ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-/ от 29.01.2014 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2-/номер скрыт/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 /дата скрыта/                     Центральный районный суд

 /адрес скрыт/

 В составе:

 председательствующего судьи – Кузнецовой Т.В.,

 при секретаре судебного заседания – Лемешевой Е.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ШабА. А. А. об оспаривании муниципального нормативного акта,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 в интересах несовершеннолетней ШабА. А.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании муниципального нормативного акта.

 В обоснование заявленных требований указала, что она является законным представителем несовершеннолетней дочери ШабА. А.А., которой на праве собственности принадлежит дом с земельным участком по адресу: /адрес скрыт/. /дата скрыта/ специалист отдела муниципального земельного контроля управления архитектуры и градостроительства администрации /адрес скрыт/ ФИО2 произвела осмотр данного земельного участка. Указанное действие совершено с превышением полномочий, предоставленных муниципальным служащим федеральным законодательством. В соответствии с действующим законодательством муниципальные служащие имеют право проводить муниципальный земельный контроль только в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Постановлением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ № /номер скрыт/-па утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/». Текст постановления опубликован в газете «Дальневосточный Комсомольск» от /дата скрыта/ № /номер скрыт/ Постановлением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ № /номер скрыт/пa в постановление от /дата скрыта/ были внесены изменения и Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» было изложено в новой редакции. Пункты 1.1, 1.2 Положения предусматривают проведение муниципального земельного контроля в отношении граждан. Пунктом 1.3 Положения определено, что объектами муниципального земельного контроля являются не только земли, находящиеся в муниципальной собственности, но и земли всех форм собственности. Вторым абзацем пункта 3.1 определено, что возможен контроль за соблюдением требований земельного законодательства в отношении собственников земельных участков. Пятым абзацем пункта 3.1 предусмотрен контроль за гражданами на предмет соблюдения ими сроков освоения земельных участков. Абзац 2 пункта 4.1 предоставляет право муниципальным служащим беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности. Абзац 3 пункта 4.1 предоставляет право муниципальным служащим проводить осмотр земельных участков, находящихся в собственности граждан с составлением акта осмотра территории, земельных участков по форме, согласно приложению 1. Абзац 4 пункта 4.1 предоставляет право муниципальным служащим направлять гражданам предупреждения (уведомления) об устранении нарушений земельного законодательства по форме, согласно приложению 2. Абзац 7 пункта 4.1 дает право муниципальным служащим собирать персональные данные в отношении граждан, подозреваемых органами местного самоуправления в нарушении земельного законодательства. Абзац 8 пункта 4.1 дает право муниципальным служащим требовать от собственников земельных участков объяснения, сведения и другие материалы, связанные с использованием земельных участков. Раздел 7 Положения определяет порядок осуществления земельного контроля в отношении граждан. Пункты 1.1, 1.2, 1.3, абзацы 2 и 5 пункта 3.1, абзацы 2, 3, 4, 7 и 8 пункта 4.1, раздел 7, приложение № 1, 2 и 3 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» нарушают право, гарантированное статьей 36 Конституции РФ, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей.

 Обращаясь с заявлением в суд, ФИО1 просила признать незаконными пункты 1.1, 1.2, 1.3, абзацы 2 и 5 пункта 3.1, абзацы 2, 3, 4, 7 и 8 пункта 4.1, раздел 7, приложение № 1, 2 и 3 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», утвержденного постановлением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ № /номер скрыт/па (в редакции постановления № /номер скрыт/-па от /дата скрыта/ года) в части наделения органов муниципального земельного контроля проводить контроль в отношении собственников земельных участков и граждан с момента опубликования.

 Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом и своевременно, представила письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия. Суд в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ определил возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

 В судебном заседании представитель заявителя ФИО3, действующий на основании доверенности, заявление поддержал и пояснил, что Конституцией РФ определено, что права и свободы граждан могут быть ограничены только Федеральным законом. Несовершеннолетней дочери заявителя – ШабА. А., на праве собственности по договору дарения принадлежит земельный участок по адресу /адрес скрыт/. На этом земельном участке также находится дом. /дата скрыта/ специалист отдела муниципального земельного контроля управления архитектуры и градостроительства администрации /адрес скрыт/ ФИО2 произвела осмотр данного земельного участка. ФИО1 считает, что указанное действие совершено с превышением полномочий, предоставленных муниципальным служащим федеральным законодательством. В соответствии с законом к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа. В данном случае, земельный участок не является землей городского округа, поскольку находится в частной собственности. Следовательно, проводить земельный контроль в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, по закону муниципальные служащие не могут. Однако, в Постановлении администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ № /номер скрыт/-па, в редакции Постановления администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ № /номер скрыт/ содержатся п. 1.1, 1.2, которые предусматривают проведение муниципального земельного контроля в отношении граждан. Муниципальный контроль может проводиться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. ФИО1 и ее дочь не являются индивидуальными предпринимателями и никакой предпринимательской деятельности по /адрес скрыт/ не осуществляют. Поэтому п.1.1, 1.2 Положения не соответствуют требованиям закона. Пункт 1.3 данного Положения определяет, что объектами муниципального земельного контроля являются не только земли, находящиеся в муниципальной собственности, но и земли всех форм собственности, что также не соответствует закону, поскольку муниципальный земельный контроль может проводиться только в отношении муниципальных земель. Положения абз.2 п.3.1, абз.5 п.3.1, абз.2 п.4.1, абз.3 п.4.1, абз.4 п.4.1, абз.7 п.4.1, абз.8 п.4.1, раздел 7 также противоречат законодательству. Раздел 7 является незаконным, поскольку определяет порядок осуществления земельного контроля в отношении граждан. ФИО1 считает, что муниципальный нормативный акт нарушает ее права. Право частной собственности неприкосновенно. Земельный участок находится в собственности, поэтому она имеет право никого не пускать на его территорию. Просит признать указанные выше пункты Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» в части наделения органов муниципального земельного контроля проводить контроль в отношении собственников земельных участков и граждан не законными с момента опубликования.

