ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А-129/2022 от 02.08.2022 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-AI-129/2022

УИД 14RS0016-05-2022-000168-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Удачный «2» августа 2022 года

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Гусихиной З. Х., при секретаре Мироновой Е.В., с участием старшего помощника прокурора Никифоровой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское административное дело по административному иску Прокурора г. Удачный в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "Поселок Айхал" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Удачный в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АМО «Поселок Айхал» о возложении обязанности по сносу расселенных домов, уборке строительного мусора, в связи с переходом к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, требования уточнил, просит признать бездействие АМО «Поселок Айхал», выразившееся в неосуществлении сноса расселенных многоквартирных домов, расположенных на территории п. Айхал по ул., уборки остатков фундамента и строительного мусора, а также рекультивации земельных участков под ними незаконным и возложить обязанность на ответчика в течении 6 месяцев устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании прокурор уточненные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика АМО «Поселок Айхал» Утробина Я.Н. по доверенности в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, направила отзыв и указала, что дома расселены в рамках Республиканской адресной программы « Переселение граждан аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», финансирование из госбюджета на снос, уборку строительного мусора и рекультивацию земельных участков не предусмотрено и осуществляется за счет средств муниципальных образований. Своевременный снос домов не произведен по объективным причинам. На сегодняшний день заключен договор на оказание услуг по сбору, погрузке, транспортировке мусора с размещением на полигоне двух многоквартирных домов по адресам: , в отношении домов по планируется заключение муниципального контракта (договора) в кратчайший срок.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Технический регламент) при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Неликвидированные аварийные дома не исключают возможность совершения правонарушений в помещении, в том числе, террористических актов, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранения имущества третьих лиц. Непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействием терроризму является деятельность органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.2019 № 50 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (далее по тексту Программа), исполнение которой возложено на муниципальные образования Республики Саха (Якутия), в том числе и на МО «Поселок Айхал».

Согласно Программе, она реализуется в течение 2019-2025 годов в 6 этапов, наряду с переселением граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрена поэтапная ликвидация аварийного жилищного фонда на территории республики.

Как следует из раздела 7 Программы, после переселения всех граждан из аварийного многоквартирного дома в приобретенные жилые помещения либо выплаты возмещения, муниципальное образование - участник Программы обеспечивает снос указанного дома за счет средств местного бюджета, либо внебюджетных и иных источников.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года утвержден паспорт национального проекта «Жильё и городская среда».

В структуру указанного национального проекта входит федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», задачей которого является создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.

Установлено, что на территории Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Национального проекта «Жилье и городская среда» реализуется Региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории Республики Саха (Якутия)» основной задачей которого является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Согласно разделу 7 Программы ее участники формируют земельные участки, освободившиеся после сноса аварийного жилищного фонда, в соответствии с действующим законодательством.

Положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановления плодородия почв.

В соответствии со ст. 37 Технического регламента при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения; создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Администрация МО «Поселок Айхал», обладая полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязана создавать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания муниципального жилищного фонда. В случае признания дома аварийным и непригодным для проживания органы местного самоуправления уполномочены организовать и проконтролировать снос дома, относящегося к муниципальному жилищному фонду. Такая обязанность не должна быть поставлена в зависимость от наличия долгосрочного плана, срока демонтажа или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

Из материалов дела следует, что на территории МО «Поселок Айхал» в п. Айхал по адресам: находятся расселенные в 2019-2020 годах во исполнение Программы аварийные многоквартирные дома со свободным доступом неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним.

Администрацией МО «Мирнинский район» для выполнения работ по сносу аварийных домов, вывозу строительного мусора и планировке площадей и разработке проектной документации по организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства по вышеуказанным адресам были выделены денежные средства в размере 8 097 485,74 руб., которые поступили в бюджет МО «Поселок Айхал» 23 июля 2021 года.

Из отзыва ответчика следует, что АМО «Поселок Айхал» в августе 2021 года проведены работы по составлению технического задания по разработке проектно-сметной документации, 7 сентября 2021 года объявлены торги, 04 октября 2021 года заключен контракт со сроком исполнения 1 ноября 2021 года, который не был исполнен и расторгнут лишь 14 февраля 2022 года, 22 марта 2022 года был заключен контракт с иным подрядчиком со сроком исполнения 30 мая 2022 года, на 27 июля 2022 года проектно-сметная документация получена в электронном виде, оригинал следует почтовым отправлением.

Таким образом, суд находит установленным, что до настоящего времени указанные работы АМО «Поселок Айхал» не проведены, при этом финансирование для проведения указанных работ выделено и поступило МО «Поселок Айхал» более года назад, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.

Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требований прокурора в полном объеме.

Учитывая, что ответчику необходимо время для выполнения возложенных на них судом обязанностей, суд полагает необходимым и разумным установить шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня его вступления в законную силу в части исполнения обязанностей по сносу и уборке остатков фундамента, и девять месяцев для исполнения обязанностей по рекультивации земельных участков, с учетом климатических условий ( устойчивые положительные температуры воздуха и сход снежного покрова не ранее мая месяца).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск прокурора г. Удачный в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать бездействие Администрацию МО «Поселок Айхал», выразившееся в неосуществлении сноса расселенных многоквартирных домов, расположенных на территории п. Айхал по ул., уборки остатков фундамента и строительного мусора, а также рекультивации земельных участков под ними незаконным.

Обязать Администрацию МО «Поселок Айхал» осуществить снос и уборку фундамента, строительного мусора расселенных многоквартирных домов, расположенных на территории п. Айхал по в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести рекультивацию земельных участков по указанным адресам в течении девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: п/п З.Х. Гусихина

Решение изготовлено в окончательной форме 08.08.2022

Копия с подлинным верна: Судья: З.Х. Гусихина