ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А-290/19 от 18.04.2019 Раздольненского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-а-290/2019

категория: 3.021 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений,

действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений,

действий (бездействия) органов местного самоуправления)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2019 года пгт. Раздольное

Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Абеляшева А.В.,

секретарь судебного заседания Чеботарева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Ручьевскому сельскому совету <адрес> Республики Крым, Государственному комитету по охране культурного наследия Республики Крым о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Ручьевскому сельскому совету <адрес> Республики Крым, Государственному комитету по охране культурного наследия Республики Крым о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым земельного законодательства, регулирующего отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Ручьевсое сельское поселение <адрес> Республики Крым находится 2 объекта культурного наследия регионального значения, принятые в собственность муниципального образования решением Ручьевского сельского совета 9 сессии 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче материальных ценностей», а также 63 сессии 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия на оприходование основных средств, находящихся в пользовании Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым», в частности: - «Братская могила мирных жителей-жертв фашистского террора», месторасположение – <адрес>, Ручьевское сельское поселение, <адрес>, в 50 м от села, у шоссе Раздольное-Касноперекопск; - «Братская могила советских воинов», месторасположение – <адрес>, Ручьевское сельское поселение, <адрес>, сельское кладбище. Администрацией Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым не принимается должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков, находящихся на территории данного муниципального образования и занятых под объекты культурного наследия. Не принимается мер к проведению в отношении данных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ. Регистрация права собственности на земельные участки, а также на объекты культурного наследия не проведена. Кроме того, на указанных объектах культурного наследия отсутствуют надписи и обозначения, предусмотренные ст. 19 Закона -ЗРК, которые должны содержать информацию об объекте культурного наследия. Бездействие Администрации Ручьевского сельского поселения привело к обезличиванию земельных участков под объектами культурного наследия, отсутствию их на кадастровом учете, невозможности осуществления органом местного самоуправления полномочий в области государственной охраны объектов культурного наследия. В связи с чем, Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым просит признать незаконным бездействие Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым в части непринятия мер по формированию земельных участков под объектами культурного наследия, не проведению регистрации права собственности на земельные участки под объектами культурного наследия и самих объектов культурного наследия. А также просит признать незаконным бездействие Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым в части непринятия мер по установке надписей и обозначений на объектах культурного наследия. Просит также возложить на Администрацию Ручьевского сельского поселения обязанность по устранению указанных недостатков в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Крым Жук И.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просили заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административных ответчиков – председатель Ручьевского сельского совета – глава Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО1, в судебном заседании частично возражал против заявленных требований прокурора. Также пояснил, что бюджет муниципального образования Ручьевского сельского поселения является дотационным. На проведение геодезических и кадастровых работ, подготовку и формирование технических планов с целью постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет субвенция Министерством финансов Республики Крым не выделялась. На балансе Ручьевского сельского поселения числится 2 объекта культурного наследия. Администрация Ручьевского сельского поселения, в связи с тем, что в бюджете отсутствуют средства на проведение геодезических и кадастровых работ, а также на подготовку и формирование технических планов, с целью постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, обращалась в Министерство Финансов Республики Крым с просьбой о выделении субвенции для выполнения данных работ, начиная с 2016 года. Однако, до сих пор денежные средства не выделены. Для выполнения ремонтных и восстановительных, в том числе проектно-изыскательных работ, на объектах культурного наследия, утверждена государственная программа Республики Крым «Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым» на 2017-2020 годы. При выделении субвенции и наличии средств в бюджете Ручьевского сельского поселения будут приняты все меры по проведению кадастровых работ и регистрации прав на земельные участки под объектами культурного наследия (памятники истории и культуры), будут установлены необходимые надписи и обозначения.

