ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А-76/20 от 15.10.2020 Смоленского гарнизонного военного суда (Смоленская область)

Решение

Именем Российской Федерации

№ 2-А-76/2020

15 октября 2020 года город Смоленск

Смоленский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Шаповалова В.С., при секретаре Поплышевой Н.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика майора юстиции ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части майора запаса ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с не выплатой денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха, за участие в мероприятиях без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:

- обязать командира войсковой части выплатить ему денежную компенсацию вместо дополнительных суток отдыха, за участие в мероприятиях без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, в размере 19534 рубля.

В обоснование своих требований в иске и в судебном заседании ФИО1 указал, что он был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части с 19 июня 2020 года. До указанной даты проходил военную службу в войсковой части в должности начальника службы артиллерийского вооружения технической части. В соответствии с распоряжением соответствующих должностных лиц принимал участие в мероприятиях, которые проводились без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Периоды проведения данных мероприятий были учтены в приказах командира войсковой части и составили 28 дополнительных суток отдыха. 19 июня 2020 года он подал рапорт о выплате ему денежной компенсации вместо 28 дополнительных суток отдыха. Однако в выплате данной компенсации ему было отказано, по причине указаний в распоряжении командующего Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации. В данных указаниях был определен вид компенсации – дополнительные сутки отдыха, а возможность получения денежной компенсации указана не была.

Кроме того, ФИО1 показал, что в период нахождения «на казарменном положении» он исполнял свои должностные обязанности, иные обязанности он не исполнял. Дополнительные ограничения в его адрес были связаны лишь с нахождением на таком положении.

Представитель административного ответчика майор юстиции Юрков требования административного истца не признал. В письменных возражениях и в суде пояснил, что прохождение административным истцом военной службы в период с 3 по 30 апреля 2020 года в режиме круглосуточного дежурства (казарменного положения) не относится к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения еженедельного служебного времени, установленным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 26 ноября 2018 года № 600. По этой причине административному истцу было отказано в выплате денежной компенсации.

Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 цитируемой статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

Часть 3 ст. 11 указанного закона устанавливает, что боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 28 сентября 2019 года № 335 утверждены порядок и условия выплаты денежной компенсации военнослужащим войск национальной гвардии РФ, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

В соответствии с п. 2 названного порядка одним из условий для выплаты денежной компенсации является наличие у военнослужащего права на предоставление дополнительных суток отдыха.

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от
26 ноября 2018 года № 600 утвержден исчерпывающий перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих войск национальной гвардии РФ, проходящих военную службу по контракту (далее Перечень).

При этом п. 2.1 вышеуказанного приказа определено, что привлечение военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени осуществлять на основании приказов должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, с обязательным указанием в них необходимости проведения мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 до 19 июня 2020 года проходил военную службу в войсковой части в должности начальника службы артиллерийского вооружения технической части.

Приказом командира войсковой части от 2 апреля 2020 года № 118 военнослужащие воинской части, проходящие военную службу по контракту, в том числе административный истец, в целях принятия дополнительных мер по противодействию короновирусной инфекции переведены на круглосуточное дежурство (казарменное положение).

При этом, как пояснил представитель административного ответчика, и не оспаривал административный истец, при переводе военнослужащих воинской части, проходящих военную службу по контракту, на круглосуточное дежурство (казарменное положение), в отношении указанных военнослужащих был установлен регламент служебного времени, включающий в себя, в том числе: служебное время, время для отдыха и время для приема пищи.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от 6 мая 2020 года № 177 за военнослужащими, указанными в приложении к этому приказу, закреплено право на дополнительный отдых. В частности, за административным истцом закреплено право на 28 дополнительных суток отдыха.

Из светокопии рапорта административного истца от 19 июня 2020 года следует, что ФИО1 просил командира воинской части выплатить ему денежную компенсацию вместо 28 дополнительных суток отдыха.

Справкой к рапорту ФИО1, пояснениями административного истца и представителя административного ответчика подтверждается, что в удовлетворении данного рапорта было отказано. При этом, истцу было разъяснено, что он имеет право на компенсацию за привлечение к круглосуточному дежурству (казарменному положению) в виде предоставления выходных дней, либо изменению даты исключения из списков личного состава воинской части на количество таких дней.

Из материалов дела следует, что распоряжением Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 1 апреля 2020 года № ШТ/5-983, на основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 26 ноября 2018 г № 600, с 3 апреля 2020 года военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, воинских частей и соединений переведены на круглосуточное дежурство (казарменное положение). Одновременно командирам соединений предписано обеспечить учет времени привлечения военнослужащих к вышеуказанным мероприятиям, а также предоставления им дополнительных суток отдыха согласно Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, при предоставлении им дополнительных и основных отпусков.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Согласно п. 2 вышеуказанных Правил, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.

Таким образом, распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 1 апреля 2020 года в виде шифр-телеграммы не может рассматриваться как нормативный правовой акт, расширяющий перечень мероприятий, установленных приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 26 ноября 2018 года № 600.

Одновременно, сам по себе режим круглосуточного дежурства (казарменного положения), установленный для военнослужащих войсковой части , проходящих военную службу по контракту, приказом командира войсковой части от 2 апреля 2020 года № 118, во исполнение распоряжения Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 1 апреля 2020 года № ШТ/5-983, не свидетельствует о привлечении административного истца к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени и, следовательно, к участию в мероприятиях, предусмотренных Перечнем.

Помимо этого, данный приказ командира воинской части не содержит указаний как о необходимости, так и о проведении в воинской части мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих и привлечения к участию в таких мероприятиях административного истца, как того требует п. 2.1 приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 26 ноября 2018 года № 600.

При этом, суд учитывает, что как приказ командира войсковой части от 6 мая 2020 года № 177, так и распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 1 апреля 2020 года предусматривают только фактическое предоставление дополнительных суток отдыха военнослужащим, привлеченным к круглосуточному дежурству (казарменному положению).

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для выплаты ФИО1 денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха на основании его рапорта от 19 июня 2020 года.

Приходя к такому выводу, доводы административного истца о том, что им в период с 3 по 30 апреля 2020 года выполнялись мероприятия, предусмотренные п. 5 Перечня, суд признает несостоятельными, поскольку режим «Чрезвычайная ситуация» в указанный период времени в установленном порядке на территории дислокации воинской части не объявлялся. При этом, осуществление административным истцом в этот период времени своих непосредственных должностных обязанностей не свидетельствует о его участии в мероприятиях, предусмотренных Перечнем.

В связи с изложенным, требования административного истца признаются судом не обоснованными и, как следствие, не подлежащими удовлетворению.

Поскольку административный иск ФИО1 удовлетворению не подлежит, то понесённые административным истцом судебные расходы, состоящие из суммы уплаченной им госпошлины в размере 300 рублей, в соответствии со ст. 111 КАС РФ так же возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 111, 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Смоленский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2020 года