ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-/2016 от 12.07.2016 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2- /2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е :

Председательствующего судьи Е.А. Певиной

При секретаре М.А. Стариковой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда России в Центральном районе г. Новосибирска, о признании незаконным решения, об обязании включить в специальный стаж периоды работ и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

С обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда России в Центральном районе г. Новосибирска, указав в исковом заявлении, что 23 апреля 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по п/п 1 п.1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях», однако, в назначении пенсии ему было отказано по тем основаниям, что периоды его работы с 08.12.1992 года по 16.11.2004 года в качестве бортпроводника-инструктора, бортпроводника-инструктора летно-методического отдела, бортпроводника-инструктора по безопасности полетов инспекции по безопасности полетов в Авиакомпании «Сибирь», а также период его работы в данной Авиакомпании с 01.04.2011 года по настоящее время в должности старшего бортпроводника-инструктора не включен ответчиком в специальный стаж.

Истец не согласен с указанным решением ответчика с учетом уточнения требований просит суд признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п/п 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»; признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Новосибирска в части, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 08.12.1992 года по 16.11.2004 года в качестве бортпроводника-инструктора, бортпроводника-инструктора летно-методического отдела, бортпроводника-инструктора по безопасности полетов инспекции по безопасности полетов в Авиакомпании «Сибирь» (11 лет 11 месяцев 10 дней), а также период работы в Авиакомпании «Сибирь» с 01.04.2011 года по 23.04.2015 года (4 года 23 дня) в должности старшего бортпроводника-инструктора и назначить ему пенсию со дня обращения, с 23 апреля 2015 года.

Истец С в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своих представителей.

В судебном заседании представитель истца Л, действующий на основании доверенности, пояснил суду, что на момент обращения истца с заявление о досрочном назначении страховой пенсии ему было полных 55 лет, в связи с чем, для назначения ему пенсии по п/п 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ему необходим специальный стаж 5 лет. Ответчик засчитал истцу в специальный стаж периоды его работы в должности бортпроводника продолжительностью 4 года 06 месяцев 21 день, в связи с чем, он просит засчитать истцу в специальный стаж периоды работы с 08 декабря 1992 года по 15 марта 1995 года в должности бортпроводника-инструктора ОАО «Авиакомпании Сибирь»; с 01 апреля 2011 года по 23 апреля 2015 года в должности старшего бортпроводника-инструктора ОАО «Авиакомпании Сибирь», в остальной части заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель истца С также поддержала заявленные истцом исковые требования.

Представитель ответчика Д, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные истцом исковые требования не признала, представила суду письменные возражения.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

Согласно п/п 1 п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

Согласно разделу XXI, подраздела 3, позиции 120033000-11217 Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" правом на досрочное назначение трудовой пенсии обладают бортпроводники.

Из трудовой книжки истца следует, что 08 декабря 1992 года он принят в Авиакомпанию «Сибирь» на должность бортпроводника-инструктора, 16 марта 1995 года переведен на должность бортпроводника-инструктора летно-методического отдела, в последующем 16.11.2004 года уволен по сокращению штатов.

01 апреля 2011 года истец принят в ОАО «Авиакомпания «Сибирь» на должность старшего бортпроводника-инструктора в Новосибирское отделение бортпроводников; 01 марта 2014 года переведен старшим бортпроводником-инструктором группы поддержания профессиональной подготовки Новосибирского отделения бортпроводников, продолжает работать по настоящее время (л.д.18-27).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 был утвержден Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", содержащий сведения о том, что таким правом обладали, в частности, члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.

Право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации. В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

Согласно данным нормативным актам, бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна.

Постановлением Минтруда РФ от 05 марта 2004 года № 29 утвержден квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации. Согласно указанному справочнику, в силу своих должностных обязанностей бортпроводник-инструктор организует работу группы бортовых проводников на борту воздушных судов. Осуществляет теоретическую, практическую, предварительную и предполетную подготовку бортовых проводников, послеполетные разборы. Составляет перспективные годовые и квартальные планы проверки теоретических и практических знаний бортовых проводников на земле и в полете, планы стажировки бортовых проводников. Проверяет в условиях полета знание бортовыми проводниками технологии обслуживания пассажиров, правил использования электробытового оборудования воздушных судов, аварийно-спасательных средств, ведения и оформления рабочей документации. Ведет необходимые записи в летных книжках бортпроводников. Проверяет умение бортпроводников обслуживать пассажиров, требующих особого внимания, по результатам проверок оформляет отчетные документы и разрабатывает меры по повышению профессионального мастерства бортпроводников. Контролирует содержание и состояние справочно-информационного материала на борту воздушного судна, наличие и правильность оформления личной документации бортпроводников.

