ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-А462/16 от 20.06.2016 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-А462/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2016 года с.Доброе

Липецкий районный суд Липецкой области

в составе председательствующего судьи Накоряковой С.В.

при секретаре: Баевой И.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Добровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Добровского муниципального района, МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского района о понуждении к определенным действиям,

у с т а н о в и л :

Прокурор Добровского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Добровского муниципального района, МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского района о понуждении к определенным действиям, мотивировав тем, что прокуратурой Добровского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в деятельности общеобразовательных учреждений на территории Добровского муниципального района. В ходе проверки были выявлены нарушения указанного законодательства, требующие прокурорского вмешательства. Вопреки требованиям действующего федерального законодательства, администрацией образовательного учреждения при осуществлении образовательной деятельности допускаются нарушения, влекущие ущемление прав и законных интересов несовершеннолетних, не принятие необходимых мер по обеспечению надлежащей охраны зданий МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского района с целью предотвращения незаконного проникновения в учреждение и совершения террористических актов, в частности детский сад не оснащен системами видеонаблюдения. Согласно Уставу МБДОУ детский сад МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского района, учредителем данного общеобразовательного учреждения является администрация Добровского муниципального района. Таким образом, предотвращение незаконного проникновения в учреждение и совершения террористических актов, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Просит обязать администрацию Добровского района выделить денежные средства на установку системы видеонаблюдения в МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе в соответствии с требованиями СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Обязать МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского района установить в 3х месячный срок после получения выделенных денежных средств систему видеонаблюдения в соответствии с требованиями СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

В судебном заседании помощник прокурора Добровского района Миглина О.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, приведя доводы изложенные в иске.

Представитель ответчика, администрации Добровского муниципального района, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, возражений против заявленных требований не представили.

Представитель ответчика МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского района в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется письменное заявление, в котором исковые требования прокурора Добровского района Липецкой области признали в полном объеме, последствия признания иска им разъяснены и понятны, просили дело рассмотреть в их отсутствие, кроме того факт отсутствия видеонаблюдения подтвердили, указали, что видеонаблюдение не установлено в связи с отсутствием денежных средств.

Суд, изучив материалы дела, доводы сторон приходит к следующему выводу.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае индивидуализировать и привлечь к участию в деле в качестве истцов конкретных лиц, невозможно, поэтому обращения прокурора в защиту неопределенного круга лиц, является законным и обоснованным.

В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность, направленная на предупреждение терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) и т.д.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района.

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 №1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10 утвержден свод правил СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», указанный в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 №1047-р (далее СНиП 31-06-2009).

Согласно пункту 6.48 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Добровского района проведена проверка исполнения МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского района соблюдения требований законодательства об образовании в деятельности общеобразовательных учреждений на территории Добровского муниципального района. В ходе проверки было выявлено, что в МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе установлено, что не приняты необходимые меры по обеспечению надлежащей охраны здания детского сада с целью предотвращения незаконного проникновения в учреждение и совершения террористических актов, в частности, детский сад не оснащен системами видео наблюдения.

Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиками и подтверждаются совокупностью доказательств по делу, в том числе: информацией отдела образования администрации Добровского района о системе видеонаблюдения и оснащения учреждений дошкольных образовательных организациях Добровского муниципального района от 29.04.2016г., лицензией на осуществление образовательной деятельности, уставом указанного муниципального образовательного учреждения, письменными объяснениями заведующей, актом проверки от 10.04.2016г., решением коллегии прокуратуры области от 29.01.2016г. № 20-4-2016.

Таким образом установлено, что осуществление деятельности указанного образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а так же ущербу имущества.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Согласно Уставу МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского района, учредителем данного общеобразовательного учреждения является администрация Добровского муниципального района. Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по надлежащему техническому обеспечению образовательных учреждений является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, то есть администрации Добровского муниципального района Липецкой области.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В данном случае нет оснований полагать, что признание иска ответчиком противоречит закону или нарушает чьи-либо права или законные интересы.

В соответствии с п.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, учитывая признание иска ответчиком МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского района, суд приходит к выводу, что наряду с МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского района администрация Добровского муниципального района Липецкой области также не выполнила требования норм закона, указанного выше, в связи с чем имеются законные основания для удовлетворения заявленных требований прокурора в полном объеме.

В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд –

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Добровского района выделить денежные средства на установку системы видеонаблюдения в МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского района в соответствии с требованиями СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Обязать МБОУ МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» с. Доброе Добровского района установить в 3х месячный срок после получения выделенных денежных средств систему видеонаблюдения в соответствии с требованиями СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области.

Председательствующий: С.В. Накорякова

Мотивированное решение изготовлено 24.06.2016г.