ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А-120/18 от 14.12.2018 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-AN-120/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 14 декабря 2018 г.

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Туприной М.Е., при секретаре Сахатаевой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.С.С. к администрации муниципального образования «<адрес> улус (район) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

И.С.С. обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: Республика Саха (Якутия), <адрес>, в порядке приватизации.

В обоснование своих исковых требований указывает, что в 2015 г. администрацией МО «<адрес> улус (район)» ему была предоставлена для проживания 1-комнатная <адрес> многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> Администрацией в 2015 г. выдан ордер <номер> от <дата>. Обратившись в администрацию района с заявлением по вопросу разрешения приватизации квартиры, получил ответ, что указанный многоквартирный дом в Реестре муниципального имущества <адрес> не значится. Зарегистрирован и проживает в жилом помещении, за наем и коммунальные услуги оплата производится, ранее в приватизации жилых помещений участия не принимал. Вследствие того, что здание фактически в муниципальную собственность не принято, в реестр муниципального имущества не включено, юридически никому не принадлежит, не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Представитель истца Ш.А.Н.. в судебном заседании исковые требования поддержала и показала, что на основании договора социального найма жилого помещения от <дата> заключенного с администрацией муниципального образования «<адрес> улус (район)», истец И.С.С. является нанимателем жилого помещения, расположенной по адресу: <адрес>. Из-за отсутствия документов, подтверждающих право муниципальной собственности на жилой дом, т.е. орган местного самоуправления не исполнил свои обязанности по надлежащему приему – передаче объекта жилого фонда в муниципальную собственность, а также должным образом не зарегистрировал право муниципальной собственности, истец не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Представитель ответчика муниципального образования «<адрес> улус» И.А.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что возражений к исковому заявлению не имеет, право муниципальной собственности на дом по адресу: <адрес> не зарегистрировано, истцы имеют право получить квартиру в собственность в порядке приватизации. Правопритязания отсутствуют, недвижимое имущество находится на территории наслега, заказчиком согласно муниципального контракта <номер>-К от <дата> по приобретению данного многоквартирного дома была администрация муниципального образования «<адрес> улус».

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела истец вселен в жилую <адрес> на основании Договора социального найма жилого помещения <номер> от <дата> заключенного между администрацией муниципального образования «<адрес> улус (район)» и И.С.С., ордера на жилое помещение от <дата>

Согласно кадастрового паспорта помещения квартира <адрес> Республики Саха (Якутия) является жилой квартирой, общей площадью 35,9 кв. м, кадастровый <номер>.

Согласно копии муниципального контракта <номер>-К на приобретение жилых помещений в строящемся многоквартирном доме на территории села <адрес> улуса РС (Я) от <дата> указанный жилой дом приобретен из средств местного бюджета – муниципального образования «<адрес> улус (район)», контракт заключен на основании результатов проведения электронного аукциона (протокол <номер> от <дата>)

Как следует из выписки из муниципальной программы «Капитальное строительство в МО «<адрес> улус (район) на 2015-2017 годы» приобретение 16-ти квартирного жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес> было профинансировано в 2015 году из средств местного бюджета МО «<адрес> улус (район)» (муниципальная программа «Капитальное строительство в МО «<адрес> улус (район) на 2015-2017 годы»), в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно выписки из реестра муниципального имущества МО «<адрес> улус (район)» от <дата><номер> объект недвижимости по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес> не принадлежит на праве муниципальной собственности муниципальному образованию «<адрес> улус (район)».

Уведомлением МО «<адрес> улус (район)» от <дата><номер>И.С.С. отказано в предоставлении муниципальной услуги по приватизации жилищного фонда: 1-комнатной квартиры находящейся по адресу: РС(Я), <адрес>, в связи с отсутствием у МО «<адрес> улус (район)» права собственности на указанное жилое помещение.

Спорная квартира в реестре муниципального имущества МО «<адрес> улус (район)» не значится, при этом построен из средств местного бюджета района, заказчиком выступила администрация муниципального образования «<адрес> улус (район)», однако оформление права собственности на недвижимое имущество – жилой дом за муниципальным образованием «<адрес> улус» должным образом не была произведена, что и явилось препятствием для приватизации жилого помещения истцом.

Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от <дата><номер> у И.С.С. отсутствует право собственности на объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации, следовательно, правом на приватизацию жилья ранее не воспользовался.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

Поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться (и многие из них воспользовались), как правило, только одним способом приобретения жилья в частную собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Правовой основой для этого стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений: органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Таким образом, согласно действующему законодательству, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

По смыслу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В том случае, если жилой фонд не передан должным образом в муниципальную собственность, либо собственник его не определен, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

То обстоятельство, что регистрация права муниципальной собственности должным образом не произведена, является препятствием к получению истцом в порядке приватизации наравне с другими гражданами жилья из муниципального жилого фонда в собственность и нарушает принцип равенства прав и свобод граждан, предусмотренный статьей 19 Конституции Российской Федерации и не может являться препятствием для реализации истцом своих прав.

Исходя из изложенного, в данном случае истец по не зависящей от него причине не может реализовать свое право на приватизацию спорной квартиры, а потому вправе требовать признания за ним права собственности на данное жилое помещение в судебном порядке.

Бездействие органа местного самоуправления, заключающееся в непринятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи и не оформлении права муниципальной собственности на нее, не может являться основанием для умаления жилищных прав истца, который вынужден ждать, пока орган местного самоуправления исполнит возложенные на него законом обязанности.

Истец проживает в жилом помещении на условиях социального найма, несет бремя содержания жилого помещения, ранее участия в приватизации жилья не принимал, свое право на получение жилья безвозмездно в собственность не использовал, законность вселения истца в квартиру никем не оспорена, в связи с чем, истец имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд находит исковое требование о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое требование И.С.С., удовлетворить.

Признать за И.С.С. право собственности на квартиру по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес>, в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 17 декабря 2018 г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья ФИО6