лет 08 мес.), в ООО «Ремстройсервис» с 07.05.2012 года по 27.10.2014 года (2 года 05 мес. 20 дней) и в ООО «МФС-ПИК» с 24.01.2017 года по 12.06.2017 года (4 мес.19 дней) подлежат зачету в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Таким образом, с учетом зачтенного органом пенсионного фонда в специальный стаж работы ФИО1 периодов его работы с 15.05.2000 года по 01.04.2002 года в качестве мастера строительных и монтажных работ в ООО 865 «Магистральдорстрой» (1 год 10 месяцев 18 дней) и с 28.04.2014 года по 31.12.2015 года в качестве производителя работ ООО «МСУ Град-1» (1 год 1 месяц 5 дней), его общий специальный стаж по состоянию на 12.06.2017 года составил 12 лет 6 месяцев и 2 дня.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 в части возложения на УПФ РФ в Ясногорском районе Тульской области обязанности зачесть в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов его работы: с 01.04.2004 года по 01.12.2010 года в должности прораба строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит»; с 07.05.2012 года по 27.10.2014 года в должности производителя работ на строительном участке в ООО «Ремстройсервис»; с 24.01.2017 года по 12.06.2017 года в должности производителя работ ООО «МФС-ПИК» и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня возникновения такого права, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать УПФ РФ в Ясногорском районе Тульской области зачесть в специальный стаж ФИО1 дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды его работы:
- с 01.04.2004 года по 01.12.2010 года в должности прораба строительного участка в ЗАО «СМО «Монолит» (6 лет 8 месяцев);
- с 07.05.2012 года по 27.10.2014 года в должности производителя работ на строительном участке в ООО «Ремстройсервис» (2 года 5 месяцев 20 дней);
- с 24.01.2017 года по 12.06.2017 года в должности производителя работ ООО «МФС-ПИК» (4 месяца 19 дней).
Обязать ГУ УПФР в Ясногорском районе Тульской области назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости со дня возникновения этого права, то есть с 10.06.2017 года.
В остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ясногорский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н.Курбатов