ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А-1638/16 от 30.06.2016 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2-а-1638/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Елизово 30 июня 2016 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего

судьи Цитович Н.В.

при секретаре Головановой И.В.,

с участием представителя административного истца Ельчанинова В.П., представителя административного истца Заболотного А.А.. представителя административного ответчика Коваленко М.В., Царькова Д.А., представителей заинтересованных лиц Лебедева Лебедева С.В., ВекшинойТ.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ельчанинова Виктора Павловича к Собранию депутатов Раздольненского сельского поселения о признании незаконным решения Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения № 31 от 31 марта 2016 года,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику, ссылаясь на те обстоятельства, что собранием депутатов Раздольненского сельского поселения муниципального района Камчатского края на 9-й сессии третьего созыва 31 марта 2016 года за № 31 принято решение « О досрочном прекращении полномочий и удалении в отставку Главы Раздольненского сельского поселения, Главы администрации Раздольненского сельского поселения, исполняющего обязанности председателя Собрания депутатов Раздольнеского сельского поселения В.П. Ельчанинова». Основанием для принятия решения об удалении Главы в отставку послужили решения Собрания депутатов № 176 от 15 августа 2014 года и № 148 от 10 декабря 2013 года «О принятии отчета главы Раздольненского сельского поселения, возглавляющего администрацию Раздольненского сельского поселения, исполняющего обязанности председателя Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения», которыми работа Главы признана неудовлетворительной. Однако принятые решения носят произвольный характер. Решение об удалении Главы в отставку принято с нарушением ч. 3 ст. 74.1 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Просил признать решение Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края № 31 от 31 марта 2016 года « О досрочном прекращении полномочий и удалении в отставку Главы Раздольненского сельского поселения, Главы администрации Раздольненского сельского поселения, исполняющего обязанности председателя Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения В.П. Ельчанинова» незаконным.

В судебном заседании административный истец поддержал требования, по основаниям, изложенным в нем.

Представитель административного истца Заболотный А.А. поддержал заявленные требования. Суду пояснил, что решение собранием депутатов было принято с нарушением ст. 74.1 ФЗ были нарушены нормы ст. 74.1. ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не были уведомлены губернатор Камчатского края и глава. Губернатор Камчатского края был уведомлен за два дня до проведения сессии.

Представитель административного ответчика Царьков Д.А., полагал требования административного истца не подлежащими удовлетворению, поскольку порядок досрочного удаления главы в отставку соблюден. В соответствии с требованиями ст. 74.1 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» инициатива депутатов о досрочном удалении Главы в отставку была оформлена в виде обращения в представительный орган муниципального образования вместе с проектом решения. Губернатор Камчатского края был уведомлен об этом дважды в день обращения и в дальнейшем 29 марта 2016 года. Уведомление была адресовано Губернатору Камчатского края и направлено через Министерство территориального развития Камчатского края, которое в соответствии с Положением «О Министерстве территориального развития Камчатского края» осуществляет организационное обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае с Правительством Камчатского края по вопросам местного самоуправления. При этом законом не предусмотрена какая-либо определенная форма уведомления Губернатора и порядок его уведомления. О том, что Губернатор был уведомлен, свидетельствует ответ министра, в котором указано, что он действует по поручению губернатора. Тот факт, что губернатор не выразил своего мнение, не может являться основанием для отмены решения, это право Губернатора и отсутствие его мнения не может влиять на решение депутатов, поскольку Собрание депутатов является самостоятельным органом и ставить принятые им решения в зависимость от мнения высшего должностного лица будет нарушением самостоятельности органа при решении вопросов местного значения. Кроме того ч. 3 ст. 74.1 Закона, в отличие от ч.5 ст. 74.1 закона предусматривает лишь только уведомить Губернатора, а решение принимается представительным органом муниципального образования, который выражает волю народа. Тогда как в ч. 5 ст. 74.1 Закона прямо предусмотрено, что решение об удалении главы в отставку принимается только при согласии высшего должностного лица субъекта. Отсутствие мнения высшего должностного лица не является ненадлежащим уведомлением. Глава муниципального образования занимает сразу три должности, он является главой муниципального образования, председателем Собрания депутатов, а также возглавляет администрацию поселения. Надлежащим образом он был уведомлен о предстоящей сессии депутатов, о чем имеются отметки администрации Раздольненского сельского поселения, присутствовал на сессии и давал пояснения.

