ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А-211/2016 от 23.03.2016 Красноармейского районного суда (Чувашская Республика)

№2-А-211/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Аликово 23 марта 2016 года

Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Н.И. Сядаровой, при секретаре судебного заседания Кирилловой Н.А., с участием прокурора Калачян К.Ю., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Тепловодоканал» об устранении нарушений требований природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор вышел в суд с иском в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга к ООО «Тепловодоканал» об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, указав, что в ходе проверки было установлено, что Общество эксплуатирует очистные сооружения, сброс недостаточно очищенных стоков с которых осуществляется по двум выпускам в р. Аба-Сирма. По результатам проверки <ДАТА> в адрес директора Общества внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства. Вместе с тем до настоящего времени Обществом выявленные нарушения водного законодательства не устранены, меры к устранению не приняты.

Истец указывает, что проверкой установлено, что на основании договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры, принадлежащих на праве муниципальной собственности Аликовскому району Чувашской Республики <НОМЕР> от <ДАТА> по адресам: <АДРЕС> (выпуск1), географические координаты выпуска - 55?44?00?, 46?45?00??; <АДРЕС> (выпуск 2) географические координаты выпуска - 55?43?00?, 46?45?00??. На очистные сооружения поступают хозяйственно-бытовые, дренажные воды, воды от общественных зданий, медицинских учреждений и предприятий бытового обслуживания и производственные сточные воды с. Аликово, которые после очистки сбрасываются в реку Аба-Сирма.

Согласно отчету по форме №2-ТП (водхоз) ООО «Тепловодоканал» в 2014 году в поверхностный водный объект отведено: по выпуску 1 – 41,3 тыс. куб.м. сточных вод, по выпуску 2 – 10,9 тыс.куб.м. За 3 квартал 2015 года по выпуску 1 – 29,5 тыс.куб.м., по выпуску 2 – 6,8 тыс.куб.м.

ООО «Тепловодоканал» осуществляет пользование поверхностным водным объектом – р. Аба-Сирма на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование от 05.08.2015 №21-08.01.04.004-Р-РСБК-С. 2015-00569/00 (для выпуска 1), от 12.05.2014 №21-08.01.04.004-Р-РСБК-С.2014-00375/00 (для выпуска 2). По выпуску 1 также утверждены нормы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Аба-Сирма, получено разрешение на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты № СР.06.14.1 от 10.07.2014.

Для ООО «Тепловодоканал» <ДАТА> утверждены нормативы допустимого сброса по выпуску <НОМЕР> по следующим показателям: взвешенные вещества, БПК5, нефтепродукты, сухой остаток, хлориды, сульфаты, аммоний-ион, нитраты, нитриты, фосфаты, СПАВ.

Разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты №СР.06.14.1 от 10.07.2014 Обществу разрешается осуществлять сброс сточных и (или) дренажных вод по выпуску №1 в водный объект со следующими загрязняющими веществами: сухой остаток, хлорид-анион, нитрат-анион, нефтепродукты, СПАВ.

Согласно протоколам лабораторных испытаний №7/03 от 26.01.2015, №539.Ш от 07.04.2015, №824/03 от 21.09.2015, №1152/03 от 24.11.2015 в составе сточной воды ООО «Тепловодоканал» (повыпуску№1) содержатся следующие загрязняющие вещества: взвешенные вещества, БПК5, нефтепродукты, сухой остаток, хлориды, сульфаты, аммоний-ион, нитраты, нитриты, фосфаты, СПАВ, не включенные в перечень, предусмотренный разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты №СР.06.14.1 от 10.07.2014. Для выпуска №2 не разработаны и не утверждены нормативы допустимых сбросов в поверхностный водный объект, отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).

Также проверкой установлено, что ООО «Тепловодоканал» в нарушение Водного законодательства сбрасывает в р. Аба-Сирма по выпуску №1 сточные воды с превышением установленных нормативов допустимого сброса концентраций вредных (загрязняющих) веществ, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний №7/03 от 26.01.2015 по пробе сточной воды после очистки на БОС превышена концентрация загрязняющих веществ по сульфатам, хлоридов, фосфатам, нефтепродуктам. Также подтверждается протоколом лабораторных испытаний №539.Ш от 07.04.2015, №824/03 от 21.09.2015, №1152/03 от 24.11.2015 по пробе сточной воды после очистки на БОС превышена концентрация загрязняющих веществ ряду показателей.

Прокурор Калачян К.Ю. в суде поддержала исковые требования и просит суд их удовлетворить. Представителем ответчика суду представлены Планы снижения сбросов загрязняющих веществ и т.д., не утвержденные.

