ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-/110920 от 20.02.2020 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-/110920

26RS0001-01-2019-017456-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2020 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Шевелева Л.А.,

при секретаре Омаровой Р.И.,

с участием:

представителя истца ФИО1 по доверенности,

представителя ответчика ФИО2 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства <адрес> к Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды- филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» о понуждении заключить соглашение,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства <адрес> обратилось в Промышленный районный суд <адрес> с иском к Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды- филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» о понуждении заключить соглашение об обмене информацией по вопросам гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды в редакции министерства сельского хозяйства <адрес>.

В обосновании иска указано, что в соответствии с Положением о министерстве сельского хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от дата-п министерство является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес>, обеспечивающим проведение на территории <адрес> государственной политики и осуществляющим управление, нормативно-правовое регулирование в области агропромышленного комплекса <адрес>, включая животноводство, растениеводство, семеноводство, мелиорацию, плодородие земель, устойчивое развитие сельских территорий, а также в сфере промышленного рыболовства, аквакультуры (рыбоводства), оборота земель сельскохозяйственного назначения, в сфере осуществления государственной поддержки ведения садоводства и огородничества для собственных нужд в <адрес>.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от дата N 113-Ф3 "О гидрометеорологической службе" информацией общего назначения является полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружают щей природной среды, ее загрязнении.

На основании пункта 2 статьи 17 указанного Федерального закона информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей). &apos; Согласно статьи 1 и пункта 3 статьи 17 Федерального закона от дата N ИЗ-ФЗ специализированная информация, то есть информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств, предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров.

В соответствии с п. 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от дата «Об информационный услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды» (далее - Положение) бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета.

Приказом Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо- Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от дата утвержден Сборник цен на основные виды гидрометеорологической продукции и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (далее - Приказ), в котором указано, что информация общего назначения предоставляется бесплатно только для органов государственной власти Российской Федерации и органов единой государственной системй предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для прочих пользователей (потребителей) данная информация предоставляется за плату в размерах, возмещающих ее подготовку, производство, обработку и предоставление.

Таким образом, Приказ не соответствует Положению, а, следовательно, противоречит постановлению Правительства Российской Федерации.

Обзор агрометеорологических условий за декаду по территории Российской Федерации (с приложением карт количества осадков за декаду и месяц) входит в Перечень информационных услуг общего назначения.

Вместе с тем, по мнению ФГБУ «Северо- Кавказское УГМС» в Перечень информационных услуг общего назначения входит обзор агрометеорологических условий за декаду по Российской Федерации без обзора по конкретным субъектам Российской Федерации. 1

При этом не учитываются нормы Положения, устанавливающие, что информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Для субъектов Российской Федерации обзор агрометеорологических условий за декаду по Российской Федерации не представляет интереса и не может иметь применения в практической деятельности.

Кроме того, данная информация необходима <адрес> в целях изучения условий проведения полевых работ, сева и осенней вегетации озимых культур, перезит мовки зимующих культур, выпаса скота, для определения характера и степени повреждения растений неблагоприятными погодными явлениями и принятия мер борьбы с ними.

Считаем, что оплата информации за счет средств бюджета <адрес> будет являться нецелевым использованием средств, в связи с тем, что расходы на ее предоставление согласно Положению компенсируются из федерального бюджета.

Во исполнение задач поставленных перед министерством, в рамках своих полномочий, в целях реализации Положения министерство направило в Ставропольский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» проект соглашения об обмене информацией.

Письмом от 28.05.2019г. ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» (копия прилагается) отказалось заключать соглашение, сославшись на нецелесообразность, так как имеется заключенное «Соглашения о сотрудничестве в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от дата- п, а так же о готовности предоставлять информацию общего назначения на безвозмездной основе за декаду по Российской Федерации, которая и так размещается на официальном сайте Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и как выше было указано не представляет интереса и не может иметь применения в практической деятельности.

Так же, в письме указали на то, что экономический район Российской Федерации - <адрес> (код ОКАТО 07) не соответствует Постановлению , так как согласно «Общероссийскому классификатору экономических регионов ОК 024-95 (утвержденного Постановлением Госстандарта России от дата) (далее - классификатор) экономического района <адрес> (код ОКАТО 07) не существует. Однако указанный субъект РФ, наряду с 11-ю другими субъектами РФ, входит в Северо-Кавказский экономический район.

<адрес> входит в Северо-Кавказский экономический район (код ОКАТО 07) и то, что не 11, а 12 субъектов входят в Северо-Кавказский экономический район.

Министерство обращалось в Арбитражный суд <адрес> с требованием о понуждении заключить соглашение, однако, Определением от 22.08.2019г. по делу №А63- 13111/2019 суд прекратил производство по делу в связи с не подсудностью данного спора арбитражному суду, как не носящего экономический характер.