Представитель административного ответчика – Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела уведомлен в установленном законом порядке. В суд предоставил письменное пояснение, согласно которого возражает против привлечения к участию в деле в качестве административного соответчика Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым, так как бездействие, на которое указано в административном исковом заявлении, допущено в отношении объектов культурного наследия, являющиеся собственностью Ручьевского сельского поселения и расположены на земельных участках муниципальной собственности, а кроме того, связано с неисполнением полномочий, отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления.

Суд, выслушав прокурора, мнение представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела и иные представленные письменные доказательства, пришел к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Из Преамбулы к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно требованиям ч.1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью.

В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации," под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально- технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно требованиям п.19.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации," к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно копии решения от ДД.ММ.ГГГГ Ручьевского сельского совета <адрес> Республики Крым 9 сессии 1 созыва «О передаче материальных ценностей», с балансовых счетов Исполнительного комитета Ручьевского сельского совета передано на баланс Администрации Ручьевского сельского поселения имущество согласно Приложению 1. В указанном Приложении , содержащем реестр имущества Ручьевского сельского совета, в разделе 4 третьим по списку значится «Памятник <адрес>».

Согласно копии решения от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия на оприходование основных средств, находящихся в пользовании Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым», дано согласие на оприходование имущества (основных средств), также утвержден перечень имущества, подлежащего оприходованию, в котором значится памятник <адрес> «Братская могила советских воинов».

Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ объекты культурного наследия, расположенные на территории Республики Крым, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, согласно Приложения 1, в котором указаны: - «Братская могила мирных жителей-жертв фашистского террора», месторасположение – <адрес>, Ручьевское сельское поселение, <адрес>, в 50 м от села, у шоссе Раздольное-Касноперекопск; - «Братская могила советских воинов», месторасположение – <адрес>, Ручьевское сельское поселение, <адрес>, сельское кладбище.

Приказами Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанных выше объектов культурного наследия, расположенных на территории Ручьевского сельского поселения, утверждены охранные обязательства.

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ч. 1,2 ст. 9.3 Федерального закона N 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся в частности: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся помимо прочего также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Согласно ст. 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» за сельскими поселениями Республики Крым закрепляются вопросы местного значения, в том числе предусмотренные п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об объектах культурного наследия в <адрес>» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений.

Согласно ч. 3, 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу п. 22 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности, осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля. 2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее- уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.

В силу п. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: Братская могила советских воинов, вид: сооружение; условный , адрес (месторасположение): <адрес>, сельское кладбище.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: Братская могила мирных жителей – жертв фашистского террора, вид: сооружение; условный , адрес (месторасположение): <адрес>, в 50 м от села, у шоссе Раздольное-Красноперекопск.

Из чего суд приходит у выводу, что на Администрацию Ручьевского сельского поселения, как на собственника, возложена обязанность по регистрации объектов культурного наследия, расположенных на территории данного сельского поселения.

Согласно ч.1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу требований ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами земельных отношений. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.п. 4 ч.1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В силу требований п.п. 4 ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли: историко-культурного назначения.

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно ч. 12 ст. 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений.

В силу п. 22 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности, осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля. 2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее- уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.

В силу п. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: земельный участок, условный , адрес (месторасположение): <адрес>, в 50 м от села, у шоссе Раздольное-Красноперекопск.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: земельный участок, условный , адрес (месторасположение): <адрес>, сельское кладбище.

Из чего суд приходит к выводу, что до настоящего времени работы по межеванию и определению границ земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия Администрацией Ручьевского сельского поселения не проведены.

Как следует из материалов дела: в ходе проведенной <адрес> Республики Крым проверки, установлено наличие на территории Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым двух объектов культурного наследия, в отношении которых установлены охранные обязательства.

Результаты проведенной Прокурором проверки показали, что данные объекты культурного наследия не поставлены на кадастровый учет, сведения о них, как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что административным ответчиком не оспаривается.

Также не проведены работы по формированию земельных участков под данными объектами культурного наследия, не проведена регистрация права собственности на земельные участки, на которых расположены объекты культурного наследия.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об объектах культурного наследия, расположенных на территории Ручьевского сельского поселения, может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий и нарушениям в связи с этим режима их использования.