Представитель ООО «Тепловодоканал» ФИО1 просит отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что ООО «Тепловодоканал» в целях выполнения природоохранного законодательства для обеспечения нормативной очистки на 2016-2019 годы был разработан и согласован с Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Управлением Росприроднадзора Чувашской Республики и Администрацией Аликовского района Чувашской Республики план снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностный водный объект – р. Аба-Сирма на период с 2016 года по 2019 годы по выпуску №1. Также Общество вышло с заявлением <ДАТА> в Росприроднадзор по Чувашской Республике о выдаче разрешения на сбросы веществ: взвешенные вещества, БПК5, сульфаты, аммоний-ион, нитриты, фосфаты, нефтепродукты, сухой остаток и ПАВ анионные; на утверждение НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты по выпуску №2 в ВВБВУ по Чувашской Республике.

Суд, выслушав сторон, исследовав документы, приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к Закону об охране окружающей среды).

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закон об охране окружающей среды).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Согласно ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11, ст. 21 Водного кодекса РФ для сброса сточных, в том числе дренажных, вод водные объекты предоставляются в пользование на основании решений уполномоченных органов о предоставлении водных объектов в пользование.

Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ООО «Тепловодоканал» использует водный объект - реку Аба-Сирма для сброса сточных и (или) дренажных вод по выпуску №1 с превышением установленных нормативов допустимого сброса концентраций вредных (загрязняющих) веществ, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний №7/03 от 26.01.2015, №539.Ш от 07.04.2015, №824/03 от 21.09.2015, №1152/03 от 24.11.2015, где по пробе сточной воды после очистки на БОС превышена концентрация загрязняющих веществ ряду показателей.

По выпуску №2 не разработаны и не утверждены нормативы допустимых сбросов в поверхностный водный объект, отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

По протоколам лабораторных испытаний №7/03 от 26.01.2015, №539.Ш от 07.04.2015, №824/03 от 21.09.2015, №1152/03 от 24.11.2015 установлено, что в составе сточной воды ООО «Тепловодоканал» (повыпуску№1) содержатся следующие загрязняющие вещества: взвешенные вещества, БПК5, нефтепродукты, сухой остаток, хлориды, сульфаты, аммоний-ион, нитраты, нитриты, фосфаты, СПАВ, не включенные в перечень, предусмотренный разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты №СР.06.14.1 от 10.07.2014.

На дату проведения прокурорской проверки и на дату принятия судом решения по делу у ответчика не обеспечена нормативная очистка сточных вод, сбрасываемыхэксплуатируемых очистных сооружений по выпуску 1 в реку Аба-Сирма в пределах разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты № СР.06.14.1 от 10 июля 2014 года.

Вышеуказанные обстоятельства ухудшают санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, в связи с чем нарушается гарантированное Конституцией РФ право граждан на окружающую среду, создают угрозу неблагоприятного воздействия стоков на окружающую среду, т.е. на водный объект реку Аба-Мирма, среду жизнедеятельности граждан и является нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства.

В качестве доказательств, свидетельствующих онаправлении для получения разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты по выпуску №1,2 по загрязняющим веществам: взвешенные вещества БПК5, сульфаты, аммоний-ион, нитраты, фосфаты в Управление Росприроднадзор по Чувашской Республике перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренный п.18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утв. Приказом Минприроды России от 09.01.2013 №2, ответчиком в суд представлены6 копия заявления о выдаче лимитов на сброс веществ от <ДАТА>; заявление об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты от <ДАТА>. Из письменного отзыва ответчика на иск усматривается, что по состоянию на <ДАТА> ООО «Тепловодоканал»проводит работу по получению Планаснижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностный водный объект – р. Аба-Сирма на период с 2016 года по 2019 годы по выпуску №1; что Общество вышло с заявлением <ДАТА> в Росприроднадзор по Чувашской Республике о выдаче разрешения на сбросы веществ: взвешенные вещества, БПК5, сульфаты, аммоний-ион, нитриты, фосфаты, нефтепродукты, сухой остаток и ПАВ анионные; на утверждение НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты по выпуску №2 в ВВБВУ по Чувашской Республикеуказанного решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Суд полагает, что отсутствие у ООО «Тепловодоканал»об утверждении Руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республикиплана снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностный водный объект – р. Аба-Сирма на период с 2016 года по 2019 годы, не позволяет выдать разрешение на сброс загрязняющих веществ в указанный водный объект и установить лимиты.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «Тепловодоканал» в срок до1 ноября 2016 года обеспечить нормативную очистку вод, сбрасываемых эксплуатируемых очистных сооружений по выпуску 1 в реку Аба-Сирма в пределах разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты № СР.06.14.1 от 10 июля 2014 года.

Обязать ООО «Тепловодоканал» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить для получения разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты по выпуску №1 по загрязняющим веществам: взвешенные вещества БПК5, сульфаты, аммоний-ион, нитраты, фосфаты в Управление Росприроднадзор по Чувашской Республике перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренный п.18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утв. Приказом Минприроды России от 09.01.2013 №2.

Обязать ООО «Тепловодоканал» в течение 6 месяцевсо дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить для получения разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты по выпуску №2 в Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренный п.18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утв. Приказом Минприроды России от 09.01.2013 №2.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Н.И.Сядарова

Мотивированное решение вынесено 26 марта 2016 года.