Просят обязать ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» в лице Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» заключить соглашение об обмене информацией по вопросам гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды в редакции министерства сельского хозяйства <адрес>.

Представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – ФИО2 с заявленными требованиями не согласилась, просила в иске отказать, по доводам изложенным в возражениях.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства и в их совокупности, суд находит исковое заявление, подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Положением о министерстве сельского хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от дата-п министерство является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес>, обеспечивающим проведение на территории <адрес> государственной политики и осуществляющим управление, нормативно-правовое регулирование в области агропромышленного комплекса <адрес>, включая животноводство, растениеводство, семеноводство, мелиорацию, плодородие земель, устойчивое развитие сельских территорий, а также в сфере промышленного рыболовства, аквакультуры (рыбоводства), оборота земель сельскохозяйственного назначения, в сфере осуществления государственной поддержки ведения садоводства и огородничества для собственных нужд в <адрес> (далее - сфера деятельности министерства).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от дата N 113-Ф3 "О гидрометеорологической службе" информацией общего назначения является полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружают щей природной среды, ее загрязнении.

На основании пункта 2 статьи 17 указанного Федерального закона информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей). &apos; Согласно статьи 1 и пункта 3 статьи 17 Федерального закона от дата N ИЗ-ФЗ специализированная информация, то есть информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств, предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров.

В соответствии с п. 4 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от дата «Об информационный услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды» (далее - Положение) бесплатно информация в области гидрометеорологии й мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета.

дата утвержден Сборник цен на основные виды гидрометеорологической продукции и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (далее - Приказ), в котором указано, что информация общего назначения предоставляется бесплатно только для органов государственной власти Российской Федерации и органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для прочих пользователей (потребителей) данная информация предоставляется за плату в размерах, возмещающих ее подготовку, производство, обработку и предоставление.Обзор агрометеорологических условий за декаду по территории Российской Федерации (с приложением карт количества осадков за декаду и месяц входит в Перечень информационных услуг общего назначения.

Данная информация необходима <адрес> в целях изучения условий проведения полевых работ, сева и осенней вегетации озимых культур, перезимовки зимующих культур, выпаса скота, для определения характера и степени повреждения растений неблагоприятными погодными явлениями и принятия мер борьбы с ними.

Во исполнение задач поставленных перед министерством, в рамках своих полномочий, в целях реализации Положения министерство направило в Ставропольский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» проект соглашения об обмене информацией.

Письмом от 28.05.2019г. ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» отказалось заключать соглашение, сославшись на нецелесообразность, так как имеется заключенное «Соглашения о сотрудничестве в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от дата- п, а так же о готовности предоставлять информацию общего назначения на безвозмездной основе за декаду по Российской Федерации, которая и так размещается на официальном сайте Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и как выше было указано не представляет интереса и не может иметь применения в практической деятельности.

В письме также указали на то, что экономический район Российской Федерации - <адрес> (код ОКАТО 07) не соответствует Постановлению , так как согласно «Общероссийскому классификатору экономических регионов ОК 024-95 (утвержденного Постановлением Госстандарта России от дата) экономического района <адрес> (код ОКАТО 07) не существует.

Также в судебном заседании установлено, что Постановлением <адрес> от дата-п утверждено Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и <адрес>.

В соответствии со ст. 1 указанного Соглашения с <адрес> взаимодействует <адрес>вой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - полномочный представитель Росгидромета на территории <адрес>. Данное Соглашение на настоящий момент является действующим.

В соответствии со ст. 6 Соглашения Ставропольский ЦГМС предоставляет <адрес> информацию общего назначения бесплатно, органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и другим пользователям - за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи. Специализированная информация предоставляется <адрес> и другим пользователям в рамках и на условиях ежегодно утверждаемой Программы (согласно ст. 5 Соглашения), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению работ, не вошедших в Программу ФГБУ «Северо- Кавказское УГМС» создано приказом Росгидромета от дата «О реорганизации ФГБУ, подведомственных Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Южному и Северо- Кавказскому федеральным округам», зарегистрировано дата - является слияние, в том числе, Федерального государственного бюджетного учреждения «<адрес>вой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Следовательно, обязательства Ставропольского ЦГМС по данному Соглашению перешли к Учреждению, которое не отказывается от их исполнения.

Также установлено, что предоставление органам государственной власти РФ и органам государственной власти субъектов РФ информации общего назначения осуществляется на безвозмездной основе - бесплатно.

Приказом ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» от дата утверждён Сборник цен на основные виды гидрометеорологической продукции и информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении, в котором вследствие технической ошибки, пропущена фраза о том, что информация общего назначения предоставляется бесплатно органам исполнительной власти субъектов РФ. Указанный Приказ разработан на основе Постановления Правительства РФ от дата, которое имеет верховенствующее значение, и таким образом, данная техническая ошибка не влияет на исполнение Постановления.