 В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО4, действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась и пояснила, что в соответствии с Постановлением администрации /адрес скрыт/ № /номер скрыт/па регулируются вопросы муниципального земельного контроля. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определены права и обязанности на осуществление муниципального земельного контроля. Был разработан нормативный акт – Постановление № /номер скрыт/, и спустя некоторое время на этот нормативный правовой акт был получен протест прокурора от /дата скрыта/ о том, что установлены нарушения, которые необходимо устранить. Протест прокурора был отклонен. Прокурор /адрес скрыт/ обратился с заявлением в суд, решением суда требования прокурора были удовлетворены. Однако, в апелляционной инстанции было установлено, что администрацией города в муниципальный нормативный акт № /номер скрыт/ были внесены изменения, преамбула была дополнена ст.72 ЗК РФ, которая говорит о том, что органы местного самоуправления определяют свои полномочия исключительно нормативными правовыми актами на местом уровне. В соответствии со ст.5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, на основании чего были внесены дополнения по включению раздела 7 в Постановление № /номер скрыт/-па. Решение суда первой инстанции было отменено. Обжалуемый муниципальный нормативный акт в настоящее время прошел согласование, на нем имеется резолюция прокурора, проведена правовая экспертиза. Считает требования Шабалиной необоснованными, просила в их удовлетворении отказать.

 Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 ФИО1 оспаривает пункты 1.1, 1.2, 1.3, абзацы 2 и 5 пункта 3.1, абзацы 2, 3, 4, 7 и 8 пункта 4.1, раздел 7, приложение № 1, 2 и 3 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», утвержденного постановлением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ № /номер скрыт/па (в редакции постановления № /номер скрыт/-па от /дата скрыта/ года) в части наделения органов муниципального земельного контроля проводить контроль в отношении собственников земельных участков и граждан с момента опубликования, ссылаясь на то, что указанные нормы противоречат Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Земельному кодексу РФ, Федеральному закону «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

 Оспариваемые заявителем нормы Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», утвержденного Постановлением администрации города от /дата скрыта/ № /номер скрыт/-па, предусматривают следующее.

 Пункт 1.1 определяет, что настоящее Положение устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, использованием земель юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/».

 Пункт 1.2 определяет предмет муниципального земельного контроля - соблюдение юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» требований Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов /адрес скрыт/.

 В соответствии с п.1.3 Положения объектом муниципального земельного контроля являются все земли, находящиеся в границах муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

 Согласно абзацам 2 и 5 п.3.1 Положения управление архитектуры градостроительства администрации /адрес скрыт/, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля, осуществляет:

 - контроль за соблюдением требований земельного законодательства по использованию земель на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» собственниками, арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами;

 - контроль за соблюдением юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами сроков освоения земельных участков.

 Пунктом п.4.1 абзацы 2, 3, 4, 7 и 8 определено, что в целях исполнения обязанностей по муниципальному земельному контролю муниципальные служащие, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля, имеют право:

 - при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно посещать земельные участки на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей, с составлением акта проверки земельного участка;

 - при предъявлении служебного удостоверения проводить осмотр территорий, земельных участков на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», находящихся в собственности, владении, пользовании и аренде граждан, с составлением акта осмотра территорий, земельных участков по форме, согласно приложению № 1;

 - направлять гражданам предупреждения (уведомления) об устранении нарушений земельного законодательства по форме, согласно приложению № 2;

 - обращаться в органы прокуратуры, внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению муниципального земельного контроля, а также в установлении личности граждан, виновных в нарушении земельного законодательства;

 - получать от собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев объяснения, сведения и другие материалы, связанные с использованием земельных участков.

 Раздел 7 Положения регулирует осуществление муниципального земельного контроля в отношении граждан.

 Так, п.7.1 предусматривает, что муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется в следующих формах:

 - камеральный контроль - осуществляется без посещения объекта муниципального земельного контроля и предусматривает работу с посетителями и документами по месту нахождения органа муниципального земельного контроля;

 - дистанционный контроль - осуществляется посредством запроса, получения информации об объекте муниципального земельного контроля, в том числе по месту расположения контролируемого объекта;

 - непосредственный контроль - осуществляется по месту расположения объекта муниципального земельного контроля.

