ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А-37/2022 от 17.05.2022 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-AN-37/2022

14RS0016-02-2022-000040-88

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес><дата> года

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Желобцовой А.А.

при секретаре Алексеевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Саха (Якутия) ПАС в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «<адрес>» об обязании произвести снос расселенных аварийных жилых домов,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора <адрес> Республики Саха (Якутия) ПАС обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «<адрес>», которым просит обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести снос расселенных аварийных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> (Якутия), <адрес>, указав, что прокуратурой района во исполнение указания прокуратуры Республики Саха (Якутия) об усилении прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав граждан проведена проверка реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, по результатам которой установлено, что на территории села <адрес> до настоящего времени имеются не снесенные расселенные аварийные многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, и <адрес>. Указанные дома полностью расселены, но администрацией МО «<адрес>» меры по сносу аварийных домов не приняты, что представляет собой опасность для окружающих. Непринятие мер по ликвидации расселенного аварийного жилого фонда, а также мер по обеспечению безопасности в расселенных домах недопустимо, поскольку обрушение зданий может причинить вред жизни, здоровью неопределенного круга лиц. Прокуратурой района по выявленным нарушениям законодательства <дата> в адрес главы МО «<адрес>» внесено представление. Согласно ответу на представление нарушения не устранены.

Из отзыва ответчика – Администрации МО «<адрес>» следует, что Соглашения о предоставлении жилых помещений в рамках Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на <дата> годы» взамен изымаемых жилых помещений, расположенных по адресам: Республика Саха (Якутия), <адрес> (Якутия), <адрес>, были заключены <дата> на <данные изъяты> жилых помещений. Администрацией МО «<адрес>» предоставление новых жилых помещений в собственность гражданам было произведено в <дата> года. Ввиду расселения в зимнее время года снос жилых домов в зимний период не представляется возможным. Снос жилых домов, расположенных по адресам: Республика Саха (Якутия), <адрес> (Якутия), <адрес>, запланирован на летнее время на <дата> года. Иск признают в полном объеме, просят рассмотреть дело без их участия.

Исполняющий обязанности прокурора <адрес>ФМИ. исковые требования поддержал в полном объеме, полагает исковые требования законными и обоснованными, заявленный срок - <данные изъяты> месяцев считает объективным и достаточным для принятия действенных мер, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме и рассмотреть дело без участия прокурора.

В связи с невозможностью использования системы видеоконференц-связи с постоянным судебным присутствием Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) в <адрес> из-за повреждения связи по <адрес> и с учетом ходатайств, поступивших от сторон, о рассмотрении дела без их участия, суд рассмотрел дело в отсутствие истца и представителя ответчика на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.77 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляет прокуратура.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Часть 3 статьи 35 Федерального закона от <дата> N 2202-1 «О прокуратуре РФ» устанавливает, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Исходя из содержания заявления, суд находит, что поданное прокурором исковое заявление направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку непринятие мер по сносу расселенного аварийного жилищного фонда, обеспечению безопасности в расселенных домах, не исключает возможность обрушения зданий, что может причинить вред жизни, здоровью неопределенного круга лиц.

Статьей 2 Жилищного кодекса РФ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в т.ч. используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от <дата><номер>- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу Закона Республики Саха (Якутия) от <дата> 1367-З <номер>-V «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения», на основании Устава МО «Саскылахский национальный (эвенкийский) наслег» к вопросам местного значения поселения, помимо прочего, относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищных законодательством.

Согласно ст.37 Федерального закона от <дата> № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в т.ч. меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.56.11 Земельного кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке.

В силу ч.4 ст.56.11 Земельного кодекса РФ с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

В силу п.12 ст.26 Федерального закона от <дата> N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если на земельном участке, изъятом для государственных или муниципальных нужд, расположены изъятые вместе с таким земельным участком и подлежащие сносу объекты недвижимости, их снос осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Принятие решения о таком сносе не требуется.

Материалами дела установлено, что прокуратурой <адрес> во исполнение указания прокуратуры Республики Саха (Якутия) об усилении прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав граждан проведена проверка реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Проверкой установлено, что на территории села <адрес> имеются не снесенные расселенные аварийные многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>. Как следует из отзыва ответчика, Администрацией МО «<адрес>» предоставление новых жилых помещений в собственность гражданам взамен изымаемых жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, было произведено в <дата> года.

Постановлением Правительства РС (Я) от <дата><номер> утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на <дата> годы». Приложение <номер> указанной программы содержит перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до <дата>

Жилые дома, расположенные по адресам: Республика Саха (Якутия), <адрес>, включены в вышеуказанный перечень и признаны аварийными.

Таким образом, снос расселенных аварийных домов на территории села является обязанностью администрации муниципального образования «<адрес>».

Между тем мероприятия по сносу аварийных домов до настоящего времени не выполнены. Непринятие мер по ликвидации расселенного аварийного жилого фонда, а также мер по обеспечению безопасности в расселенных домах недопустимо, поскольку обрушение зданий может причинить вред жизни, здоровью неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд исковые требования прокурора находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «<адрес>» - удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «<адрес>» произвести снос расселенных аварийных жилых домов, расположенных по адресам: Республика Саха (Якутия), <адрес>.

Срок исполнения решения суда – в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья п/п А.А. Желобцова

Мотивированное решение составлено <дата>

Судья Мирнинского районного суда

Республики ФИО1 Желобцова