ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А108/19 от 28.03.2019 Чаплыгинского районного суда (Липецкая область)

№2-а108/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Седолобова С.Д.

с участием помощника прокурора Садилина С.А.

при секретаре Бабкиной Ю.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лев-Толстовского района Липецкой области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Гукасян Е.Г., администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Лев-Толстовского района Липецкой области 20.02.2019 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании в зимний период улично-дорожной сети в п. Лев Толстой.

Прокурор Лев-Толстовского района Липецкой области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Гукасян Е.Г., администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области, мотивируя его тем, что индивидуальным предпринимателем Гукасян Е.Г. и администрацией Лев-Толстовского муниципального района не обеспечивается надлежащее содержание дорог местного значения в зимний период, что создает тем самым реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу граждан.

В судебном заседании помощник прокурора Лев-Толстовского района Садилин С.А. исковые требования в защиту интересов неопределенного круга лиц поддержал и просил суд иск удовлетворить, но с учетом погодных условий просил суд решение в части возложения на ответчиков обязанности приведения автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями, установленными Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» не исполнять.

Ответчик Гукасян Е.Г., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствии не заявил.

Представитель ответчика Коротеев А.В. в судебное заседание не явился, но от него имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, исковые требования признает в полном объеме.

Суд, выслушав доводы сторон, и изучив письменные доказательства, представленные в судебное заседание, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам органов местного самоуправления муниципальных районов.

Под осуществлением дорожной деятельности в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В силу ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст.

В соответствии с п. 4.5 вышеуказанного ГОСТа улицы подразделяют на группы по их значению в соответствии с таблицей 4.1., в том числе группа «Д» - улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные.

Пунктом 8.1 вышеуказанного ГОСТа (таблица 8.1) установлены сроки устранения снега и зимней скользкости на проезжей части.

Рыхлый и талый снег на улицах категории «Д» устраняется в течение 5 часов с момента окончания снегопада, а зимняя скользкость в течение 5 часов с момента обнаружения.

В силу п. 8.1 вышеуказанного ГОСТа на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.

Согласно п. 8.8 вышеуказанного ГОСТа формирование снежных валов не допускается:

- на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости;

- ближе 10 м от пешеходного перехода;

- ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств;

- на тротуарах.

Также ГОСТом предусмотрен вывоз сформированных снежных валов с улиц.

Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 7 указанной классификации в состав работ по зимнему содержанию входят, в том числе:

- механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин;

- погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация;

- распределение противогололедных материалов;

- регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов.

Согласно заключенного с администрацией Лев – Толстовского муниципального района муниципального контракта индивидуальный предприниматель Гукасян Е.Г. обязуется выполнять работы по зимнему содержанию дорог общего пользования местного значения п. Лев Толстой. Сроки выполнения работ с 01.01.2019 г. по 31.03.2019 г.

Техническим заданием к муниципальному контракту установлены виды оказываемых услуг:

-Улицы: очистка дорожного полотна от снега с помощью спец. техники, обработка противогололедными материалами, удаление снега с улицы (вывоз);

-Очистка от снега, обработка противогололедными материалами, удаление снега (вывоз или сдвигание снега на свободные территории);

-Автопавильоны: Очистка от снега, обработка противогололедными материалами, удаление снега (вывоз или сдвигание снега на свободные территории).

Также Техническим заданием к муниципальному контракту установлены требования по объему и качеству оказываемых услуг: в период между снегопадами на дорогах не должно быть зимней скользкости. Тротуары должны быть очищены от снега. Не допускается наличие снежных валов на пересечении улиц, на тротуарах, прилегающих к проезжей части.

В ходе проверки был проведен осмотр улично-дорожной сети п. Лев Толстой.

Проведенным осмотром установлено:

При этом, согласно информации Липецкого ЦГМС – филиал ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» на территории Лев – Толстовского района 18.02.2019 г., 19.02.2019 г., а также на момент осмотра 20.02.2019 г. осадков не было. Кроме того, в указный период температура воздуха была отрицательной, что свидетельствует о том, что своевременные и надлежащие действия по предотвращению образования зимней скользкости и удалению снега не производились.

Выявленные недостатки свидетельствуют о том, что индивидуальным предпринимателем Гукасян Е.Г. и администрацией Лев-Толстовского муниципального района не обеспечивается надлежащее содержание дорог местного значения в зимний период, что создает тем самым реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу граждан.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора Лев-Толстовского района Липецкой области к ИП Гукасян Е.Г., администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения подлежат удовлетворению, но учитывая, что в связи с погодными условиями отсутствует необходимость в обязании ответчиков совершать определенные действия, суд считает возможным решение суда не приводить в исполнение.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. При этом государственная пошлина взыскивается с ответчика.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Таким образом, вопрос о распределении государственной пошлины между ответчиками судом не рассматривался.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается при подаче заявления неимущественного характера для физических лиц в размере 300 рублей.

В связи с этим суд считает возможным взыскать с ответчика Гукасян Е.Г. неуплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Индивидуального предпринимателя Гукасян Е.Г. и администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области, которое выражается в ненадлежащем исполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания автомобильных дорог местного значения в зимний период.

Возложить на Индивидуального предпринимателя Гукасян Е.Г. и администрацию Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области обязанность привести в соответствие с требованиями, установленными Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст:

Решение в части приведения автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями, установленными Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» к исполнению не обращать.

Взыскать с Гукасян Е.Г. в бюджет Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области неуплаченную государственную пошлину в сумме 300 ( триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение одного месяца с момента изготовления решения в его окончательной форме.

Председательствующий Седолобов С.Д.