Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2021 года с. Измалково
Елецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Юдаковой Л.В.,
при секретаре Семериковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-А211/2021 по иску прокурора Измалковского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области и администрации Измалковского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести работы по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Измалковского района Липецкой области, действующий на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести работы по постановке земельных участков, на которых расположены кладбища, на государственный кадастровый учет, зарегистрировать право муниципальной собственности.
В обоснование иска указывает, что земельные участки, на которых размещены кладбища, в соответствии с земельным законодательством, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» находятся в ведении органа местного самоуправления сельского поселения. Как объект недвижимости кладбище представляет собой имущественный комплекс, который должен иметь собственника.
Определением суда от 17.06.2021г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Измалковского муниципального района Липецкой области.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Измалковского района Федоров А.П. исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился. Глава администрации ФИО1 письменно известила суд о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В судебном заседании 17.06.2021г. представитель ответчика администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области по доверенности ФИО2 с иском согласилась и объяснила, что администрация с 2019 года ведет работу по оформлению земельного участка, на котором расположено общественное кладбище, в муниципальную собственность сельского поселения. В ближайшее время земельный участок будет поставлен на кадастровый учет и на него будет зарегистрировано право муниципальной собственности сельского поселения.
Соответчик администрация Измалковского муниципального района Липецкой области своего представителя в судебное заседание не направили. Представитель по доверенности ФИО3 письменно известила суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. В письменных объяснениях на иск указала, что земли, на которых размещены кладбища, расположенные на территории Слободского сельсовета, находятся в ведении органа местного самоуправления сельского поселения – администрации сельского поселения, которая обязана их содержать. Вместе с тем, осуществлять полномочия по содержанию кладбищ надлежащим образом невозможно без определения границ территории, на которой размещено кладбище, путем межевания и постановки на кадастровый учет земельного участка. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межпоселенческих территориях муниципального района. То есть, предоставление земельного участка для размещения кладбища находится в ведении муниципального района и носит заявительный характер. Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ. В случае обращения администрации сельского поселения Слободской сельсовет с соответствующим заявлением и предоставлении всех необходимых документов, оно будет рассмотрено, и в случае соответствия всем требованиям действующего законодательства заявителю будет предоставлен земельный участок для указанных целей.
Суд с учетом мнения прокурора счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области, соответчика администрации Измалковского муниципального района Липецкой области по имеющимся в нем доказательствам.
Выслушав прокурора, изучив письменные объяснения полномочного представителя ответчика администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области, полномочного представителя соответчика администрации Измалковского муниципального района Липецкой области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 7 Закона Липецкой области от 02.10.2014г. № 322-ОЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области» за сельскими поселениями закрепляется организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст.4 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Как объект недвижимости кладбище представляет собой имущественный комплекс, который должен иметь собственника.
В соответствии с ч.4 и ч.5 ст.16 данного ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
В силу ч.3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Таким образом, земли, на которых размещены кладбища, расположенные на территории сельского поселения, находятся в ведении органа местного самоуправления сельского поселения- администрации поселения, которая обязана их содержать. Вместе с тем, осуществлять полномочия по содержанию кладбищ надлежащим образом невозможно без определения границ той территории, на которой размещено кладбище, путем межевания и постановки на кадастровый учет земельного участка.
В ч.2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межпоселенческих территориях муниципального района.
В силу ч.5 ст. 39.15 ЗК РФ лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса РФ (ч.6 ст. 39.15 ЗК РФ).
Согласно ч.5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении, и по результатам принимает, в том числе решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, и направляет принятое решение заявителю.
Из положений части 14 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что при подаче заявления о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведения об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком.
Из материалов дела следует, что на территории сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области находятся два общественных кладбища: <...>, и <...>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 10.08.2015г. собственником земельного участка, находящегося по адресу: с Асламово, ул. Выгонная, д.4 Измалковского района Липецкой области, на котором расположено общественное кладбище, является администрация сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области.
Однако земельный участок, на котором расположено кладбище в <...> на государственный кадастровый учет не поставлен, право муниципальной собственности на него не зарегистрировано. В связи с чем, невозможно надлежащим образом содержать место захоронения (соблюдать санитарно-защитные зоны, расстояние от жилой застройки, организовать водоснабжение и водоотведение и пр.) которое не индивидуализировано как объект недвижимости (граница, площадь).
Учитывая вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска к администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области, поскольку земли, на которых размещены кладбища, расположенные на территории сельского поселения, находятся в ведении органа местного самоуправления сельского поселения-администрации поселения, которая обязана их содержать, что невозможно без определения границ той территории, на которой размещено кладбище, путем межевания и постановки на кадастровый учет земельного участка. При изложенных обстоятельствах в удовлетворении иска к администрации Измалковского муниципального района Липецкой области надлежит отказать.
Суд соглашается, что разумным сроком для обеспечения выполнения кадастровых работ и постановки образуемых земельных участков под общественными кладбищами на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на них является период в девять месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 320-321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Измалковского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести работы по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского района Липецкой области в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по постановке земельного участка, находящегося по адресу: <...> на котором расположено общественное кладбище, на государственный кадастровый учет, зарегистрировать право муниципальной собственности.
В удовлетворении иска к администрации Измалковского муниципального района Липецкой области отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Елецкий районный суд.
Председательствующий -
Решение в окончательной форме принято судом 27.07.2021г.
Председательствующий -