Представитель заинтересованного лица Губернатора Камчатского края Векшина Т.Б. полагала требования административного истца заявлены обоснованно и принятое решение об удалении Главы в отставку принято незаконно, поскольку нарушен порядок уведомления губернатора в соответствии со ст. 74.1 Закона, согласно которой Губернатор должен выразить свое мнение в письменном виде, поскольку его мнение может повлиять на принятие решение об удалении главы в отставку. При принятии решения не было учтено мнение губернатора, который не получал уведомления, она поступило в Министерство территориального развития, которое не наделено полномочиями по данному вопросу.

Представитель Министерства территориального развития Камчатского края Лебедев С.В. полагал требования административного истца законными и обоснованными, поскольку при принятии решения об удалении Главы в отставку была нарушена процедура, предусмотренная ст. 74.1 Закона. Уведомление поступило ему, и он его Губернатору не направлял. В ответ на полученное уведомление он изложил свое мнение по данному уведомлению и дал им возможность исправить ошибку. Второе уведомление они направили с нарушением срока.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 указанного Федерального закона собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (части 1, 5, 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

По смыслу части 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ особенностью ежегодного отчета, представляемого главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, является то, что такой отчет, прежде всего, касается деятельности местной администрации и иных подведомственных главе органов. В то же время в отчете должны находить отражение и выполняемые главой функции высшего должностного лица муниципального образования, а также функции по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 74.1 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Закона), представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Согласно п.3 ч. 2 вышеназванной нормы закона, основанием для удаления главы муниципального образования в отставку являются неудовлетворительная оценка деятельности глав муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

17 декабря 2011 года по результатам выборов Главы Раздольненского сельского поселения Елизовского муниципального района главой Раздольненского сельского поселения был избран Ельчанинов В.П. (л.д.13).

10 декабря 2013 года и 15 августа 2014 года решениями Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения № № 148, 176 работа Главы Раздольнеского сельского поселения была признана неудовлетворительной (л.д. 16-17).

Данные решения Главой не оспорены и не были признаны незаконными.

Согласно ч.ч.3 ст. 74.1 Закона, инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного решения в представительный орган муниципального образования.

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (часть 7).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 8).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования (часть 9).

Согласно ст. 27 Уставу Раздольненского сельского поселения представительным органом местного самоуправления сельского поселения является Собрание депутатов Раздольненского сельского поселения, которое состоит из 10 депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права на тайном голосовании по одномандантным округам на 5 лет (л.д.117).

Согласно решению Елизовской территориальной избирательной комиссии № 116/4 депутатами Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения зарегистрированы 10 человек (л.д.82).

29 февраля 2016 года в адрес Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения поступило обращение депутатов Карташова В.И., Коваленко М.В., Баранова С.П., Ушакова А.Ф. с просьбой провести внеочередную сессию депутатов Раздольненского сельского поселения 31 марта 2016 года в 17 часов с внесением на нее вопроса о досрочном прекращении полномочий и удаления в отставку Главы Раздольненского сельского поселения, Главы администрации Раздольненского поселения, исполняющего обязанности председателя собрания депутатов Раздольненского сельского поселения Ельчанинова В.П. по основаниям, предусмотренным п.п.3 ч.2 ст. 74.1 Закона (л.д.54).

Вместе с обращением в Собрание депутатов был направлен проект решения, о чем имеется отметка в журнале входящей корреспонденции ( л.д.79-82 т.2)

Как установлено судом о внесении данной инициативы в Собрание депутатов административный истец был уведомлен, с проектом решения был ознакомлен, о чем свидетельствует ответ Елизовской городской прокуратуры на его обращение с данным проектом решения и не оспаривался в судебном заседании административным истцом (л.д.18-20). На заседании сессии 31 марта 2016 года административный истец присутствовал и давал пояснения (л.д.59-65).

В соответствии со ст. 3 Закона Камчатского края «О системе исполнительных органов государственной власти Камчатского края», систему исполнительных органов государственной власти Камчатского края составляют высший исполнительный орган государственной власти Камчатского края-Правительство Камчатского края, иные исполнительные органы государственной власти Камчатского края, министерства Камчатского края, агентства Камчатского края., службы Камчатского края, инспекции Камчатского края, аппарат губернатора и Правительства Камчатского края, администрация Корякского округа.

