ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А402/2022 от 27.09.2022 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-А402/2022

УИД 48RS0005-02-2022-000314-66

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

27 сентября 2022 года село Доброе

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Королевой С.Е.,

при секретаре Карташовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кириной Ю. В. к Управлению дорог и транспорта Липецкой области об устранений препятствий в пользовании земельным участком путем демонтажа металлического ограждения,

УСТАНОВИЛ:

Кирина Ю.В. обратилась с иском к Управлению дорог и транспорта Липецкой области об устранений препятствий в пользовании земельным участком, мотивируя тем, что она является собственником земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , с разрешенным использование для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок располагается вдоль региональной автодороги, однако подъезд к земельному участку ограничивается установленным барьерным ограждением, иные подъездные пути отсутствуют. Обратившись в Управление дорог и транспорта с заявлением по вопросу демонтажа барьерного ограждения для организации подъезда к земельному участку, заявителю было предложено для подъезда к участку рассмотреть возможность использовать имеющиеся рядом разрывы в барьерном ограждении. Считает, что действиями ответчика, а именно, установкой металлического отбойника барьерного ограждения нарушено ее право владения и пользования земельным участком, поскольку у нее отсутствует возможность подъезда к принадлежащему ему земельному участку. Кроме того, при возведении металлического отбойника (барьерного ограждения), был нарушен предусмотренный пунктом 2 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принцип обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, так как интересы собственника земельного участка, учтены не были, ее права владения и пользования земельным участком были нарушены. Так как иных путей проезда, кроме с дороги к земельному участку отсутствует, через имеющиеся разрывы, которые имеются в барьерном ограждении подъехать к участку невозможно из-за отсутствия дорог, уклона, нахождения на пути следования столбов электричества. В связи с чем просит обязать Управление дорог и транспорта Липецкой области для обеспечения подъезда демонтировать 4,5 м металлическое ограждение на участке дороги, примыкающей к принадлежащему Кириной Ю.В. земельному участку с кадастровым номером

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика судом привлечено ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области».

Истец в судебное заседание не явилась, ее представитель Марчуков И.Б. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в исковом заявлении, дополнив, что после демонтажа барьерного ограждения истец намерена обратиться в администрацию сельского поселения с просьбой об организации проезда.

Представители ответчика Управления дорог и транспорта Липецкой области Попова Ю.Д. и Симакова Н.А. исковые требования не признали, поддержали представленные письменные возражения, согласно которых, земельный участок истца с кадастровым номером расположен по адресу: Указанный участок истицей приобретен в 2021 году. Вместе с тем, по в проходит автомобильная дорога общего пользования регионального значения Липецкой области 42 ОП РЗ 42К-075 «Липецк-Борисовка-прим. к а/д Доброе- Мичуринск». Вдоль дорожного полотна в 2014 году была установлена линия наружного освещения, которая ограждена барьерным ограждением. В соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства от 21 июля 2009 г. № 260-р «Об издании и применении ОДМ 218.4.004-2009 «Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог», существенное увеличение вероятности возникновения ДТП происходит из-за влияния наличия сужений проезжей части, пересечений и примыканий без переходноскоростных полос с необеспеченной боковой видимостью. К мероприятиям по повышению безопасности движения по элементам и характерным участкам дорог относится в том числе сокращение количества примыканий. Также, на дорогах с высокой интенсивностью движения разрабатываются мероприятия по организации движения с минимальными помехами основному транспортному потоку. Выезд с прилегающих территорий населенных пунктов к дорогам предусматривают на параллельные улицы и дороги или на дополнительные полосы (проезды). Барьерное ограждение устанавливается в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», в том числе в местах концентрации ДТП, связанных со встречным столкновением транспортных средств, или для профилактики возникновения таких мест (п.8.1.2). На рассматриваемом участке автомобильной дороги ограничена видимость - согласно проекту организации дорожного движения автомобильной дороги общего пользования регионального значения Липецкой области 42 ОП РЗ 42К-075 «Липецк-Борисовка-прим. к а/д Доброе- Мичуринск» радиус кривой на рассматриваемом участке дороги в плане составляет 762 м. В соответствии с требованиями СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги» не допускается располагать пересечения и примыкания с внутренней стороны на кривых в плане радиусами менее 800 м - на дорогах категорий III, IV категорий (п.6.11). Таким образом, на автомобильной дороге «Липецк-Борисовка-прим. к а/д Доброе-Мичуринск» км 18+120 справа отсутствуют условия для организации безопасного съезда к земельному участку с кадастровым номером . Вместе с тем, надлежащий уровень безопасности дорожного движения может быть обеспечен при организации подъезда к земельному участку через существующие съезды с автомобильной дороги «Липецк-Борисовка-прим. к а/д Доброе-Мичуринск» км 18+110, км 18+170 справа.