Аналогичные должностные обязанности бортпроводника-инструктора предусмотрены и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздрава России от 29.01.2009 года № 32.

Из руководства по производству полетов ОАО «Авиакомпания «Сибирь» следует, что бортпроводник-инструктор включается в состав кабинного экипажа в целях проведения практической подготовки и проверки навыков членов кабинного экипажа, а также для контроля качества тренировок и выполнения всех видов полетов членами кабинных экипажей.

Обладатель квалификационной отметки (FAI) в рейсовых условиях отрабатывает с кабинным экипажем навыки по практическому применения АСО, элементы обслуживания пассажиров в соответствии с технологиями и стандартами, принятыми в авиакомпании, и правилами ведения информационной работы; при выполнении проверочных полетов контролирует соблюдение стандартов и технологий обслуживания пассажиров, умение грамотно пользоваться АСО, буфетно-кухонным и бытовым оборудованием, информационно-справочную работу, правильность оформления полетной документации, а также знание и четкое выполнение руководящих документов.

Для выполнения проверки навыков практической работы кандидата на получение свидетельства бортпроводника и проверок навыков практической работы бортпроводников решением МКК назначаются наиболее подготовленные бортпроводники-инструкторы, с оформлением в летной книжке соответствующей записи (л.д.55).

Судом установлено, что истец обладает квалификационной отметкой (FAI) (л.д. 112), а в его летной книжке имеются записи, что он может выполнять работы бортпроводника-инструктора на различных видах воздушных судов.

Принимая во внимание характер и специфику, условия осуществляемых истцом работ, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности бортпроводник-инструктор (старший бортпроводник-инструктор), летную нагрузку, которая подтверждается сведениями о налете часов за спорные периоды, отраженными в летной книжке истца, учитывая, что название должностей, которые занимал истец в спорные периоды, отличаются от названия должности, предусмотренной Списком N 1 раздела "Бортпроводник", однако занимаемые истцом должности имеют указание в названии на "бортпроводник" с дополнительным указанием на характер работы, как "инструктор", что не изменяет основой функции, возложенной на бортпроводника, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с 08 декабря 1992 года по 15 марта 1995 года в должности бортпроводника-инструктора ОАО «Авиакомпания «Сибирь»; с 01 апреля 2011 года по 23 апреля 2015 года в должности старшего бортпроводника-инструктора ОАО «Авиакомпания «Сибирь» подлежат зачету в качестве специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями п/п 1 п.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

При этом, в ходе рассмотрения дела не установлен тот факт, что в спорные периоды истец работал на не полную ставку, либо его работа во вредных условиях труда занимала менее 80% рабочего времени.

Оценивая собранные по делу доказательства, судом установлено, что при включении вышеуказанных периодов работы в специальный трудовой стаж на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии истец имел специальный стаж более 5 лет и возраст 55 лет.

Поскольку в силу ч.1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях " страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, а истец достиг 50-летия, то суд приходит к выводу, что досрочная страховая пенсия по старости ему должна быть назначена с 23 апреля 2015 года.

На основании ст. 98 ГПК РФ взысканию с ответчика в пользу истца подлежат расходы истца по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным в части решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Новосибирска № 239465/15 от 15 мая 2015 года.

Обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Новосибирска включить С периоды работы с 08 декабря 1992 года по 15 марта 1995 года в должности бортпроводника-инструктора ОАО «Авиакомпания «Сибирь»; с 01 апреля 2011 года по 23 апреля 2015 года в должности старшего бортпроводника-инструктора ОАО «Авиакомпания «Сибирь» в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Признать за С право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» с момента его обращения за назначением такой пенсии к ответчику – 23 апреля 2015 года, обязав Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Новосибирска назначить С трудовую пенсию по старости досрочно с 23 апреля 2015 года.

Взыскать с Государственного Учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Новосибирска в пользу С 300 рублей в счет компенсации расходов на оплату государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Судья Е.А. Певина