Дело №2-А103/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» июля 2018 года с. Волово
Тербунский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Сенюковой Л.И.,
при секретаре Золотаревой Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора прокуратуры Воловского района Липецкой области Покидова М.Б.,
представителя ответчика Муниципального бюджетного учреждения культуры «Воловский центр культуры и досуга» ФИО1, представителя ответчика Администрации сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-А101/2018 г. по иску прокурора Воловского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Воловский центр культуры и досуга», Администрации сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области о понуждении к установлению информационной мнемосхемы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Воловского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Воловский центр культуры и досуга», Администрации сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области о понуждении к установлению информационной мнемосхемы, ссылаясь на то, что в ходе проведения прокуратурой Воловского района Липецкой области проверки соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности организаций Воловского муниципального района, установлено, что здание Муниципального бюджетного учреждения культуры «Воловский центр культуры и досуга» (далее - МБУК «Воловский ЦКД») расположено по адресу: <адрес>. МБУК «Воловский ЦКД», относится к объектам социальной инфраструктуры. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 (далее - Свод правил) при входе в здание МБУК «Воловский ЦКД» по указанному выше адресу для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании. На обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.
Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес директора МБУК «Воловский ЦКД» внесено соответствующее представление с требованием принять конкретные меры по устранению указанных нарушений законодательства.
Однако, до настоящего времени требования прокурора, содержащиеся в представлении от ДД.ММ.ГГГГ не удовлетворены, информационные мнемосхемы не установлены. В связи с чем, необходимо обеспечить устранение отмеченных нарушений, путем возложения обязанностей по их устранению на основании судебного решения.
Согласно п. 1.4 раздела 1 Устава МБУК «Воловский ЦКД», утвержденного постановлением администрации сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№, учредителем МБУК «Воловский ЦКД» является администрация сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области. Поскольку учредителем данного учреждения культуры является администрация сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области, то обязанность по выделению денежных средств и финансированию следует возложить на администрацию сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Воловского района Липецкой области Покидов М.Б. поддержал заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске.
Представитель ответчика, Муниципального бюджетного учреждения культуры «Воловский центр культуры и досуга», директор МБУК «Воловский ЦКД», ФИО1, исковые требования признала в полном объёме и по делу суду пояснила, что обстоятельства, указанные в исковом заявлении она не оспаривает.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд вправе принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.
Председательствующий в судебном заседании разъяснил представителю ответчика МБУК «Воловский ЦКД», ФИО1, содержание ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, правовые последствия признания иска. После чего ФИО1 пояснила, что ей ясны и понятны положения указанных статей ГПК РФ.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области, ФИО2 исковые требования признал в полном объёме и по делу суду пояснил, что обстоятельства, указанные в исковом заявлении он не оспаривает.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд вправе принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.
Председательствующий в судебном заседании разъяснил представителю ответчика ФИО2, содержание ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, правовые последствия признания иска. После чего ФИО2 пояснил, что ему ясны и понятны положения указанных статей ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 45 ГПК РФ, ст. 27, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В ходе прокурорской проверки установлена необходимость осуществления защиты законных прав и интересов неопределенного круга лиц, следовательно, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим иском.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п.1 частью 1, частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 477-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это, возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых, на обязательной основе, обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений, в число которых, в соответствии с п. 41 указанного перечня, отнесен СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". ("СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2012 N 605,введен в действие с 01.01.2013).
Указанный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года.
Среди этих принципов- полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В силу пункта 1.1 СП 59.13330.2012, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).
Пунктом 1.2. СП 59.13330.2012 установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
В соответствии с п. 7.1.8 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 (далее - Свод правил) при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м.. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Как видно из материалов дела, проведенной прокуратурой Воловского района Липецкой области проверкой установлено, что МБУК «Воловский ЦКД», расположенный по адресу: <адрес>. МБУК «Воловский ЦКД», не оборудован информационной мнемосхемой (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению. Факт отсутствия мнемосхемы ответчиком не отрицался.
Следовательно, МБУК «Воловский ЦКД» допущено нарушение требований законодательства, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, выразившееся в отсутствии отображающей информацию о помещениях в здании МБУК «Воловский ЦКД» информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес директора МБУК «Воловский ЦКД» внесено соответствующее представление с требованием принять конкретные меры по устранению указанных нарушений законодательства.
Однако, до настоящего времени требования прокурора, содержащиеся в представлении от ДД.ММ.ГГГГ не удовлетворены, информационные мнемосхемы ответчиками не установлены.
В силу ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Указанные выше факты не оспаривались представителем ответчика МБУК «Воловский ЦКД» ФИО1 в суде, которая исковые требования прокурора признала в полном объеме.
В соответствии со ст. 39 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Суд вправе принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.
Председательствующий в судебном заседании разъяснил ФИО1 содержание ст. 39, 173, 198 ГПК Российской Федерации, правовые последствия признания иска. После чего представитель ответчика ФИО1 пояснила, что ей понятны и ясны положения указанных статей ГПК Российской Федерации.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области, ФИО2 также исковые требования признал в полном объёме.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд вправе принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.
Председательствующий в судебном заседании разъяснил представителю ответчика ФИО2, содержание ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, правовые последствия признания иска. После чего ФИО2 пояснил, что ему понятны положения указанных статей ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым иск прокурора Воловского района Липецкой области о понуждении МБУК «Воловский центр культуры и досуга» установить при входе в помещение МБУК «Воловский центр культуры и досуга», расположенное по адресу: <...>- для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильная схема движения), в соответствии со СНиП 31-01-2001, утв. приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 г. № 605, удовлетворить.
Согласно ч.2 ст. 206 ГПК Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд, оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, проанализировав правовые нормы, полагает, необходимым обязать МБУК «Воловский центр культуры и досуга» установить при входе в помещение МБУК «Воловский центр культуры и досуга», расположенное по адресу: <адрес> - для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильная схема движения), отображающую информацию о помещениях в здании в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1.4, п.1.7 раздела 1 Устава МБУК «Воловский ЦКД», утвержденного постановлением администрации сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, учредителем МБУК «Воловский ЦКД» является администрация сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области, которая осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения.
В соответствии с п.3.1, п.3.4, п. 3.7 раздела 3 указанного Устава МБУК «Воловский ЦКД» имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества Учреждения является администрация сельского поселения Воловский сельсовет. Полномочия собственника имущества Учреждения выполняет администрация сельского поселения Воловский сельсовет.
Источником формирования имущества Учреждения являются, в том числе бюджетные поступления по смете от Учредителя.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждения осуществляется в виде запланированных поступлений, а также субсидий из бюджета сельского поселения Воловский сельсовет на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), в соответствии с муниципальным заданием с учетом расходов на содержание имущества, переданного в оперативное управление Учреждению.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать учредителя администрацию сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области осуществить полномочия по финансовому обеспечению деятельности МБУК «Воловский центр культуры и досуга», выделить денежные средства на приобретение и установку информационной мнемосхемы.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Исходя из этого, государственная пошлина взысканию с ответчиков не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воловский центр культуры и досуга» установить при входе в помещение МБУК «Воловский центр культуры и досуга», расположенное по адресу: <адрес>, - для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильная схема движения), отображающую информацию о помещениях в здании в соответствии с п. 7.1. 8 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2001", утв. приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию сельского поселения Воловский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области выделить денежные средства на приобретение и установку информационной мнемосхемы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Тербунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.И. Сенюкова.
Мотивированное решение составлено 16 июля 2018 года.