Постановлением утверждён Перечень информационных услуг общего назначения, куда входи «Обзор агрометеорологических условий за декаду по территории Российской Федерации (с приложением карт количества осадков за декаду и месяц), содержащий характеристику погодных условий, оценку влияния агрометеорологических условий на перезимовку, проведение полевых работ, рост, развитие и формирование урожая основных сельскохозяйственных культур» (далее - Обзор). Данный Обзор готовится специалистами Федерального государственного бюджетного учреждения «Гидрометеорологический научно- исследовательский центр Российской Федерации» (ФГБУ «Гидрометцентр России») и публикуется на официальном сайте данного учреждения.

Истец ошибочно полагает, что информация органам государственной власти субъектов РФ должна предоставляться именно по субъектам РФ. Та информация, которая должна предоставляться по субъектам РФ, имеет прямое указание об этом в Перечне информационных услуг общего назначения, например: в разделе 1. Оперативно прогностическая информация Перечня - Прогноз погоды по территориям субъектов Российской Федерации на 1 - 3 суток; в разделе 2. Аналитическая и режимносправочная информация Перечня - Ежемесячная информация о стихийных явлениях погоды, гидрометеорологических условиях и их влиянии на деятельность основных отраслей экономики - по субъектам РФ.

Также, Постановлением предусматривается предоставление некоторых видов информационной продукции с детализацией по экономическим районам РФ, к которым - Обзор также не относится, например: в разделе 1. Оперативно-прогностическая информация Перечня - Прогноз ожидаемого состояния озимых зерновых культур к началу вегетации - по экономическим районам и в целом по Российской Федерации. Одновременно считаю необходимым пояснить, что согласно «Общероссийскому классификатору экономических регионов. ОК 024-95» (утв. Постановлением Госстандарта России от дата) (далее- классификатор) «экономическим районом является часть территории страны, состоящая из нескольких республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, характеризующаяся территориально-хозяйственным единством (комплексностью), относительным сходством природных и экономических условий и особенностей». <адрес>, наряду с 12-ю другими субъектами Российской Федерации входит в Северо-Кавказский экономический район (раздел 2 классификатора). Таким образом, указанный Министерством сельского хозяйства <адрес> в проекте Соглашения «экономический район <адрес> (код ОКАТО 07)» не существует и является искажением в своих интересах информации классификатора.

Так как детализация данной информации на уровне субъектов Российской Федерации Постановлением не предусмотрена, то данная информация является специализированной и предоставляется на договорной основе. Специализированная информация, в соответствии со ст. 1 Федерального закона о гидрометеорологической службе № ПЗ-ФЗ от дата, это информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.

Более того, Распоряжением <адрес> от дата- рп Обзор агрометеорологических условий также отнесен к специализированной информации (п. 8.5. Перечня специализированной информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды по территории <адрес>).

Учитывая, что подготовка специализированной информации, в соответствии с п. 3.3 Устава Учреждения, относится к видам деятельности, не являющимся основными, данные работы не финансируется из средств федерального бюджета, т.к. в соответствии с п. 3 «Положения об информационных услугах...» из средств федерального бюджета компенсируются работы по предоставлению информации общего назначения.

Исходя из этого, расходование средств федерального бюджета на осуществление работ, не входящих в Перечень информационных услуг общего назначения, будет являться нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Учитывая наличие действующего «Соглашения о сотрудничестве в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и <адрес>», утверждённого Постановлением <адрес> от дата-п, взаимодействие с органами исполнительной власти <адрес> осуществляется на основании именно этого Соглашения. <адрес> является высшим исполнительным органом государственной власти <адрес> и руководит деятельностью органов исполнительной власти края.

Согласно <адрес> от дата-п «Об утверждении Положения о министерстве сельского хозяйства <адрес> (с изменениями от дата)», министерство сельского хозяйства является органом исполнительной власти <адрес>, т.е. входит в структуру <адрес>. Таким образом, Учреждение считает нецелесообразным заключение дублирующего соглашения, о чем было сообщено Заявителю дата исх (копию прилагаю).

Действующим законодательством не дается определение такому документу, как соглашение, однако, учитывая природу отношений, затрагиваемых в соглашении и определяющих взаимные обязательства сторон, что в данном вопросе должны быть применимы нормы, регламентирующие договорные обязательства в гражданском законодательстве Российской Федерации.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается, кроме случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно Принятым обязательством. То есть, у Истца - отсутствуют законодательно обоснованные аргументы для обязания заключить предлагаемое им Соглашение.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Министерства сельского хозяйства <адрес> к Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды- филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» о понуждении заключить соглашение, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено дата.

Судья подпись Л.А.Шевелев

Копия верна. Судья Л.А.Шевелев

Подлинник решения подшит

в материалах дела

Судья Л.А.Шевелев