Согласно ст. 4 Закона Правительство Камчатского края является высшим исполнительным органом государственной власти Камчатского края, возглавляемым губернатором Камчатского края.

В соответствии п.2 подп. 4 Положения « О Министерстве территориального развития Камчатского края» Министерство осуществляет организационное обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае с Правительством Камчатского края по вопросам местного самоуправления;

29 февраля 2016 года на имя Губернатора Камчатского края через Министерство территориального развития Камчатского края и Министра территориального развития было направлено уведомление о проведении внеочередной сессии депутатов 31 марта 2016 года в 17 часов, на которой рассматривается вопрос о досрочном прекращении полномочия и удаления Главы Раздольненского поселения в отставку.

Аналогичное уведомление было направлено и Главе Раздольненского сельского поселения (л.д.50).

21 марта 2016 года в адрес депутатов Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения министром Лебедевым был направлен ответ в котором сообщалось, что уведомление не было направлено непосредственно высшему должностному лицу, поскольку оно не соответствует требованиям ст. 74.1 Закона и может быть использовано в предоставленном виде Губернатором Камчатского края исключительно для сведения (л.д. 25-26).

28 марта 2016 года в адрес высшего должностного лица субъекта и Главы Раздольненского сельского поселения повторно было направлено уведомление в котором указывалось на проведение 31 марта 2016 года внеочередной сессии собрания депутатов по вопросу досрочного прекращения полномочий и удаления Главы в отставку (л.д. 49-53).

30 марта 2016 года И.о. Министра территориального развития Камчатского края Л.А. Столяровой по поручению губернатора был дан ответ, в котором указывалось, что данное уведомление не может быть рассмотрено Губернатором по причине неправильного составления письменного документа и не является уведомлением. Данное уведомление о проведении внеочередной сессии Губернатора принято к сведению (л.д. 21-24).

Решением Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения № 31 от 31 марта 2016 года полномочия Главы Раздольненского сельского поселения, главы администрации Раздольненского сельского поселения, исполняющего обязанности председателя Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения В.П. Ельчанинова досрочно прекращены с момента вступления решения в законную силу. (л.д.11, 59). Согласно выписке из протокола собрания, на собрании присутствовало 9 депутатов. По результатам голосования единогласно принято решение о досрочном прекращении полномочий Главы (л.д. 59-65).

Данное решение было обнародовано 4 апреля 2016 года.

Исследовав представленные суду материалы дела, суд приходит к выводу, что решение о досрочном прекращении полномочий Главы Раздольненского сельского поселения принято с соблюдением требований ст. 74.1 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации."

Доводы представителя административного истца и заинтересованных лиц о том, что административным ответчиком не было уведомлено высшее должностное лицо опровергается исследованными в судебном заседании материалами дела.

Тот факт, что направленные в адрес Губернатора через Министерство территориального развития уведомления по мнению министра и исполняющего обязанности министра составлены с нарушением ст. 74.1 Закона не может свидетельствовать о ненадлежащем уведомлении губернатора, поскольку действующим законодательством предусмотрена сама обязанность уведомления высшего должностного лица, однако порядок и форма уведомления (письменная либо устная) не предусмотрена, из чего следует вывод, что уведомить необходимо любым доступным способом, что и было сделано административным ответчиком.

При этом также ст. 74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрены и обязательные требования к тексту уведомления.

О том, что высшее должностное лицо знало о предстоящее сессии по вопросу удаления Главы в отставку свидетельствует сам текст ответов Министерства территориального развития от 21 и 30 марта 2016 года в которых указано, что уведомление принято к сведению, а также ответ был подготовлен по поручению Губернатора.

Доводы о том, что решение административным ответчиком принято без учета мнения Губернатора, который не выразил своего мнения, поскольку как пояснил представитель заинтересованного лица не уведомил высшее должностное лицо субъекта не может быть поставлен в вину административному ответчику по не уведомлению высшего должностного лица.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Ельчанинову ФИО14 в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения № 31 от 31 марта 2016 года о досрочном прекращении и удалении в отставку Главы Раздольненского сельского поселения, Главы администрации Раздольненского сельского поселения, исполняющего обязанности председателя Собрания депутатов Раздольненского сельского поселения

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти дней с момента принятия решения в окончательной форме – 5 июля 2016 года.

Судья Н.В. Цитович