Представитель ответчика ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» Бородина О.В. и Холодов С.А. иск не признали, поскольку отсутствует возможность демонтажа исходя из проекта организации дорожного движения на данном участке автомобильной дороги и непосредственной близи имеется съезд с автомобильной дороги для доступа на участок истца, т.к. расстояние между двумя съездами, между которыми расположен земельный участок истца, составляет 55м.

Представитель 3го лица филиала ПАО «Россети Центр»-Липецкэнерго» Василенко Н.И. пояснила, что в отношении ЛЭП установлена охранная зона по 2м. от линии электропередачи, однако проезд в охранной зоне не запрещен.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец Кирина Ю.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: по договору купли-продажи от 01.07.2021г.

По в проходит автомобильная дорога общего пользования регионального значения Липецкой области 42 ОП РЗ 42К-075 «Липецк-Борисовка-прим. к а/д Доброе- Мичуринск».

Вдоль дорожного полотна в 2014 году была установлена линия наружного освещения, которая ограждена барьерным ограждением, которая согласно акту приемочной комиссии от 26.12.2014г. принята в эксплуатацию.

Согласно решения от 30.04.2020г. №418 Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области автомобильная дорога «Липецк-Борисовка-прим. к а/д Доброе-Мичуринск» передано в оперативное управление ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области».

Согласно проекту организации дорожного движения автомобильной дороги общего пользования регионального значения Липецкой области 42 ОП РЗ 42К-075 «Липецк-Борисовка-прим. к а/д Доброе- Мичуринск» радиус кривой на участке дороги в районе земельного участка с кадастровым номером в плане составляет 762 м.

Согласно акту замеров от 26.07.2022г. длина барьерного ограждения между имеющимися съездами на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Липецкой области «Липецк-Борисовка-прим. к а/д Доброе- Мичуринск» а районе земельного участка с кадастровым номером составляет 55 м.

Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с пунктом 45 совместного постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

В силу положений пункта 1 статьи 43 ЗК РФ, а также пункта 3 статьи 261 ГК РФ граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Согласно п.2 ч.1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В силу положений ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с подп.5 п.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного | значения поселения.

Распоряжением Росавтодора от 12.05.2015 N 853-р утвержден «ОДМ 218.6.015-2015. Отраслевой дорожный методический документ...", согласно которому в перечень категорий улиц для населенных пунктов сельского типа включены хозяйственные проезды, скотопрогоны.

В соответствии с п. 3.1., п. 3.2., 3.4., 3.11, 3.16, 3.26 раздела 3 СНиПШ-10- 75«Благоустройство территорий», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 25.09.1975 N 158, при строительстве внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны соблюдаться требования главы СНиП«Автомобильные дороги». Правила настоящего раздела содержат особенности по строительству внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, наружных лестниц, пандусов, отмосток и бордюров.

СП 42.13330.2011. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (утв. приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820 к улицам и дорогам местного назначения относит проезды- подъезды транспортных средств к жилым и общественным зданиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

Пунктом 11.5 СП 42.13330.2011 установлено, что расчетные параметры улиц и дорог сельских поселений следует принимать по таблице 9.

Таблицей 9 установлено, что в жилой застройке сельского поселения ширина хозяйственного проезда, предназначенного для прогона личного скота и проезда грузовой техники к приусадебным участкам - 4,5 метра.