Доводы административного ответчика об отсутствии финансирования, необходимого для проведения работ по обеспечению учета сведения об объектах культурного наследия в ЕГРН в бюджете Ручьевского сельского поселения являются безосновательными, поскольку не могут являться основанием для освобождения обязанного лица от совершения определенных действий.

Данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым.

Обязанность по установлению надписей и обозначений, содержащие информацию об объектах культурного наследия регламентирована Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об объектах культурного наследия в <адрес>».

Согласно ст. 19 указанного Закона на объекты культурного наследия регионального значения устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об этих объектах. Надписи выполняются на русском, украинском, крымско-татарском языках - государственных языках Республики Крым. Информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия регионального значения устанавливаются за счет средств собственников данных объектов.

В связи с чем, обязанность по установлению надписей и обозначений, содержащие информацию об объектах культурного наследия, также лежит на собственнике данных объектов, в данном случае, на Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым.

Таким образом, суд приходит к выводу, что непринятие органом местного самоуправления мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых объектами культурного наследия, а также самих объектов культурного наследия, препятствует установлению охранных зон и зоны охраняемого природного ландшафта данных объектов, что в свою очередь нарушает требования земельного законодательства и может привести к незаконному отчуждению, использованию земельного участка, нарушению конституционного право каждого на доступ к культурным ценностям и конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в Российской Федерации.

Выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия создают угрозу для сохранности объекта культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В связи с чем, административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в целях предупреждения и пресечения нарушения прав неопределенного круга лиц и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

В связи с этим суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд считает возможным установить срок для исполнения обязанности по формированию земельных участков под объектами культурного наследия, регистрации права собственности на указанные земельные участки и объекты культурного наследия, расположенные на территории Ручьевского сельского поселения, установление необходимых надписей и обозначений на данные объекты культурного наследия, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым в части непринятия мер по формированию земельных участков под объектами культурного наследия, не проведению регистрации права собственности на земельные участки под объектами культурного наследия и самих объектов культурного наследия – «Братская могила мирных жителей-жертв фашистского террора», месторасположение – <адрес>, Ручьевское сельское поселение, <адрес>, в 50 м от села, у шоссе Раздольное-Касноперекопск; «Братская могила советских воинов», месторасположение – <адрес>, Ручьевское сельское поселение, <адрес>, сельское кладбище.

Признать незаконным бездействие Администрации Ручьевское сельского поселения <адрес> Республики Крым в части непринятия мер по установке надписей и обозначений на объекты культурного наследия – «Братская могила мирных жителей-жертв фашистского террора», месторасположение – <адрес>, Ручьевское сельское поселение, <адрес>, в 50 м от села, у шоссе Раздольное-Касноперекопск; «Братская могила советских воинов», месторасположение – <адрес>, Ручьевское сельское поселение, <адрес>, сельское кладбище.

Возложить на Администрацию Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязанности по формированию земельных участков под объектами культурного наследия, по регистрации права собственности на земельные участки под объектами культурного наследия и самих объектов культурного наследия - «Братская могила мирных жителей-жертв фашистского террора», месторасположение – <адрес>, Ручьевское сельское поселение, <адрес>, в 50 м от села, у шоссе Раздольное-Касноперекопск; «Братская могила советских воинов», месторасположение – <адрес>, Ручьевское сельское поселение, <адрес>, сельское кладбище.

Возложить на Администрацию Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязанности по установке необходимых надписей и обозначений на объектах культурного наследия – «Братская могила мирных жителей-жертв фашистского террора», месторасположение – <адрес>, Ручьевское сельское поселение, <адрес>, в 50 м от села, у шоссе Раздольное-Касноперекопск; «Братская могила советских воинов», месторасположение – <адрес>, Ручьевское сельское поселение, <адрес>, сельское кладбище.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья: