ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А-172/2022 от 05.07.2022 Красноармейского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2-А-172/2022

21RS0009-02-2022-000201-92

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Аликово 5 июля 2022г.

Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Н.И.Сядаровой, при секретаре судебного заседания Сергеевой С.В., с участием прокурора Поповой А.В., с участием представителя ответчика ООО «Водоканал+» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах экологических прав и неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал+» о возложении обязанности по разработке и направлению документации для получения права пользования водным объектом, регистрации в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л:

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту экологических прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Водоканал+» о возложении обязанности по разработке и направлению документации для получения права пользования водным объектом, регистрации в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, указав, что по результатам проверки выявлено, что ООО «Водоканал+» на основании концессионного соглашения от 07.08.2020 с администрацией Аликовского района Чувашской Республики эксплуатирует объекты водоснабжения и водоотведения, в том числе очистные сооружения по адресу: <...> Сосновая, д.8, сброс с которых после очистки осуществляется в р. Аба-Сирма в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированного в установленном порядке в государственном водном реестре. В нарушение требований федерального законодательства эксплуатируемые Обществом биологические очистные сооружения на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены. По данным фактам в адрес директора Общества 29.03.2022 внесено представление, однако, в нарушение ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» нарушения до настоящего времени не устранены.

Вышеуказанные обстоятельства могут повлечь загрязнение, засорение или истощение водного объекта, нарушают правила охраны среды обитания водных биологических ресурсов, ухудшают экологическую обстановку, в связи с чем, нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Прокурор Попова А.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в нем.

Представитель ООО «Водоканал+» ФИО1 признал исковые требования частично, указав, что указанные в представлении замечания они устраняют, но из-за финансовых затруднений, они не могут устранить нарушения до конца, в том числе получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, и зарегистрировать в установленном порядке в государственном водном реестре.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики письменным заявлением поддерживает исковые требования прокурора, просит их удовлетворить и рассмотреть данное дело без участия своего представителя, указав, что до настоящего времени в Министерство заявление на получение права пользования водным объектом от ООО «Водоканал+» не поступало.

Суд, выслушав сторон, исследовав документы, имеющиеся в деле, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11, частью 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании соответствующего решения.

Частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Из материалов дела следует, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в сфере исполнения требований законодательства об охране вод, в ходе которой установлено, что ООО «Водоканл+» эксплуатируются объекты водоснабжения и водоотведения, в том числе очистные сооружения по адресу: <...> Сосновая, д.8, сброс с которых после очистки осуществляется в р. Аба-Сирма на которые поступают хозяйственно-бытовые сточные воды абонентов с. Аликово, сброс с которых после очистки осуществляется в р. Аба-Сирма. За 2021г. сброшено 47,2 тыс.куб.м. недостаточно очищенных сточных вод, за истекший период 2022г. -9,196 тыс. куб.м. сточных вод.

При этом, по результатам произведенного контроля данного предприятия установлено превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов: протокол №141/03-Д от 31.03.2021г. (выпуск №1)взвешенные вещества 21,3 мг/дм? (при нормативе -0,75 мг/дм?); фосфат -ион – 0,64 мг/дм? (при нормативе-0,2 мг/дм?); АПАВ-0,4 мг/дм?(при нормативе- 0,1 мг/дм?); аммоний ион- 1,4 мг/дм?(при нормативе -0,5мг/дм?); сульфат ион -570 мг/дм?(при нормативе -100 мг/дм?);… протокол №482/03-Д от 05.07.2021г. (выпуск №2) - взвешенные вещества 21,3 мг/дм? (при нормативе -0,75 мг/дм?); БПК -5 - 3,1 мг/дм? (при нормативе-2,1 мг/дм?), фосфат -ион – 1,84 мг/дм? (при нормативе-0,2 мг/дм?); АПАВ-0,16 мг/дм?(при нормативе- 0,1 мг/дм?); нефтепродукты- 0,19 мг/дм?(при нормативе -0,05мг/дм?); сульфат ион -465 мг/дм?(при нормативе -100 мг/дм?).

В нарушение п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Обществом программа производственного экологического контроля не разработана и не утверждена.

В нарушение ст.30.3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении, п.34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644, Обществом контроль за составом и свойствами принимаемых в централизованную систему водоотведения сточных вод абонентов не осуществляется.

Вышеуказанные обстоятельства нарушают требования водного законодательства и могут повлечь загрязнение, засорение или истощение р. Аба-Сирма, водных биологических ресурсов, ухудшают экологическую обстановку, в связи с чем нарушается гарантированное Конституцией РФ право граждан неблагоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу требований ст. 69 и п. 1 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды объект, подлежащий федеральному надзору, необходимо поставить на учет в Росприроднадзоре, а подлежащий региональному надзору - в местных органах исполнительной власти. Пункт первый и пункт второй ст.69.2 Закона обязывают субъектов, имеющих источники негативного воздействия на окружающую среду, поставить их на учет в уполномоченный орган путем подачи соответствующей заявки. В пункте третьем указывается, что форма заявки утверждается Правительством РФ. Пункты четвертый и пятый устанавливают сроки и порядок постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам, утвержден приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 553, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об установлении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила), согласно пункту 17 которого основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

С 1 сентября 2022г. утрачивает силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" в связи изданием Постановления Правительства РФ от 07.05.2022 N 830, утвердившего новые Правила.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства эксплуатируемые Обществом биологические очистные сооружения на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены.

Руководствуясь ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту экологических прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал+» о возложении обязанности по разработке и направлению документации для получения права пользования водным объектом, регистрации в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить.

Обязать ООО «Водоканал+» (ИНН <***>):

- разработать и направить для получения водного объекта (р.Аба-Сирма) в пользование для целей сброса сточных вод с эксплуатирующих очистных сооружений по адресу: <...> Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренный п. 22 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2020 №400,

- направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией заявку, оформленную по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме, утв.приказом Минприроды России от 23.12.2015 №554, установленной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и содержащую сведения для внесения в государственный реестр, указанных в подпунктах «а»- «и», «м», «н» и «п» пункта 5 постановления правительства Российской Федерации от 23.06.2016 №572 (с 01.09.2022 – заявку, оформленную в соответствии с п.25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 №830) для включения эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – биологических очистных сооружений в <...> государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Н.И. Сядарова

Мотивированное решение составлено 11 июля 2022г.

Решение15.07.2022