ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А16/20 от 18.02.2020 Елецкого районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-А16/2020

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2020 года с. Измалково

Елецкий районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Баранова С.В.,

при секретаре Поляковой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГАУ «Елецкий лесхоз» о возложении обязанности устранить несанкционированную свалку,

УСТАНОВИЛ:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Пономаревский сельский совет Измалковского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности устранить несанкционированную свалку, ссылаясь на то, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в рамках надзорных полномочий проведен мониторинг мест несанкционированного складирования отходов производства и потребления на территории Липецкой области, в том числе на территории сельского поселения Пономаревский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области. Установлено, что на территории сельского поселения Пономаревский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области на земельном участке, расположенном <адрес> допущен сброс отходов на почву: отходов продукции из целлофана незагрязненных (код отхода по ФККО - 43419901205), отходов упаковочного картона незагрязненного (код отхода по ФККО - 40518301605), отходов из жилищ (код отхода по ФККО - 73110000000), растительных отходов при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код отхода по ФККО - 73130002205), тары стеклянной незагрязненной (код отхода по ФККО - 45110200205), отходов тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненных (код отхода по ФККО - 43811000000), отходов из жилищ несортированных, исключая крупногабаритные (код отхода по ФККО - 73111001724), мусора от сноса и разборки зданий несортированного (код отхода по ФККО - 81290101724), отходов строительных материалов на основе картона (рубероида, пергамина, толи) незагрязненных (код отхода по ФККО - 82620000000), лома кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код отхода по ФККО — 81220101205) площадью примерно 200-400 кв. м. Просил обязать администрацию сельского поселения Пономарёвский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области организовать сбор отходов производства и потребления на специальное отведенное место, отвечающее гигиеническим и санитарно-эпидемическим требованиям.

По ходатайству истца путем вынесения протокольного определения от 30.01.2020 года произведена замена ненадлежащего ответчика администрации сельского поселения Пономаревский сельский совет Измалковского муниципального района Липецкой области на надлежащего – ГАУ «Елецкий лесхоз».

В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры в связи с занятостью оперативных работников. В заявлении указал, что исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине.

Суд считает возможным, в соответствии со ст.233-244 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле, в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В силу ст. 120 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.

Защитные леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 123 Лесного кодекса РФ на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как следует из материалов дела, прокурорской проверкой установлено, что на территории сельского поселения Пономаревский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области на земельном участке, расположенном <адрес> допущен сброс отходов на почву: отходов продукции из целлофана незагрязненных (код отхода по ФККО - 43419901205), отходов упаковочного картона незагрязненного (код отхода по ФККО - 40518301605), отходов из жилищ (код отхода по ФККО - 73110000000), растительных отходов при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код отхода по ФККО - 73130002205), тары стеклянной незагрязненной (код отхода по ФККО - 45110200205), отходов тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненных (код отхода по ФККО - 43811000000), отходов из жилищ несортированных, исключая крупногабаритные (код отхода по ФККО - 73111001724), мусора от сноса и разборки зданий несортированного (код отхода по ФККО - 81290101724), отходов строительных материалов на основе картона (рубероида, пергамина, толи) незагрязненных (код отхода по ФККО - 82620000000), лома кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код отхода по ФККО — 81220101205) площадью примерно 200-400 кв. м., что привело к образованию и нахождению на территории сельсовета несанкционированной свалки.

В материалах дела имеется справка главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 18.11.2019 года и фототаблица (приложение к результатам обследования территории Измалковского муниципального района на наличие стихийных свалок) на которой зафиксировано место несанкционированной свалки.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, спорный земельный участок относятся к объекту собственности субъекта Российской Федерации, право собственности Липецкой области зарегистрировано 03.09.2009 года. За ГАУ «Елецкий лесхоз» 22.02.2017 года зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, предназначенным для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, для осуществления лесохозяйственных мероприятий.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (ст. 78 ЗК РФ).

В силу ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Из смысла приведенной нормы следует, что субъект права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком наделен правомочиями владения и пользования земельным участком в пределах, установленных нормативными правовыми актами.

Землепользователь обязан соблюдать требования о целевом использовании земельного участка.

Приведенным выше законодательством не допускается сброс (выбрасывание, складирование, временное хранение) отходов на любых территориях вне специально установленных мест.

Собственник отходов обязан размещать отходы в специально отведенных местах.

В том случае, если установлен собственник осуществивший сброс (выбрасывание, складирование, временное хранение) отходов в местах, не предназначенных для их размещения, то именно он несет обязанность по устранению свалки.

В том случае, если собственник отходов не установлен, то обязанность по устранению свалки должна быть возложена на правообладателя земельного участка, поскольку он допустил бездействие, позволившее беспрепятственное складирование отходов на принадлежащем ему земельном участке.

Коль скоро, собственники отходов производивших их складирование на земельном участке, принадлежащем ответчику по делу не установлены, то именно ГАУ «Елецкий лесхоз», как правообладатель земельного участка обязан устранить несанкционированную свалку.

Доказательств того, что на момент рассмотрения спора в суде несанкционированная свалка отходов на земельном участке была устранена, стороной ответчика не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что свалка расположена за пределами данного земельного участка.

В силу ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом предоставлены доказательства в обоснование заявленных исковых требований, которые суд признает допустимыми и достоверными.

Ответчиком возражений не представлено.

При изложенных обстоятельствах у суда имеются законные основания для удовлетворения исковых требований Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на ответчика обязанности устранить несанкционированную свалку.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-244 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ГАУ «Елецкий лесхоз» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления (отходов продукции из целлофана незагрязненных, отходов упаковочного картона незагрязненного, отходов из жилищ, растительных отходов

при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, тары стеклянной незагрязненной, отходов тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненных, отходов из жилищ несортированных, исключая крупногабаритные, мусора от сноса и разборки зданий несортированного, отходов строительных материалов на основе картона (рубероида, пергамина, толи) незагрязненных, лома кирпичной кладки от сноса и разборки зданий и др.), размещенных на земельном участке, расположенном <адрес>

Разъяснить ответчику ГАУ «Елецкий лесхоз», что оно вправе подать в Елецкий районный суд Липецкой области заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Елецкий районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Елецкий районный суд Липецкой области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий С.В. Баранов