Дело: №2-А293/2014 г.
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2014 г. с.Доброе
Липецкий районный суд в составе:
председательствующего судьи Черникова С.Н.
при секретаре: Некрасовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФХ «Начало» о понуждении провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
у с т а н о в и л :
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФХ «Начало» о понуждении провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, мотивировав тем, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха со стороны ФХ «Начало». Установлено, что в результате осуществления ФХ «Начало» хозяйственной деятельности по адресу: <адрес> эксплуатируются следующие действующие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: два склада для хранения зерна; помещение для стоянки техники; помещение пилорамы; крытый ток, 10 единиц сельхозтехники и другие. Установлено, что при наличии источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу ФХ «Начало» в нарушение требований федерального законодательства не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. По результатам проверки Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области вынесено постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы ФХ «Начало» ФИО2 по ст. 8.1 КоАП РФ и наложен штраф в размере 2 000 руб. Таким образом, ФХ «Начало» осуществляет деятельность с нарушением требований экологического законодательства.
В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФХ «Начало» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, в судебное заседание не прибыло, надлежащим образом уведомлено о времени, месте и дате рассмотрения дела.
В силу ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившего ответчика в порядке заочного производства.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» — атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Исходя из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, веденного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004г. №14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (далее — инвентаризация) проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п. 1 Раздела 1.1 «Общие положения»).
При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 Раздела 1.1 «Общие положения»).
Работы по инвентаризации подразделяются на следующие основные этапы: изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;
— подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;
— кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферного воздуха. Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код- идентификатор (как правило, номер), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого источника загрязнения атмосферы в пределах промплощадки предприятия.
— анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;
— выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
— определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики источников загрязнения атмосферы и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси;
— составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия. (п. 3 Раздела 1.1 «Общие положения»).
Согласно п. 1 Раздела 1.2 «Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы.
К неорганизованным источникам относятся, в т. ч. открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, хламо и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов; оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.). В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.); резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов (п. 2 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу").
Судом установлено, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха со стороны ФХ «Начало», согласно которой установлено, что при наличии источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу ФХ «Начало» в нарушение требований федерального законодательства не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ.
По результатам проверки Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области вынесено постановление о привлечении к административной ответственности главы ФХ «Начало» ФИО2 по ст. 8.1 КоАП РФ и наложен штраф в размере 2 000 руб. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного штрафа, договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., актом приема-передачи указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., сведениями о наличии самоходных машин и прицепов к ним у ФХ «Начало» на ДД.ММ.ГГГГ., справкой главы ФХ «Начало» ФИО2 по эксплуатации зданий и помещений в ДД.ММ.ГГГГ., объяснениями главы ФХ «Начало» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ФХ «Начало» осуществляет деятельность с нарушением требований экологического законодательства. В связи с этим, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес>, т.к. отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния учреждения на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Вышеперечисленные нарушения действующего законодательства являются основаниями для удовлетворения требований Липецкого межрайонного природоохранного прокурора.
В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ В случае, если по решению суда, обязывающему ответчика совершить определенные действия, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 233-235 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать ФХ «Начало» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся в результате деятельности хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в районе зернотока бывшего колхоза «<данные изъяты>».
Ответчик вправе подать в Липецкий районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: С.Н. Черников