 В соответствии с п.7.2 Положения по результатам проведенного непосредственного контроля муниципальными служащими, уполномоченными на осуществление муниципального земельного контроля, составляется акт осмотра территории, земельного участка по форме, согласно приложению № 1.

 Согласно п.7.3 в случае выявления нарушений гражданином требований земельного законодательства Российской Федерации муниципальные служащие, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля, направляют гражданину предупреждение (уведомление) об устранении нарушений земельного законодательства по форме, согласно приложению № 2.

 В соответствии с п.7.4 в случае неисполнения гражданином предупреждения (уведомления) об устранении нарушений земельного законодательства муниципальные служащие, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля, направляют сообщения и материалы о выявленных нарушениях земельного законодательства в органы государственного контроля и надзора для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности согласно действующему законодательству по форме, согласно приложению № 3.

     Оспариваемые заявителем Приложение № 1, /номер скрыт/ и /номер скрыт/ содержат форму, по которой составляется «Акт осмотра земельного участка», «Предупреждение (уведомление)», «Сообщение о факте нарушения земельного законодательства».

     Статья 36 Конституции РФ гарантирует, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

     Частью 3 ст.55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     В соответствии с п.26 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от /дата скрыта/ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.

 Понятие муниципального земельного контроля определено в ст.72 Земельного кодекса РФ, согласно которой муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 При этом, из указанной выше правовой нормы следует, что реализация функции муниципального земельного контроля не должна пониматься как реализации прав муниципального образования как собственника земельных участков, поскольку осуществление функции по муниципальному земельному контролю является функцией публично-правового образования.

 Муниципальное образование, являясь собственником или распорядителем соответствующих земельных участков, может выступать на рынке как хозяйствующий субъект и, соответственно, вступать в гражданско-правовые отношения (например, при заключении договоров купли-продажи или аренды земельных участков). Таким образом, при осуществлении контроля за сданными в аренду земельными участками муниципальное образование может также выступать в качестве арендодателя земельных участков, осуществляющего контроля за сданным в аренду имуществом. Однако, эти полномочия не относятся к муниципальному земельному контролю.

 Отношения в области организации и осуществления муниципального контроля, а также защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля регулируются Федеральным законом от /дата скрыта/ № /номер скрыт/ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральным законом /номер скрыт/ устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление муниципального контроля.

 В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от /дата скрыта/ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», муниципальным контролем является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

 Таким образом, Федеральным законом от /дата скрыта/ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено осуществление муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 Вместе с тем, оспариваемыми пунктами 1.1, 1.2 предусмотрено, что Положение устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, а пункт 1.3 устанавливает, что объектом муниципального земельного контроля являются все земли, находящиеся в границах муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

 Кроме того, абзацы 2 и 5 п.3.1 Положения устанавливают возможность осуществления контроля за соблюдением требований земельного законодательства по использованию земель в отношении собственников, арендаторов земельных участков, а также сроков освоения земельных участков в отношении граждан.

 Пункт п.4.1 (абзацы 3, 4 и 8) наделяет муниципальных служащих, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля, правом проводить осмотр территорий, земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании и аренде граждан; направлять гражданам предупреждения (уведомления) об устранении нарушений земельного законодательства; получать от собственников, арендаторов земельных участков, сведения и другие материалы, связанные с использованием земельных участков.

 Раздел 7 Положения определяет порядок осуществление муниципального земельного контроля в отношении граждан.

 Указанные выше пункты в части наделения органов муниципального земельного контроля проводить контроль в отношении граждан противоречат действующему законодательству, а именно, ст.72 ЗК РФ, ст.2 ч.4 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», нарушают права граждан на свободное владение, пользование и распоряжение землей.

 В соответствии с ч.1, ч.4 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что указанные выше пункты нормативного правового акта - Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», утвержденного постановлением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ № /номер скрыт/па (в редакции постановления « /номер скрыт/-па от /дата скрыта/ г.) в части наделения органов муниципального земельного контроля проводить контроль в отношении граждан, противоречат действующему законодательству, являются незаконными, и подлежат признанию недействующими с момента опубликования.

 Оспариваемые положения п.4.1 абзац 2, 7, которые наделяют муниципальных служащих беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; обращаться в органы прокуратуры, внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению муниципального земельного контроля, а также Приложение № 1, № 2, /номер скрыт/ к Положению не противоречат действующему законодательству, в связи с чем оснований для признания их незаконными суд не находит.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Заявление ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ШабА. А. А. об оспаривании муниципального нормативного акта, – удовлетворить частично.

 Признать незаконными пункты 1.1 - 1.3, абзацы 2 и 5 пункта 3.1, абзацы 3, 4, 8 пункта 4.1, раздел 7 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», утвержденного постановлением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ № /номер скрыт/па (в редакции постановления « /номер скрыт/ от /дата скрыта/ г.) в части наделения органов муниципального земельного контроля проводить контроль в отношении граждан – собственников земельных участков, и не действующими с момента опубликования.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам /адрес скрыт/вого суда через Центральный районный суд /адрес скрыт/ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья                                    Т.В.Кузнецова