Нормы СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820, предусматривают обязательные пути проезда экстренных служб с земельному участку, в соответствии с требованиями строительных норм и правил, а также требованиями безопасности дорожного движения.

Из представленных суду документов, усматривается что земельный участок истца с кадастровым номером 48:05:0770201:7 не является смежным к земельному участку с кадастровым номером 48:05:0230101:1, в границах которого располагается автомобильная дорога "Липецк-Борисовка-а/д Липецк-Мичуринск". Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона №257–ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В тоже время стороной истца не представлено документов, подтверждающих получение разрешение на строительство примыкания к автомобильной дороге "Липецк-Борисовка-а/д Липецк-Мичуринск". Из пояснений представителя истца Кириной Ю.В. Марчукова И.Б с указанным заявлением в органы исполнительной власти истец не обращалась.

Прав на владение и распоряжение земельным участком, расположенным между земельным участком с кадастровым номером и земельным участком с кадастровым номером , в границах которого располагается автомобильная дорога "Липецк-Борисовка-а/д Липецк-Мичуринск" истец не обладает.

Таким образом, территория между рассматриваемой автомобильной дорогой и земельным участком истца относится к муниципальной собственности. А отсюда следует, что планировка и строительство внутриквартальных проездов, застройка районов, микрорайонов и кварталов, устройство хозяйственных проездов относится к компетенции органа местного самоуправления - Кореневщинский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области.

В соответствии со ст.37 устава сельского поселения Кореневщинский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границе населенных пунктов сельского поселения (п.9), организация благоустройства территории сельского поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) (п.16) и иное.

В соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства от 21 июля 2009 г. № 260-р «Об издании и применении ОДМ 218.4.004-2009 «Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог», существенное увеличение вероятности возникновения ДТП происходит из-за влияния наличия сужений проезжей части, пересечений и примыканий без переходноскоростных полос с необеспеченной боковой видимостью.

К мероприятиям по повышению безопасности движения по элементам и характерным участкам дорог относится в том числе сокращение количества примыканий.

Также, на дорогах с высокой интенсивностью движения разрабатываются мероприятия по организации движения с минимальными помехами основному транспортному потоку. Выезд с прилегающих территорий населенных пунктов к дорогам предусматривают на параллельные улицы и дороги или на дополнительные полосы (проезды).

Барьерное ограждение устанавливается в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», в том числе в местах концентрации ДТП, связанных со встречным столкновением транспортных средств, или для профилактики возникновения таких мест (п.8.1.2).

На рассматриваемом участке автомобильной дороги ограничена видимость - согласно проекту организации дорожного движения автомобильной дороги общего пользования регионального значения Липецкой области 42 ОП РЗ 42К-075 «Липецк-Борисовка-прим. к а/д Доброе- Мичуринск» радиус кривой на рассматриваемом участке дороги в плане составляет 762 м. В соответствии с требованиями СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги» не допускается располагать пересечения и примыкания с внутренней стороны на кривых в плане радиусами менее 800 м - на дорогах категорий III, IV категорий (п.6.11).

Таким образом, на автомобильной дороге «Липецк-Борисовка-прим. к а/д Доброе-Мичуринск» км 18+120 справа отсутствуют условия для организации безопасного съезда к земельному участку с кадастровым номером .

Вместе с тем, надлежащий уровень безопасности дорожного движения может быть обеспечен при организации подъезда к земельному участку через существующие съезды с автомобильной дороги «Липецк-Борисовка-прим. к а/д Доброе-Мичуринск» км 18+110, км 18+170 справа.

Проверив доводы истца, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку требования истца не соответствуют безопасности дорожного движения, кроме того имеется возможность использования имеющихся съездов и территории перед земельным участком истца для использования ее в качестве проезда к участку.

В соответствии с требованиями ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кириной Ю. В. к Управлению дорог и транспорта Липецкой области и ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» об устранений препятствий в пользовании земельным участком путем демонтажа 4,5 м. металлического ограждения автомобильной дороги отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд.

Судья С.Е. Королева

Мотивированное решение изготовлено 30.09.2022